Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 12

ношение этих скоростей характеризует использование рабочего времени ПС.

2.5. Пробег подвижного состава

Расстояние, проходимое ТС за определенный период работы, называется пробегом. Он может выполняться ТС с грузом, являясь производительным, т.к. при этом создается транспортная работа, и без груза, который бывает порожним (холостым) и нулевым.

Порожний пробег – это пробег без груза, совершаемый при выполнении транспортных циклов для подачи ПС от места разгрузки к месту погрузки. Он является составной частью транспортного процесса. Нулевой пробег является подготовительным и вызывается необходимостью подачи ТС к месту работы из транспортного предприятия в пункт погрузки и возврата с маршрута на предприятие. Кроме того, к нулевым пробегам относят все передвижения ТС, не относящиеся к транспортному процессу (с маршрута на маршрут, на заправку и т.п.).

Общий пробег за нарядное время (Lсут):

Lсут = Lг + Lх + Σ l , где Lг – пробег ТС с грузом, км;

Lх – порожний пробег ТС, км;

Σ l – суммарный нулевой пробег ТС, км.

где lег – пробег с грузом за ездку, называемый длиной груженой ездки, км; lе – длина ездки, км:

lе = lег + lх , где lх – порожний пробег ТС за ездку, км.

При отсутствии нулевых пробегов β за время в наряде и βе будут равны.

Коэффициент использования пробега повышают за счет сокращения нулевых и порожних пробегов путем предварительной работы по маршрутизации перевозок (составления рациональных маршрутов).

3. Производительность подвижного состава

Производительность – это количество перевезенного или планируемого к перевозке тонн груза либо выполненной или планируемой транспортной работы (ткм) за единицу времени (час, смену, неделю, месяц, квартал, год и т.п.).

Производительность за 1 ч называют часовой.

Работу транспортного предприятия оценивают величиной прибыли (П), которую определяют как разность между доходами и затратами:

П = Д – З, где Д – доходы за рассматриваемый период, грн; З – затраты за тот же период, грн.

Прибыль за 1 ч работы находят следующим образом:

где d – доход предприятия, равный тарифу за перевозку 1 т груза, грн/т; S – себестоимость перевозки 1 т груза, грн/т; WQ – часовая производительность ТС, т/ч.

Анализ этого выражения показывает основные пути повышения прибыли – повышение тарифа, что не является рациональным в условиях рынка; снижение затрат и повышение часовой производительности, что рационально в борьбе за клиентуру. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о производительности ПС, выяснив влияние ТЭП на нее.

За ездку ТС может перевести Qе тонн груза: Qе = qн . γс. Тогда часовую

q н ⋅ γ с производительность (WQ , т/ч) можно найти по формуле WQ = , где

tе tе – время ездки, ч.

l е = l ег , тогда tе = l ег + tпр . Подставив это tе = tдв + tпр ; tдв =

Vт βеVт βеVт

выражение в формулу часовой производительности, получим

qн ⋅ γс = qн ⋅ γс ⋅βеVт

Рассуждая аналогично, получим выражение часовой производительности WР, ткм/ч. За ездку ТС может выполнить Ре ткм. Ре = qн . γq . lег , тогда

βеVт

Для выражений WQ и WP значения всех показателей должны быть средние за ездку.

Источник

Скорости движения

При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.

Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля:

Формула

где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н.

Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость.

Формула

Величина технической скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения и мастерства водителя.

Эксплуатационная скорость
— средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):

Формула

где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.

Пример. Автомобиль за 7 ч пребывания в наряде (на линии) совершил пробег 150 км. Найти эксплуатационную скорость.

Формула

На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.

Читайте также:  Автобус yutong кто производитель

Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.

Коэффициент использования пробега (КИПр)

Определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.

При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.

Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.

Пробег с грузом является производительным пробегом.

Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.

Нулевой пробег
— это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.

Коэффициент использования пробега определяют по формуле:

Формула

где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.

Пример. Общий пробег автомобиля за день составил 320 км, с грузом — 244 км. Определить КИПр.

Формула

Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ)

Определяют по формуле:

Формула

где: Гф — фактически перевезенной груз, т; Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т. У автомобиля грузоподъемностью 4 г, перевезшего за одну ездку 3 т груза, КИГ составит: 3:4 = 0,75.

Коэффициент использования грузоподъемности за день работы определяется отношением количества перевезенного груза к количеству груза, которое мог бы перевезти автомобиль за все ездки.

Пример. Автомобиль грузоподъемностью 4 т за день работы сделал 4 ездки и перевез: за первую ездку — 3,8 т, за вторую — 4 т, за третью — 3,4 т, за четвертую — 3,8 г. Определить КИГ.

Источник

Пробег подвижного состава и его использование

Расстояние, проходимое автомобилем, называется пробегом. Пробег автомобиля с грузом является производительным пробегом, так как в это время производится перемещение груза. Пробег автомобиля без груза может быть холостым и нулевым. Холостым пробегом на­зывается пробег без груза, совершаемый в процессе перевозки при пода­че подвижного состава от места разгрузки к месту погрузки.

