Как выбрать автобус для перевозки пассажиров

Междугородние и пригородные автобусы для перевозок пассажиров отличаются высоким уровнем безопасности и комфортабельностью. Такие транспортные средства во многом похожи с точки зрения удобства и практичности, но имеют массу различий.

Отличие межгородских автобусов от пригородных моделей

Модели, задействованные на пригородных маршрутах, отличаются от городских увеличенным клиренсом и наличием комфортных сидений с высокой спинкой. Это обусловлено возрастанием протяженности маршрута и отсутствием частых остановок.

Так как междугородние перевозки подразумевают преодоление дальних расстояний, для пассажиров необходимо создать еще более комфортные условия транспортировки. Основное отличие – места в междугороднем автобусе исключительно сидячие. В таком транспорте обязательно наличие багажного отсека, комфортных сидений с подлокотниками, ремнями безопасности и откидными спинками, а также система кондиционирования и освещения салона.

В зависимости от модели могут также присутствовать дополнительные решения для обеспечения высокого уровня комфорта во время поездки:

  • блоки индивидуальной вентиляции и освещения пассажирских мест;
  • санузел;
  • подставки для ног и подголовники;
  • мониторы, радио;
  • место для экскурсовода.

Некоторые модели сочетают в себе особенности междугородних и пригородных автобусов (например ПАЗ Вектор NEXT, ПАЗ 32053 и ПАЗ 320530-04).

Основные требования к междугородным автобусам

При выборе коммерческого автобуса, запланированного для междугородных маршрутов, необходимо удостовериться, что он соответствует комплексу условий:

  • Надежность. К таким машинам предъявляются более жесткие требования по сравнению с городскими пригородными автобусами, поскольку проведение ремонтных работ во время дальних маршрутов проблематично.
  • Повышенная комфортабельность. В моделях для межгорода обычно устанавливают полумягкие и мягкие кресла на расстоянии, позволяющем удобно поставить ноги. В автобусах разной степени комфортабельности могут присутствовать: система кондиционирования, панорамные окна, в технике высокой классности – туалет, мини- или полноценная кухня, холодильник, гардероб, диспенсер для воды.
  • Наличие дополнительных компонентов – аудио- и видеосистема, громкая связь (необходима в туристической технике), объемный грузовой отсек, места для ручной клади.

Классификация автобусов по назначению

При решении вопроса, какой автобус выбрать и купить для межгорода, учитывают его класс. Существует три основных класса автобусов по назначению: I – городские, II – междугородные, III – дальнего следования.

Различия между техникой II и III классов

  • II класс – машины применяются для пассажирских перевозок между городами в пределах одной области, на дальних пригородных маршрутах. Отличаются от транспорта I класса большим количеством мест для сиденья, 4-рядной планировкой, отсутствием крупногабаритных накопительных площадок, повышенным уровнем комфорта.
  • III класс. Технику этого класса рекомендуется приобрести для транспортировки только сидячих пассажиров на дальние расстояния, для туристических поездок. Машины часто имеют повышенную этажность – 1,5 или 2 этажа. При выборе типа автобуса, используемого в туристических поездках, часто отдают предпочтение полутораэтажным машинам. Благодаря расположению салона выше водительского сиденья туристам обеспечен хороший обзор. Двухэтажные модели пользуются популярностью, так как можно удобно разместить дополнительное оборудование.

Как выбрать автобус для межгородских перевозок пассажиров

Следует руководствоваться главными характеристиками такого транспорта – вместительностью и габаритами. Исходя из габаритных характеристик, выделяют 5 разновидностей рейсовых автобусов:

  • особо малые (до 6 метров);
  • малые (от 7 до 7,5 м.);
  • средние (от 8 до 9,5 м.);
  • большие (от 10 до 12 м.);
  • особо большие (более 12 метров в длину).

Модели из особо малой категории отлично подходят для перевозок людей на небольшие расстояния (до 50 километров). Средние модели (КАвЗ, ЛиАЗ) могут вместить до 50 пассажиров, а большие автобусы отличаются вариативностью конструктивных исполнений.

Автобусы большого класса наиболее распространены для междугородных перевозок, в том числе для туристических поездок. Они имеют самый широкий ассортимент конструктивных исполнений – двух- и трехосные, одно-, полутора-, двухэтажные – большой перечень дополнительного оборудования. Среди отечественных марок популярны модели ЛиАЗ «Вояж» и ЛиАЗ 525662. Благодаря сочетанию умеренной стоимости с прекрасным дизайном, надежностью и долговечностью, пользуется спросом и зарубежная модель Hyundai Universe Noble.

Классификация автобусов по вместительности (количество мест в автобусе межгород):

  • 1 группа – вмещают от 8 до 15 человек;
  • 2 группа – оснащены местами для 25 пассажиров;
  • 3 группа – способны разместить до 35 человек;
  • 4 группа – вместимость до 45 пассажиров;
  • 5 группа – более 45 сидячих мест.

Эти значения варьируются в зависимости от марки и модели ТС.

