Похищение школьного автобуса

1. Автобус из начальной школы.
Ежедневно, десятки тысяч школьных автобусов выезжают на дороги Америки. Широкие желтые машины подбирают детей утром от остановок и после обеда развозят по домам. Работают они и летом — многие школы открывают летние лагеря, куда можно за небольшие деньги отправить ребенка. Очень удобно.
Маленький городок Чоучилла (Chowchilla) в Калифорнии тоже организовывал летний лагерь на базе своей начальной школы. И 15 июля 1976 года 26 детей 5-14 лет из него направились развлекаться в бассейн на проходившей недалеко ярмарке. Как раз на школьном автобусе, который вел опытный водитель Фрэнк Эдвард Рэй, известный всему городу как Эд. По плану, автобус должен был вернутся в город не позднее 5 вечера.
Но автобус не вернулся к назначенному времени. Обеспокоенные родители стали донимать звонками школу и офис шерифа. Полиция живо откликнулась на звонки и все полицейские кроме секретарши бросились объезжать местные дороги. Вдруг случилась авария или поломка? Довольно быстро установили, что автобус совершил 3 запланированные остановки по дороге домой, но дальше его след терялся. Уже в 7.30 шериф по местному радио объявил тревогу и запросил помощи штата.
В 8 вечера автобус был найден в 9 милях к западу от города. Его загнали в канаву, прикрыли ветками и бамбуковыми занавесками, явно пытаясь быстро замаскировать. Вокруг не было никаких следов ног, внутри все чисто — нет следов крови, борьбы или чего то необычного. И детей с водителем там тоже не было.
Был только нечеткий след колес рядом, но тут полицейских постигла неудача. Как назло — пошел дождь и начался сильный ветер, смывший след рисунка шин.
Город и штат осознали, что дети исчезли довольно быстро — уже вечерние новости были полны самых разнообразных версий. Быстро нашли аналогии с одним из рассказов в антологии Хичкока, кто то вспомнил о знаменитом письме «убийцы-Зодиака», от 1969 года, где говорилось о том, что школьные автобусы и дети в них — легкие цели. К утру, о ситуации узнала вся страна, в Чоучиллу рванули федеральные правоохранители.
В случае с похищениями — считается, что первые сутки-двое являются решающими: если не удается установить стабильный контакт с похитителями то похищенные, как правило, обречены.
Но звонков от похитителей не было. Неужели маньяк-массовый убийца?!

2. Что случилось на дороге.
Эд уверенно вел автобус, до дома было рукой подать. О чем он думал тогда? Принять душ, переодеться, выпить дома бутылочку холодного пивка, обнять любимую жену и детей. Чего еще хочет шофер после жаркого дня в дороге?
У обочины справа припарковался белый минивэн, стоявший рядом мужчина яростно махал руками. Эд затормозил и остановившись, увидел как мужчина ловко натянул на лицо чулок и выхватил пистолет.
«Открывай двери!». Шансов уйти не было, дети прилипли к окнам. Он открыл. Из вэна выскочили еще двое с оружием. Двое бандитов сели в автобус, один поехал за ними. Они почти сразу свернули с дороги и всех загнали в два минивэна. Никаких окон, все щели плотно заклеены снаружи.
Их возили в минивэнах 11 часов. Дети были напуганы, от жары почти невозможно было дышать. Воды не было, туалета тоже. Самые маленькие описались. Все давно уже потеряли направление и понятия не имели куда их везут. Глубокой ночью машины остановились.
«Выходите! Снимайте штаны и обувь!». Их загнали куда то вниз в сильно наклоненный металлический короб. Сверху глухо бахнули металлические двери, потом загремел металл — сверху двери подперли чем то очень тяжелым. Эд и дети оказались в ловушке.

3. Во мраке.
В их тюрьме были какие то вещи — удалось нащупать матрасы, какие то коробки. О чудо — похитители оставили им фонарик! В коробках было несколько бутылок с водой, какие то батончики. В нижних углах были пробиты дырки — очевидно под туалет.
Было трудно дышать, но их явно не хотели задушить — в крыше были узкие дырки для воздуха. Где то там, сверху начинался жаркий летний день.
Дети почти не плакали. Большинство было в таком шоке, что просто не могли. Самые старшие девочки как могли, успокаивали малышей. Пели им песенки, просили подпевать. Наверное, только это не дало им сойти с ума от ужаса.
Эд говорил детям — «все будет хорошо, вы будете в безопасности». Он не знал, верили ли они. Не видел их лиц, фонарик был один, а запасных батареек не было. Старый водитель, он быстро понял, что они сидят в кузове загнанного под землю под большим углом фургона. До задних дверей было почти не дотянутся.
В тишине, прерываемом только песенками и всхлипами прошло еще 12 часов.

4. Наверху.
Прошли почти сутки, а у следствия ничего не было. То есть — вообще ничего. А на месте были лучшие спецы из всех «контор» страны. Эксперты ФБР с микроскопами облазили автобус, местность только что носами не обнюхали, начали проверять все возможные версии. Телефон разрывался от звонков от людей, которые что то видели. Но каждый раз это что то оказывалось ничем.
Родители сходили с ума, Одесса — жена Эда отбивалась от репортеров и следователей и только что по потолку не ходила.
Время шло.