Нулевым пробегом называется пробег, вызванный необходи­мостью подачи автомобиля к месту работы (погрузки) из гаража и из пункта выгрузки в гараж. К нулевому пробегу относятся также все заез­ды автомобиля, не связанные с выполнением транспортного процесса, — на заправку, на техническое обслуживание, на текущий ремонт и т. д.

Показатель, характеризующий величину степени полезного ис­пользования общего пробега, называется коэффициентом ис­пользования пробега:

где: β — коэффициент использования пробега;

Lг. — пробег автомобиля с грузом, км;

Lcc — общий (среднесуточный) пробег автомобиля, км;

Lx — пробег автомобиля без груза, км;

L — нулевой пробег автомобиля, км.

Величина коэффициента использования пробега зависит от взаимно­го расположения и размера грузовых потоков, состава грузопотоков, вза­имного расположения автотранспортных предприятий, объектов работы, пунктов заправки горюче-смазочными материалами, а также от организа­ции смены водителей при двух- и трехсменной работе, от качества суточ­ного планирования и других факторов.

Величина использования пробега иногда характеризуется коэф­фициентом нулевых пробегов

где: w — коэффициент нулевых пробегов.

Взаимосвязь между коэффициентом нулевых пробегов и коэффици­ентом использования пробега может быть установлена через коэф­фициент использования пробега за ездку. Если автомобиль за день ра­боты делает Ze ездок, при средней длине ездки с грузом Ler и коэффи­циент использования пробега за ездку βе, то его пробег по выполнению перевозок

а общий пробег за день работы

где: Ler — средняя длина ездки с грузом, км;

βе — коэффициент использования пробега за ездку;

Ze — число ездок за рабочий день;

Lcc — общий пробег автомобиля за рабочий день, км;

L — нулевой пробег автомобиля за рабочий день, км;

w — коэффициент нулевых пробегов.

После преобразования получается

где: β — коэффициент использования пробега за рабочий день.

Читайте также:  Новосибирск барнаул автобус отзывы

Увеличение коэффициента использования пробега увеличивает про­изводительность подвижного состава и значительно снижает себе­стоимость перевозок, так как объем перевозок увеличивается без увели­чения общего пробега автомобиля.

Источник

Что называется пробегом автобуса

Ездка – законченный транспортный цикл, состоящий из погрузки, перевозки, разгрузке, сдача груза, подача ПС под очередную погрузку.

Оборот – транспортный процесс состоящий из нескольких ездок с обратным возвращением в исходную точку.

Парком подвижного состава называется подвижной состав (автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы) АТП.

Списочный (инвентарный) парк
Асп – подвижной состав, числящийся по инвентарным книгам.

,

где АТ – парк, готовый к эксплуатации; Ар – парк, требующий ремонта и ТО или находящийся в ремонте и ТО:

,

где Аэ – парк, находящийся в эксплуатации; Ап – парк, находящийся по различным причинам в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Для учета парка подвижного состава за определенный период времени пользуются показателями:

АДт – автомобиле-дни парка, готового к эксплуатации;

АДр – автомобиле-дни подвижного состава в ремонте и ТО;

АДп – автомобиле-дни простоя подвижного состава, готового к эксплуатации

.

Готовность парка ПС оценивается коэффициентом технической готовности:

для одного автомобиля за Ди календарных дней:

.

для парка ПС за один рабочий день:

.

для парка ПС за Дн календарных дней:

.

Коэффициент выпуска ПС характеризует степень выпуска ПС на линию

для одного автомобиля за Дн календарных дней:

;

для парка ПС за один рабочий день:

;

для парка ПС за Дн календарных дней:

.

Использование грузоподъемности ПС .

Характеризуется коэффициентами использования грузоподъемности (г/п). Коэффициент статического использования г/п
yc

,

где qф – количество фактически перевезенного груза; q – номинальная г/п автомобиля или автопоезда;

,

Коэффициент динамического использования г/п yд:

,

,

где Р – количество выполненной транспортной работы, ткм; Рвозм – количество возможной транспортной работы, ткм.

Пробег ПС и его использование .

Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей (г/а) называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой или порожний). Нулевым называется пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП. Порожним называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.

;

где lег пробег с грузом, км; lх порожний пробег, км.

Нулевой пробег за день:

,

где lн1
– нулевой пробег ПС от АТП до первого пункта погрузки, км; lн2
– нулевой пробег ПС от последнего места разгрузки до АТП, км;

Использование пробега ПС характеризуется коэффициентом использования пробега
βе равного отношению груженого пробега к общему и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге ПС

;

.

Средняя длина ездки и среднее расстояние перевозки .

Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки

,

где Lг – общий груженый пробег.

Среднее расстояние перевозки
это средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы Р
в ткм на число перевезенных тонн Q:

.

Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой.

Общее время простоя tп- р ПС под погрузкой и разгрузкой за одну ездку включает время:

Время (Тн) пребывания в наряде измеряется количеством часов с момента выезда ПС из АТП до момента возвращения его на АТП за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи отдых.

,

где Тдв – время движения; Тпр – время простоя под погрузкой-разгрузкой; Тм – время работы на маршруте; Тн – время, затрачиваемое на нулевой пробег

Средние скорости движения ПС.