Расположение мест в междугороднем автобусе

Так как единого стандарта нумерации и расположения кресел нет, производители могут самостоятельно разрабатывать эффективные решения, а перевозчики – оборудовать салон на свое усмотрение.

Существует множество модификаций рейсовых автобусов, отличающихся друг от друга не только габаритами и вместимостью, но и схемой мест в междугороднем автобусе. На расположение сидений влияет местоположение дверей, размещение дополнительного оборудования и различные конструкционные решения.

Для сравнения следует ознакомиться с расположением пассажиров в автобусах различных групп.

Схема ПАЗ Вектор NEXT (разновидность автобусов малого класса):

Схема КАвЗ-4238, более вместительного автобуса среднего класса:

Здесь изображены 2 основные модификации автобуса: повышенной вместительности (на 39+1 посадочных мест) и с увеличенным пространством для дальних междугородных перевозок (на 35+1 мест).

Схема модели ЛиАЗ Вояж, относящейся к большому классу ТС для междугородних перевозок:

Также в двух вариантах: междугородная (с повышенной вместимостью) и пригородная модификация, адаптированная для инвалидных колясок.

Как выбрать автобус по комфортабельности

По уровню комфорта выделяют 5 категорий, каждой из которых соответствует определенное количество звезд:

  • 1 – такая техника используется только для поездок на короткие дистанции.
  • 2 – транспортные средства предназначены для внутриобластных маршрутов. От моделей 1-й категории отличается наличием просторного багажного отсека и стекол с защитой от солнечного света.
  • 3 – автобусы «3 звезды» оснащены сиденьями с утолщенными спинками, регулируемыми подлокотниками, откидными столиками. Дополнительное оборудование – кондиционер, мини-кухня, туалет.
  • 4 – добавлена подставка для ног, увеличено расстояние между сиденьями – до 83 см.
  • 5 – машины высокой комфортабельности, которые приобретают для дальних путешествий. Толщина спинок – 5 см и более, дистанция между пассажирскими местами – от 0,9 м.

Для наибольшей эффективности пассажирских междугородных сообщений требуется выбрать оптимальную модель автотранспорта, сочетающую в себе высокий уровень комфорта, определенные конструктивные особенности и прочие характеристики.

При приобретении межгородских автобусов для создания бизнеса учитывается множество нюансов: протяженность маршрута, загруженность линии, вместительность модели, тип и состояние дорожного покрытия, организация технической и ремонтной базы, регистрация и оформление документации, а также многое другое.

Источник



Читайте также:  Грозный казеной ам автобусы

Пригородные и междугородные автобусы: особенности и отличия

Пригородные маршруты отличаются от городских большей протяженностью и более редкими остановками, что накладывает соответствующие требования на транспортные средства, используемые для загородных поездок. Низкопольность уже не нужна, важнее становится количество пассажирских мест для сидения. Сами сиденья должны быть мягкими, с высокой спинкой. Провоз стоящих пассажиров также возможен.

Другое дело — межгород. На междугородных рейсах перевозка стоящих пассажиров запрещена, а сиденья в силу долгого времени поездки должны быть более комфортными и обеспечены ремнями безопасности. Для перевозчиков и пассажиров становятся важны сервисные составляющие: наличие системы кондиционирования салона, блоков индивидуального освещения и вентиляции, в случае дальних поездок — санузла. Обязательным атрибутом междугородных лайнеров является багажный отсек.

Казалось бы — существует жесткое разграничение автобусов на городские, пригородные и междугородные, в том числе и на уровне их конструкции. Однако в ряде случаев как производители, так и перевозчики стараются сэкономить. Результатом такой экономии стало появление изначально городских машин, «заточенных» под работу на дальних рейсах. За примерами далеко ходить не надо. Есть пригородная модификация микроавтобуса «ГАЗель Next», а также десятки моделей «фургонбусов», подготовленных для дальних поездок. Ульяновский SIMAZ 2258 тоже может поставляться в пригородном и междугородном исполнениях. Волжский и минский автозаводы предлагают двухдверные автобусы Volgabus СитиРитм 10 LE, МАЗ-103, МАЗ-203 и МАЗ-107, способные обслуживать пригородные маршруты.

Во всех вышеприведенных случаях агрегатная база и кузова автобусов остаются практически неизменными, обновляется только пассажирский салон — с целью увеличения количества посадочных мест. Не будем повторно рассматривать эти модели и остановимся лишь на тех транспортных средствах, которые изначально разрабатывались для работы на протяженных маршрутах. Для тех же, кого заинтересуют технические характеристики вышеупомянутых автобусов, рекомендуем ознакомиться с материалом «Городу на выбор» в июньском номере «Автопарка» (№4/2019 г.).

Существует, кстати, и обратный пример: автобусы ПАЗ-3205 первоначально должны были стать транспортом скорее сельским, чем городским, однако в силу известных всем обстоятельств «пазики» ушли в коммерческую нишу и «оккупировали» городские дороги даже в большей степени, чем пригородные трассы. Семейство автобусов ПАЗ-3205, напомним, также было рассмотрено в рамках обзора городских машин.