5. Путь наверх.
К середине дня у Эда созрел план. Сидеть и ждать смерти он не мог, вода закончилась, дети просили пить. Он сам выпил лишь глоточек и понимал — они не переживут на жаре следующую ночь.
Дети собрали все матрасы и коробки в кучу, Эд и два самых старших мальчика стали пытаться дотянуться до дверей. Дотянуться то получалось, а вот открыть — нет. Сверху лежало что то очень тяжелое (металлический лист и две промышленные батареи по 45 кило каждая). Удачей было то, что в фургоне нашелся кусок палки, которую удалось засунуть в щель между дверей. Эд нечеловеческими усилиями просунул руки в образовавшуюся щель и сдвинул металлический лист. Почти на весу, из неустойчивого положения, с вытянутыми вверх руками он работал несколько часов пока смог отодвинуть и одну из батарей. Чтоб вы понимали — ему было на тот момент 55 лет.
Но вторую батарею можно только сбросить вниз — внутрь фургона. Тяжелая штука в падении могла запросто убить кого то из детей. Они выстроились держась друг за друга у противоположной стены, старшие закрыли собой самых маленьких. Кто то молился.
Эд дернул батарею на себя и она с грохотом рухнула, на лету чуть не отбив ему ноги.
С ужасом глянув вниз он спросил: «всё ок?».
Все были живы!
На руках в расширившуюся щель просунули самого маленького мальчика. Малыш повел себя как настоящий разведчик: залег в песке, осмотрелся, оглядел окрестности. Тихо, как учили в школе скаутов обползал окрестные кусты. Через 5 минут его физиономия заглянула в щель. «Никого!».
Эд поднимал на руках детей одного за другим. Малыши тянули друг друга за руки, вытягивая друзей наверх.
Последним они все вместе вытянули Эда.
На прорыв к солнцу ушло еще 4 часа.

6. Хоум, свит хоум!
Двое рабочих карьера в окрестностях городка Ливермор, Калифорния уже собирали манатки. Вечер, смена закончилась, пора домой. Их изрядно удивила вереница детей, которые медленно ковыляли к ним по горячему песку босыми ногами под руководством единственного взрослого. Что то явно было не так и они поспешили навстречу.
Слава богу, в рабочем фургончике нашлась вода и детей удалось быстро напоить. Один из работяг прыгнул в машину и живо смотался к ближайшему телефону. Лавина скорых, пожарных и полицейских машин со всех ближайших городков ринулась к карьеру. Родителям тут же сообщили — дети найдены и живы. Все живы!
Всех немедленно доставили в ближайшую больничку, вымыли-осмотрели-накормили. Все были в порядке, по крайней мере — физически.
Следующим утром Эд и дети вернулись в Чоучиллу. Эд вернулся в рабочем комбинезоне и ботинках, которые отдал ему рабочий карьера и сразу рассказал публике всю историю. Полиция и ФБР узнали все еще раньше. Похитителей детей везде жалуют примерно как террористов и свора лучших полицейских псов помчалась по горячему следу.

7. Облава.
Тогда еще не было современной криминалистики с базами данных, обширными системами слежения и прочего. Работали классически, топча ногами землю, разговаривая с людьми и собирая улики ползая на коленках. Первой же зацепкой стал закопанный фургон. Его моментально откопали, установили номера и последнего покупателя. Им был некий Фред Вудс. Почти мгновенно было установлено, что это сын владельца карьера. Отец Фреда, богатый человек, владелец множества бизнесов в штате был в глубоком шоке, но заявил что не знает где сын. Он соврал, хотя и не поплатился за это. (Сын пришел к нему чуть раньше и все рассказал.)
Но и это еще не давало стопроцентной уверенности, потому что самого Фреда найти пока не могли. Дети и Эд по разному описывали похитителей, множество противоречий сбивало следствие с толку. Помог …гипноз! Эд под гипнозом вспомнил номера одного из вэнов, еще кое-какие подробности. Номер машины совпал с машиной купленной Фрэдом Вудсом чуть ранее. Попался, мерзавец!
Ищейки почуяли кровь и мигом сформировали круг знакомств Фреда. Сотни детективов ФБР и штата за считанные дни обошли сотни контактов и переговорили с тысячами людей. Удалось установить двух братьев, друзей Фреда которых никто уже не видел несколько дней. Ричард и Джеймс Шёнфельды, дети известного в штате педиатора, тоже обеспеченные ребята.
Всех взяли в течении двух недель. Вудс сначала удрал в Канаду, братья остались в Калифорнии, хотя и пытались бежать. Но когда твой портрет в каждой газете и каждой телепередаче от закона не уйти. Они не сопротивлялись при задержании. Бежать было некуда.