Различают техническую, эксплуатационную и скорость сообщения.

Техническая скорость (VТ) – это средняя скорость движения ПС за определенный период времени движения. При ее расчете во время движения включается все краткие временные остановки, связанные с регулированием движения:

,

где L – пройденное расстояние.

Эксплуатационная скорость (Vэ) – этот условная скорость движения ПС за время его нахождения на линии:

,

где ТПТ – время простоя по техническим причинам.

Читайте также:  Онгудай кош агач автобус

Производительность ПС измеряется количеством выполненных ткм или перевезенных тонн груза в единицу времени.

Производительность ПС за одну ездку:

;

.

Производительность ПС за смену

;

.

Часовая производительность ПС

,

.

Производительность парка ПС.

Это производительность парка в тоннах и ткм за определенный период времени:

,

.

Мощностью АТП является суммарное количество автомобиле-тонно-дней, рассчитываемое по каждой модели автомобилей как произведение среднесписочного количества ПС за определенный период времени, количества календарных дней в этом периоде и грузоподъемности единицы ПС.

Технико-экономическое обоснование показателей работы автобусных парков имеет свои особенности в сравнении с грузовыми АТП, и прежде всего оно заключается в правильном определении объема перевозок пассажиров на перспективу.

Для определения плановых объемов перевозки пассажиров на перспективу пользуются нормативом транспортной подвижности населения в городах с различной численностью населения с учетом перспектив ее увеличения.

.

Время работы автобуса на маршруте Tр распределяется на время чистого движения tдв, время простоя автобуса на промежуточных остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров tп время задержек по причинам дорожного движения tз и время простоя на конечных пунктах маршрута tк:

Отношение производительного пробега к общему называют коэффициентом использования пробега:

.

, м/с;

, м/с;

, км/ч.

, м/с;

, км/ч.

Эксплуатационная скорость характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок, а также эффективность использования автобусов.

Среднесуточный пробег можно определить:

.

Фактический пассажирооборот определяется произведением числа перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки:

.

Представленный пассажирооборот определяется произведением общего производительного пробега среднесписочного парка автобусов на среднюю вместимость автобусов предприятия:

,

где Aраб – количество автобусов на маршруте; mср – средняя вместимость автобусов; lоб – общий пробег автобусов; β – коэффициент использования пробега.

.

Транспортная подвижность населения (количество поездок на 1 человека в год) подсчитывается по формуле:

где – количество поездок всего населения за год (определяется теоретически на основе нормативов или практически); Н – численность населения города, чел.

где П1 – количество поездок постоянного населения города; П2 – то же жителей пригорода; П3 – то же временно проживающих в городе.

Значения П2 и П3 составляют 5…10 % от П1. Но в ряде случаев (например, в промышленных или крупных научных центрах, курортных городах и др.), удельный вес приезжающих и временно проживающих в городе может значительно увеличиваться. В каждом таком случае производят конкретные расчеты.

Около 20…25% общего количества поездок выполняются автобусным транспортом (в крупных городах); там, где другие виды транспорта развиты недостаточно, эта цифра выше. В небольших городах автобусный транспорт является почти единственным средством сообщения.

Существенное значение имеет экономическая оценка качества подвижного состава. Показателями, характеризующими их, являются производительность, оцениваемая массой (объемом) или количеством перевозимых в единицу времени грузов или пассажиров, себестоимость единицы транспортной продукции (рублей на 1 пассажиро- или тонно-километр). Эти показатели определяют применительно к конкретным условиям эксплуатации автомобилей.

Годовая производительность единицы подвижного состава определяется по формулам:

для грузовых автомобилей и автопоездов (в тонно-километрах):

для автобусов (в пассажиро-километрах):

для легковых автомобилей (в платных пассажиро-километрах)

где – соответственно грузоподъемность автотранспортного средства, номинальная вместимость (число мест) автобуса, количество пассажирских мест в такси;

– коэффициент использования грузоподъемности грузового автомобиля, коэффициент наполнения автобуса, коэффициент наполнения легкового автомобиля;

– коэффициент использования пробега соответственно грузового автомобиля, автобуса и легкового автомобиля;

– среднесуточный пробег транспортного средства;

– коэффициент использования грузового автомобиля, автобуса и такси за год.

Обобщающим же показателем работы транспортных средств является себестоимость перевозок. Поэтому сравнение автомобилей различных моделей только по производительности еще не гарантирует правильности выводов об их экономичности. Но производительность транспортных средств используется при их сопоставительном анализе, так как связана и с производительностью труда на транспорте.

Для определения себестоимости перевозок необходимо суммарные расходы, связанные с выполнением перевозок за определенный период времени, разделить на соответствующую производительность автомобиля за то же время.

Так, себестоимость грузовых перевозок может быть определена по формуле:

,

где – затраты на перевозку грузов за определенный период времени, руб.; – производительность автомобилей за то же время, тонно*км.

Таким образом, выбор типа транспортного средства заключается в том, чтобы удельные затраты на перевозку были минимальными, т.е.:

Источник

Что называется пробегом автобуса