Пригородный сектор пассажирских перевозок в силу недофинансирования остается сравнительно консервативным в плане используемого подвижного состава. Чаще всего автопредприятия, работающие на пригородных маршрутах, ориентируются на недорогую технику отечественного производства. Междугородный сегмент в этом плане более развит. С одной стороны, весомую часть парка пассажирского «дальнобоя» составляют лайнеры европейского и азиатского производства, поступившие в нашу страну после нескольких лет эксплуатации за рубежом. С другой стороны, все чаще на междугородных линиях появляется и новая техника, как российская, так и иностранная. Поэтому в обзор включены несколько моделей автобусов зарубежного производства, предлагаемых фирмами-дилерами для обслуживания междугородных рейсов.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ КЛАСС

Единственным представителем малого класса, разработанным чисто для пригородных перевозок, можно назвать минский МАЗ-241. Семиметровый автобус, по сути, является «белорусским ответом» на сверхпопулярное российское семейство ПАЗ-3204/3203, что видно, в том числе, и по агрегатной базе. Относительно недорогой и неприхотливый в обслуживании, в России этот автобус приобретается, в основном, для служебных развозок, но есть примеры его использования и на регулярных маршрутах.

Источник

Классы автобусов по длине и вместимости

Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.

  1. Что такое классы автобусов, и какими они бывают
  2. Классификация автобусов по назначению
  3. Классификация автобусов по длине
  4. Классификация автобусов по пассажировместимости
    • Автобусы малого класса
    • Автобусы среднего класса
    • Автобусы большого класса
  5. Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
  6. Классификация по числу салонов
  7. Группы в зависимости от назначения

Лиаз

По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.

Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.

Что такое классы автобусов, и какими они бывают

Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.

Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.

Классификация автобусов по назначению

С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин

• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.

• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.

• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.

Классы автобусов

• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.

Читайте также:  Мой автобус красноярск 159

В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.

Классификация автобусов по длине

В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:

• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.

Класс ТС Длина кузова, м 2 первые цифры индекса
Особо малый До 5,0 22
Малый 6,0 — 7,5 32
Средний 8,0 — 9,5 42
Большой 10,5 — 12,0 52
Особо большой Более 12 62

Классификация автобусов по пассажировместимости

Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.

автобус малого класса

Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе — другое, в горной местности — третье.

Автобусы малого класса

Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.

Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.

Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.

Автобусы среднего класса

Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.

Лиаз

К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».

Еще один представитель этого класса — Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.

Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.

Автобусы большого класса

Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.

Классы автобусов

Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.

Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.

Класс пассажировместимости Длина автобуса, м Число сидячих мест Общее число мест
Особо малый до 5 10 20
Малый 6 — 8 20 40
Средний 8 — 9,5 30 60
Большой 12 30 — 40 90
Особо большой 16,5 более 40 90 — 110

Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции

С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.

Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.

Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.

Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.

Классификация по числу салонов

В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.

Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.

Группы в зависимости от назначения

Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.

Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.

Источник

Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения

Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.

Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях

Каждому пассажиру, находящемуся на автовокзале, приходится пользоваться данным «заведением». И в большинстве случаев многие владельцы подобных «заведений» требуют плату за вход, которая иногда оказывается непомерно высокой.

Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

  • в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;
  • на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;
  • в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую вы прибыли рейсовым автобусом.

У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.

Добровольно-принудительная страховка к билету

При продаже билета кассир нередко включает в стоимость так называемую «добровольную страховку», обычно она стоит от 10 до 100 рублей дополнительно к стоимости билета, и указывает, что она является обязательной. Это не так. Ответственность перевозчика уже застрахована в соответствии с законом, и навязывание вам страховки – это «хитрый трюк» кассира и страховой компании, желающих дополнительного заработка.

Подробнее о «добровольно-принудительном страховании пассажиров при покупке билета» вы можете прочитать здесь.

Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии

Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?

Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).

Возврат билета в случае опоздания на автобус

Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.

Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.

Доплата за уже купленный билет незаконна

Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.

Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции

Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.

Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно

Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.

Миф третий: билет «с открытой датой» дает право сесть в любой автобус данного маршрута

Реальность: пункт 43 и приложение 1 «Правил» гласят, что билеты продаются на конкретный рейс, отправляющийся в конкретную дату и конкретное время. Возможности продажи билетов «с открытой датой» ни Правила, ни Устав автомобильного транспорта не предусматривают.

Тем не менее некоторые перевозчики грешат продажей билетов «с открытой датой».

Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.

Несколько советов пассажирам

Пользуйтесь услугами только легальных перевозчиков. Помните, что «заказной» или «нелегальный» (отправляющийся не с автовокзала или автостанции, а с какой-то посадочной площадки или просто с улицы) автобус не дает гарантии безопасности Вашей поездки, а также гарантии соблюдения Ваших прав пассажира.

Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.

Источник

Что значит междугородный автобус