Читайте также:  Автобус белая глина краснодар через новопокровскую

8. Что это было?
Этот вопрос задавали себе все. Как выросшие в богатых семьях белые ребята пошли на столь чудовищное преступление? Чего они хотели то??
А хотели они денег. Парни мучались своей никчемностью в тени могучих отцов. Закончив школу они пытались начинать свои дела, но ничего не получалось. А им хотелось быть не просто сыновьями богатых родителей, но самостоятельными, успешными людьми. Они любили боевики и детективы и в какой то момент созрел безумный план похищения детей. За выкуп конечно. Хотели $5 млн. За 8 месяцев до операции выкупили машины, вырыли яму в карьере отца Фреда, загнали туда фургон. Долго выбирали тихое место для захвата, просчитывали пути отхода и то как запутают следы. Купили даже небольшой рентгеновский аппарат, дабы просветить на предмет закладок сумки с выкупом. Записали на пленку сильно измененным голосом обращение с требованием выкупа.
Все должно было получится, все отрепетировали. Через 24 часа по плану у них должны были быть деньги, а заложников должны были освободить. За сутки до захвата автобуса они попытались первый раз, но их спугнули. И они все равно не сдались — решили повторить.

Так что же пошло не так, ведь полиция так и не получила звонка с требованием выкупа?!
Вы не поверите — они НЕ ДОЗВОНИЛИСЬ. Телефонная линия в полиции Чоучиллы была только одна и на нее звонили родители, репортеры и фбровцы. Похитители пытались много часов, но плюнули и легли спать. Проснувшись, они первым делом услышали по радио новости об освобождении детей 🙂

9. Что было дальше.
— суд выписал троице пожизненное без права помилования. Дорогие адвокаты и всевозможные уловки не помогли. Отчасти их спасло то, что они не били детей. Если бы с головы хоть одного ребенка упал бы волос, губернатор Калифорнии был бы вынужден восстановить смертную казнь — так велико было давление общества и прессы.
— в 1981 году право на помилование было восстановлено, но не ранее чем через 30 лет при условии идеального поведения.
— братцы Шенфельды вышли в 2012 и 2015
— Фред Вудс сидит до сих пор. Этой весной ему вновь отказали в УДО. В 21-й раз. Его папочка помер, оставив ему все богатства и чувак находясь за решеткой аж дважды женился. Одна из жен тут же разошлась с ним, вторая погибла в ДТП. А еще он купил себе 60 дорогих тачек. Надеюсь, никогда на них не прокатится.
— дети попавшие в заложники стали объектом изучения многочисленных психологов. Увы, судьба многих из них не очень благополучна — шрамы ужаса в мозгу и сердце ребенка не так легко излечить. Но все они живы, у большинства уже есть дети и внуки.
— Фрэнк Эдвард Рэй вышел на пенсию в 1988 году, 40 лет проработав водителем школьного автобуса. Со временем, он выкупил тот самый автобус у властей за $500 и полностью восстановил. Автобус теперь стоит в городском музее. Эд умер в 2012 году в возрасте 91 года. До самой смерти он отказывался признавать себя героем. У него двое детей, куча внуков и правнуков.
— ежегодно, 26 февраля (в годовщину смерти водителя-героя) Чоучилла и окрестности отмечают Edward Ray Day в память о том, кто сумел позаботиться о вверенных ему детях.
— об этой истории написано множество книг и снято несколько телефильмов. Но до большого экрана она не дошла.

Источник

1976 Похищение чаучиллы — 1976 Chowchilla kidnapping

1976 Chowchilla похищения было похищение в водителе школьного автобуса и 26 детей, в возрасте от 5 до 14, в Chowchilla, штат Калифорния , 15 июля 1976 г. Три похитителей держали пленник в грузовике коробок захоронены в карьере в Ливерморе, штат Калифорния , намереваясь потребовать выкуп за их возвращение. Примерно через 16 часов под землей водитель и дети откопались и скрылись.

Сын владельца карьера Фредерик Ньюхолл Вудс IV и двое его друзей, братья Джеймс и Ричард Шенфельды, были признаны виновными в этом преступлении. К 2015 году оба Шенфельда были условно освобождены. Следующее слушание по делу об условно-досрочном освобождении Вудса назначено на 2024 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Похищение

Около 16:00 в четверг, 15 июля 1976 года, водитель школьного автобуса Фрэнк Эдвард «Эд» Рэй возил 26 учеников начальной школы Дэйриленд домой из летнего класса в плавательный бассейн ярмарочной площади Чаучилла, когда фургон заблокировал дорогу перед зданием. автобус. Рей остановил автобус и столкнулся с тремя вооруженными людьми в нейлоновых чулках, закрывающих лица. Один из мужчин протянул Рэю пистолет, а другой вел автобус; третий мужчина последовал за ним в фургоне.

Похитители спрятали автобус в Беренда-Слау, неглубоком рукаве реки Чаучилла , где был припаркован второй фургон. Задние окна обоих фургонов были выкрашены в черный цвет; их интерьеры были укреплены панелями. Рэя и детей затолкали в два фургона под прицелом, а затем в течение 11 часов возили вокруг них, а затем отправили в карьер ( 37 ° 39′48 ″ с.ш., 121 ° 48′29 ″ з.д.  /  37,66333 ° с. Ш. 121,80806 ° з.  / 37,66333; -121.80806 ) в Ливерморе, Калифорния. Ранним утром 16 июля похитители заставили жертв спуститься по лестнице в заглубленный движущийся грузовик, который они снабдили небольшим количеством еды, воды и матрасами.

Позже Рэй и старшие дети сложили матрасы так, чтобы некоторые из них могли добраться до отверстия в верхней части грузовика, которое было покрыто толстым листом металла и отягощено двумя 100-фунтовыми промышленными батареями. После нескольких часов усилий Рэй и старший мальчик, 14-летний Майкл Маршалл, раскололи крышку деревянным бруском и передвинули батарейки; Затем они выкопали остатки обломков, блокирующих вход. Через шестнадцать часов после того, как они вошли в грузовик, группа вышла и направилась к лачуге карьера, недалеко от регионального парка Шэдоу Клифс Ист-Бэй.

Аресты и осуждения

Сын владельца карьера, 24-летний Фредерик Ньюхолл Вудс IV, быстро попал под подозрение как один из людей, у которых были ключи от карьера и достаточный доступ, чтобы похоронить там движущийся грузовик; он и двое его друзей, братья Джеймс и Ричард Шонфельды (24 и 22 года соответственно) ранее были осуждены за крупную кражу автомобиля, за что были приговорены к испытательному сроку. Был оформлен ордер на имущество отца Вудса, и там полиция обнаружила одно из пистолетов, использованных при похищении, а также проект записки о выкупе, но трое мужчин скрылись. Вудса поймали через две недели после похищения в Ванкувере, Британская Колумбия , Канада . Джеймс Шенфельд был схвачен ранее в тот же день в Менло-парке, Калифорния , а Ричард Шенфельд добровольно сдался властям через восемь дней после похищения.

Похитители не смогли позвонить и потребовать выкуп в размере 5 миллионов долларов, потому что телефонные линии в полицейское управление Чаучиллы были заблокированы звонками СМИ и семьями, разыскивающими своих детей. Они заснули в какой-то момент в пятницу, 16-го, и проснулись поздно вечером от телевизионных новостей, в которых им сообщалось, что жертвы освободились и находятся в безопасности. Позже Джеймс Шенфельд заявил, что, несмотря на то, что он происходил из богатых семей, и он, и Вудс были по уши в долгах: «Нам нужно было несколько жертв, чтобы получить несколько миллионов, и мы выбрали детей, потому что дети драгоценны. Государство будет готово заплатить за них выкуп. И они не сопротивляются. Они уязвимы. Они будут против «.

Некоторые детали преступления соответствовали деталям в «Дне исчезновения детей», рассказе Хью Пентекоста , опубликованном в «Дерзких детективах» Альфреда Хичкока (1969). Копия этой книги хранилась в публичной библиотеке Чаучиллы, и полиция предположила, что она вдохновила похитителей.

Все трое преступников признали себя виновными в похищении людей с целью получения выкупа и грабежа, но отказались признать себя виновными в нанесении телесных повреждений, поскольку обвинительный приговор по этому пункту в совокупности с обвинением в похищении предусматривал обязательное пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения. Их судили по обвинению в причинении телесных повреждений, признали виновными и вынесли обязательный приговор, но их обвинительные приговоры были отменены апелляционным судом, который установил, что телесные повреждения, полученные детьми (в основном порезы и синяки), не соответствовали нормам для телесных повреждений, установленных в закон. Их повторно приговорили к пожизненному заключению с возможностью условно-досрочного освобождения. Ричард Шенфельд был освобожден в 2012 году, а Джеймс Шенфельд был условно освобожден 7 августа 2015 года.

В октябре 2019 года Фредерику Вудсу было отказано в условно-досрочном освобождении в 19-й раз; его следующее слушание по условно-досрочному освобождению было назначено на 2024 год. На протяжении многих лет причины отказов включали его постоянное минимизацию своего преступления, а также дисциплинарные проступки за хранение контрабандной порнографии и мобильных телефонов.

В 2016 году иск о компенсации рабочим, поданный против Вудса, также показал, что он управлял несколькими предприятиями, включая золотой рудник и автосалон, из-за решетки, не уведомляя при необходимости тюремные власти. Наследник двух богатых калифорнийских семей, Ньюхоллов и Вудсов, он унаследовал трастовый фонд от своих родителей, который, как было описано в одном судебном заявлении, составляет 100 миллионов долларов (хотя адвокат Вудса оспаривал эту сумму). Он трижды женился, находясь в тюрьме, и купил особняк примерно в 30 минутах езды от тюрьмы.

Последствия

Фрэнк Эдвард «Эд» Рэй (26 февраля 1921 — 17 мая 2012) получил награду Калифорнийской ассоциации школьных работников за выдающиеся общественные работы. Перед смертью в 2012 году его навещали многие школьники, которых он помог спасти. В 2015 году парк спорта и отдыха в Чоучилле был переименован в парк Эдварда Рэя, и каждый 26 февраля в Чоучилле объявлялся Днем Эдварда Рэя.

Читайте также:  Москва нижний нов автобус

Один из детей, Джефф Браун, погиб в 1981 году в результате аварии на сельскохозяйственном оборудовании, когда ему было 15 лет. Его младшая сестра Дженнифер также была одной из жертв похищения.

Исследование показало, что похищенные дети страдали от панических атак, кошмаров, связанных с похищениями и смертью, а также изменениями личности. Многие стали бояться таких вещей, как «машины, темнота, ветер, кухня, мыши, собаки и хиппи», а один застрелил японского туриста из пулемета BB, когда машина туриста сломалась перед его домом. Многие из детей продолжали сообщать о симптомах травмы, по крайней мере, через 25 лет после похищения, включая злоупотребление психоактивными веществами и депрессию, а некоторые были заключены в тюрьму за «выполнение чего-то контролирующего по отношению к кому-то другому». То, что было извлечено из последствий, которым подверглись похищенные дети, послужило основой для лечения маленьких жертв травм с момента похищения.

В 2016 году двадцать пять выживших похищенных детей урегулировали иск, который они подали против своих похитителей. Деньги, которые они получили, были выплачены из доверительного фонда Фредерика Вудса, и, хотя точная сумма выплаты не разглашалась, один выживший заявил, что каждый из них получил «достаточно, чтобы заплатить за серьезную терапию, но недостаточно для дома».

В популярной культуре

Двухчасовой фильм, снятый для телевидения, об этом событии, который был показан в сети ABC 1 марта 1993 года под названием: « Они забрали наших детей: Похищение чаучиллы» . В нем снимались Карл Малден в роли водителя автобуса Эда Рэя и Джули Харрис в роли его жены.

Похищения чаучиллы были показаны в 7-й серии 2-го сезона программы « Дом ужасов: похищение», которая транслируется по американской кабельной сети Investigation Discovery . Эпизод «Похоронен заживо», впервые вышедший в эфир 21 апреля 2015 года, был рассказан с точки зрения Майкла Маршалла, который в 14 лет был старшим из детей в автобусе.

В эпизоде Inside Edition некоторые из похищенных женщин воссоединились, чтобы рассказать свои истории о похищениях. Автобус от похищенных людей, который сейчас хранится на складе фермы Чаучилла, также был замечен в эпизоде.

В 2019 году телевизионный новостной журнал 48 Hours исследовал эту историю в эпизоде ​​«Живи, чтобы рассказать: Похищение чаучиллы».

Источник

Кошмарная ночь: 32 года назад бандиты захватили автобус со школьниками в Орджоникидзе

32 года назад террористы захватили в Орджоникидзе автобус с детьми. Операция по их освобождению до сих пор считается одной из самых успешных для спецслужб.

Пионерской организации давно уже нет, возраст тоже не пионерский, но на встречи выпускников эти одноклассники по-прежнему приходят в алых галстуках. С желанным атрибутом всех советских детей заложники отказались расставаться даже под угрозой смерти.

«Террористы пообещали освободить каждого из нас, если мы сожжем или порвем свои пионерские галстуки. А тогда пионером было почетно быть. Мы все перепугались, попрятали свои галстуки в карманы, ни никто их не стал рвать», – вспоминает бывший заложник Вадим Тубеев.

Поход на экскурсию в типографию ученики и классный руководитель 4 «Г» класса 42-ой Орджоникидзевской школы (ныне Владикавказ) планировали несколько недель. Первого декабря время удалось выкроить, и сразу после уроков класс отправился в типографию.

Четвероклассникам показали процесс рождения книги и подарили еще пахнущие свежей краской плакаты с изображением Владимира Высоцкого. А на улице школьников уже ждал автобус.

Террористы были сотрудниками городской автоколонны. Поэтому угнать вместительный автобус ЛАЗ-687 было не сложно. Попытки захватить в заложники учеников возле школы были безуспешны. Бандиты колесили по городу, пока на одной из улиц не увидели группу детей.

Учителю показали наспех написанный путевой лист, объяснили, что автобус за классом прислали из школы. Дети и педагог обрадовались, что не придется возвращаться в школу в мороз и снег. Через километр автобус остановился и пассажирам объявили, что они заложники.

«Мы не знали значения этого слова, не понимали, как это страшно, – вспоминает Залина Мисикова. – Но я очень испугалась, когда увидела в автобусе огромную собаку. Еще нас предупредили, что под каждым сидением трехлитровые баллоны с бензином и что родителей мы, скорее всего, больше не увидим».

О тех событиях позже сняли фильм «Взбесившийся автобус». Главаря банды Павла Якшиянца в картине сыграл Амаяк Акопян. Именно Якшиянц подсмотрел идею с захватом заложников в боевике, а потом решил реализовать ее. В «напарники» взял четверых друзей. У каждого судимости, проблемы в семье и страсть к наркотикам.

«Весь земной шар был в шоке, – вспоминает один из главных переговорщиков с террористами, генерал Таймураз Батагов. – Произошедшее в Орджоникидзе – было из ряда вон выходящее. Почему? Потому что объектом преступления стали дети».

Автобус с 33 заложниками приехал к Обкому. Оперативники МВД и КГБ оперативно блокировали весь периметр. Были предложения штурмовать автобус. Но тогдашний замминистра МВД Батагов выступил против.

«Что такое штурмовать автобус с баллонами бензина? Одна пуля попадет в баллон, и весь автобус сгорит дотла. Началась бы стрельба, в живых не осталось бы ни детей, ни террористов».

В школе о случившемся узнали от руководства республики, вспоминает тогдашний завуч 42 школы Раиса Кайтмазова. Стали тут же обзванивать родителей и составлять списки учащихся. Повезло лишь одной девочке, она опоздала на экскурсию в типографию. Через полчаса в школу стали сбегаться встревоженные родители.

«Родители шли и шли, помню, заскакивает мужчина и начинает кричать «Где мой ребенок? Отдайте моего сына, дайте трубку, я позвоню Горбачеву». Мы никак не могли его успокоить, вспоминает бывший завуч Раиса Кайтмазова. – Мать другого стояла и просто плашмя упала на пол. Это был ужас».

Таймураз Батагов вспоминает, как испуганные родители снимали с себя золотые украшения. Серьги, кольца, цепочки клали в чью-то шапку, а потом попросили отнести все бандитам. Но для освобождения детей террористам нужно было гораздо больше.

От властей террористы потребовали 2 миллиона долларов и самолет с возможностью вылететь за границу.

«Команда была не применять оружие до конца. Нам нужно было выиграть время, – объясняет генерал Батагов. – Мы знали, что они принимают наркотики. Мы даже думали начинить ампулы с эфедрином снотворным, бандит уколется и заснет. Но на это нужно было время, а у нас его не было».

К вечеру 1 декабря дети в автобусе стали мерзнуть, проголодались и хотели пить.

«В школе тогда была продленка, там были одеяла, подушки. Мы все это собрали и хотели отправить, чтобы хоть как-то согрелись дети, – говорит бывший школьный завуч. – Но тогда на бандитов удалось надавить, и детям передали одежду».

По указанию Генсека Михаила Горбачева 2 миллиона в долларах, фунтах стерлинга и немецких марках были собраны. А вот приземлиться в аэропорту Северной Осетии тяжелый грузовой ИЛ-76 не мог. Подходящая воздушная гавань только в Минеральных водах.

Загнать автобус планировали прямо в самолет. Лететь планировали в Южную Африку. От этой идеи захватчиков отговорили оперативники, пришлось бы делать две дозаправки.

«Якшиянц потребовал лететь в Афганистан, но очень быстро от этой идеи отказался, – говорит генерал Таймураз Батагов. – Он испугался, что борт могут посадить в похожем аэропорту в Ташкенте, а потом арестуют. Отказался и от этого».

Лучшим вариантом оказался Израиль. На тот момент у СССР с этой страной были натянутые отношения. Там не было советского посольства, дипломатических отношений, а самое главное – договора о выдаче преступников.

По пути в аэропорт Минвод Павел Якшиянц просит остановиться возле следственного изолятора. В обмен на арестованного друга обещает выпустить 6 детей. Оперативники МВД и КГБ соглашаются. Но вместо шестерых на волю отпускают всего одну девочку.

«Мы старались друг друга поддерживать, успокаивали. А наши мальчики уже тогда были мужчинами, – рассказывает Залина Мисикова. – Когда встал вопрос кого освободить, сомнений не было. Выпустили самую младшую из нашего класса. Ее передали в окно автобуса».

«Мы выпустили осужденного Кривоносова, – говорит генерал. – Якшиянц стал его уговаривать «Поедь с нами, будешь на золотой карете кататься». Но Кривоносов повел себя мужественно. Он стал их уговаривать: «Вы что делаете! Там же дети сидят, отпустите их. Зачем вы торги устраиваете, я готов с вами ехать, но только отпустите школьников».

Дорога в аэропорт заняла 6 часов. Колонна из машин оперативников и родителей растянулась на десять километров.

«Мы не спали всю ночь. Ни еда не радовала, ни бутерброды, ни кефир, – вспоминает бывшая заложница Регина Габуева. – Они при нас употребляли наркотики и их раздражало, что мы шумим. Они кричали на нас и требовали от учительницы, чтобы она «заткнула» нас».

«Когда нас напугали, что родителей больше не увидим, мы с одноклассницей Олей стали писать письма нашим мамам, хотели отправить их с голубями», – вспоминает страшные часы Настя Попова.

Грузовой Ил уже ждал на взлетной полосе в Минводах, а оперативники пересчитывали деньги перед передачей захватчикам. Главарь банды Якшиянц несколько раз выходил на связь с новыми требованиями.

«Работники КГБ и МВД несколько раз ходили к «взбесившемуся автобусу», – говорит участник событий Батагов. – Носили одеяла, воду, эфедрин и наркотики, чтобы «взбодриться». Каждый раз Якшиянц заставлял нас раздеваться, боялся, что на нас будут пистолеты».

На взлетно-посадочной полосе террористы потребовали оружие и бронежилеты. За это обещали освободить половину детей.

«Террористы были не глупые. У Якшиянца, например, было три судимости. Он все время контролировал, нет ли снайперов. А получив бронежилеты и оружие, сказал, что использует нас «живым щитом» когда будет пересаживаться в самолет».

Главарь вновь не сдержал слова. На борт он заставил подняться 11 школьников и их учительницу. Начались тяжелые переговоры. Сотрудник КГБ предложил в качестве заложников себя и пилотов. Захватчики согласились. Последние ученики и их учительница оказались на свободе. Когда все три мешка с валютой оказались на борту, самолет взял курс на Израиль.

Читайте также:  Киев луганск автобус стоимость билета

Ожидаемого теплого приема в Тель-Авиве не случилось. Террористов вывели из самолета и поставили на колени на бетонке. Местным силовикам Якшиянц даже предлагал сделку: миллион долларов за шанс улететь в Южную Африку. Вместо этого банду вернули в СССР.

«Захваты заложников в самолетах случались в СССР и до этого: в Омске, Сухуме, – вспоминает генерал Таймураз Батагов. – Спецы отрабатывали там хорошо, но без жертв не обходилось. Захват школьников в Орджоникидзе – первая спецоперация, где не пролилась кровь заложников».

Банду Якшиянца приговорили к срокам от 14 до 15 лет. За героизм учительница Наталья Ефимова получила из рук Михаила Горбачева Орден «За личное мужество». А для генерала Батагова главной наградой за успешную спецоперацию стал подарок от спасенных детей – алый пионерский галстук.

Источник

Чоучилла история исчезновения автобуса со школьниками

Операция снайперов по спасению детей в Джибути

Освобождение детей, взятых в заложники в Джибути 4 февраля 1976 года, вошло в учебники по антитеррору, но о подробностях того, что произошло, мир узнал не так давно. Выросшие дети, устав от отказов признать их жертвами террористов, рассказали миру правду о трагических событиях того дня.

Захват детей и остановка на границе

3 февраля 1976 года с французской авиабазы, располагавшейся на территории Республики Джибути, в сторону одноименного города отправился автобус с детьми в возрасте от 7 до 12 лет. Они ехали в школу, собирая по дороге одноклассников. На одной из остановок вслед за детьми, которых с учителем и водителем набралось 31 человек, в салон вбежали четверо вооружённых людей. Они направили оружие на водителя и потребовали ехать к границе с Сомали.

От Джибути до первого пограничного поста в местечке Лояда всего 18 км. Обстреляв на выезде из города блокпост жандармерии, террористы устремились к границе. Через полчаса автобус оказался возле французского блокпоста, от которого до Сомали оставалось пара сотен метров. На посту знали, что автобус захвачен, а потому, выставив на пути тяжёлый грузовик, вынудили водителя остановиться.

Террористы, к которым присоединились ещё два боевика, пришедших со стороны Сомали, согласились вступить в переговоры. Они назвали себя бойцами Фронта освобождения сомалийского берега. Требования боевиков были таковы: немедленно отпустить из французских тюрем их соратников, вывести французские войска и отменить проведение референдума по дальнейшей судьбе Джибути. В противном случае они грозились начать убивать детей. Командование французских сил отправило в помощь гарнизону таможни силы Иностранного легиона. Анализ обстановки показывал, что возможности без потерь освободить детей нет — оставалось только тянуть время и ждать профессионалов.

Лучшим в борьбе с террористами во Франции на тот момент считалась «Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN — Groupe d’Intervention de la Gendarmerie Nationale), которая комплектовалась добровольцами из наиболее подготовленных жандармов. Создал группу и руководил ею капитан Кристиан Пруто (Christian Prouteau) — опытный командир, способный на нестандартные и смелые решения.

Как только была получена команда на отправку в Джибути, Пруто запросил подробную информацию о ситуации и местности. Несколько военных подошли к автобусу и, заверив террористов, что их освобождённые из тюрем друзья уже грузятся во Франции в самолёты, попросились сфотографироваться на память. Отщёлкав плёнку, они помахали испуганным детям и спокойным шагом отправились на позиции. Через час перед Пруто лежал план местности и фотографии.

Как спрятаться в пустыне

Основной проблемой, вставшей перед капитаном Пруто, было абсолютно ровное пространство вокруг автобуса — на сотни метров простиралась гладкая как стол пустыня. В отдалении виднелись пальмовые рощи, но в радиусе 150–200 метров вокруг автобуса не было ничего, что можно было использовать как укрытие. Пруто подсчитал, что преодолеть 200 метров удастся за 30 секунд, которых террористам хватит для отражения атаки и убийства детей. Штурм под прикрытием бронетехники тоже ставил жизни заложников под угрозу. Оставалось только одно — убить всех террористов одновременно, одним залпом. Осложнялось всё тем, что в случае штурма допускался огонь по французским силам со стороны сомалийских пограничников — с десяток солдат направили на французов оружие.

Джибути, где среднегодовая норма осадков не превышает 100 мм, по праву называется «Печью Африки», и оставлять детей в раскалённом автобусе ещё на один день было опасно. Времени на разработку операции не было, и Кристиан Пруто принял решение — всю работу сделает залп группы снайперов. Так как террористов было шестеро, он посчитал, что нужно всего шесть снайперов, а ещё двоих он взял для подстраховки. Вечером 3 февраля группа из девяти человек приземлилась в аэропорту Джибути и немедленно отправилась к пограничному посту.

Рано утром восемь снайперов заняли позиции в 180 метрах от автобуса, едва-едва прикрывшись небольшой грядой камней. Для удобства идентификации террористов Пруто пронумеровал их и закрепил за каждым по снайперу. Ежеминутно они докладывали о возможности точного выстрела. Чтобы не отвлекать руки на работу с рацией, жандармы скотчем прилепили их на шеи.

Бойцы GIGN не выпускали боевиков из прицелов, ожидая, когда все окажутся в зоне гарантированного поражения. Но благоприятный момент всё не наступал — террористы постоянно входили и выходили, расхаживали по автобусу, а напуганные дети крутили головами, закрывая бандитов. Солнце поднималось всё выше, но шанс так и не появился. Тут французам улыбнулась удача — террористы наконец-то разрешили накормить детей. Этим и решили воспользоваться — в еду добавили мощное снотворное.

Ровно в 14:00 контейнеры с едой передали в автобус. Дети жадно пили воду и кушали. Через час транквилизаторы подействовали — заложники стали засыпать. На удивление спецназа, террористы ничего не заподозрили, полагая, что это от усталости. Пришла пора действовать, но Пруто по-прежнему не получал команды на открытие огня. Ему приказали начинать атаку только тогда, когда в автобусе останется один боевик, а остальные выйдут. Капитан попросил дать разрешение на начало операции, не дожидаясь такого стечения обстоятельств, и в эфире повисла тишина — никто не хотел брать на себя ответственность.

Тогда Пруто решился действовать самостоятельно, и в 15:45, после подтверждения снайперами целей, подал условный сигнал. Раздался синхронный залп снайперских винтовок, четыре террориста тут же упали замертво и в их тела впились контрольные пули, а пятый погиб через мгновение. Однако за автобусом оставался ещё один боевик!

15-минутная война и её итоги

Снайперские винтовки полетели на землю, и бойцы, пролежавшие без движения 10 часов, на затёкших ногах бросились к автобусу с револьверами 44 калибра. Секунды отделяли их от автобуса, и тут случилось то, чего все боялись — со стороны сомалийского блокпоста в их сторону открыл огонь пулемёт.

Все бросились на землю. В это время последний террорист, спасшийся от снайперского огня, забежал в салон автобуса через заднюю дверь и открыл стрельбу. Видя это, Пруто под шквальным огнём бросился к автобусу, за ним последовали ещё два бойца. Солдаты Иностранного Легиона открыли огонь по сомалийцам и под прикрытием пулемётов подогнали к автобусу джипы. Один легионер оказался в салоне и выстрелил в террориста, но промахнулся. В это время жандарм, влетев в переднюю дверь, двумя выстрелами снёс террористу голову. Через разбитые окна извлекли детей и отвезли в безопасное место, после чего бой возле блокпоста разгорелся с новой силой. Сомалийцы откатились вглубь своей территории, а бойцы Иностранного Легиона заняли их позиции и взяли трофеи в виде оружия. Вся операция заняла 15 минут.

Если бы не огонь сомалийцев, жандармы наверняка сумели бы избежать гибели заложников — потерянные секунды оказались роковыми. Погиб один ребёнок, ещё пять были ранены, из которых одна девочка умерла в больнице. Один из детей был похищен и попал в Сомали, откуда его освободили неделю спустя. Получили ранения учитель и водитель, который впоследствии стал инвалидом, лишившись ноги.

Все шесть террористов были уничтожены, получили ранения не менее 20 сомалийских солдат, как минимум один из них погиб. Так заверяла французская сторона, хотя в последующем власти Сомали, предъявляя Франции претензии за военную агрессию, заявили о шести своих героически павших солдатах. Армия Сомали привела свои части в полную боевую готовность, но не решилась на открытое противостояние с Францией, ограничиваясь громкими заявлениями.

Освобождение детей стало первой для GIGN операцией за рубежом. Несмотря на жертвы среди заложников, считается, что она была проведена успешно, так как в безвыходной ситуации грамотная и смелая тактика позволила избежать больших потерь. Сейчас, с учётом многолетнего опыта противостояния с терроризмом, некоторые моменты спецоперации вызывают недоумение. Например, почему на огневой позиции не остался ни один снайпер, а все бросились к автобусу, почему в качестве оружия выбрали револьверы, которые не могли поразить противника на дальнем расстоянии. Тем не менее, французский спецназ показал высокую выучку и способность принимать самостоятельные решения, опираясь не на команды из штабов, а на собственное видение ситуации.

Референдум в Джибути состоялся через год. По его итогам страна получила независимость, и французы были вынуждены уйти. Сейчас, в череде гражданских войн и противостояний местных племён, времена «колониального ига» многими местными жителями вспоминаются как «золотой век» Джибути.

Источник

Чоучилла история исчезновения автобуса со школьниками