История челябинского трамвая

Идея о запуске в Челябинске трамвая появилась в начале XX века. В 1906 купцом 2-й гильдии В. М. Колбиным в городскую Думу Челябинска было внесено предложение по постройке трамвая. Предполагался маршрут от железнодорожного вокзала до ул. Екатеринбургской (теперь – ул. Кирова). Но до 1917 года трамвайное движение так и не было открыто.

Вопрос о запуске трамвая вновь стал обсуждаться в годы первой пятилетки, когда Челябинск стал стремительно расти. 12 мая 1931 года было проведено специальное совещание по вопросам строительства в городе трамвая, канализации и водопровода.

Пятого января 1932 года в Челябинске прозвенел первый трамвайный звонок, известив о рождении нового вида транспорта – электрическом трамвае. Вагон шел от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала. Управлял им 25-летний Владимир Иванов. Это был новый виток в развитии промышленного города. В 1933 году по городу бегали 16 трамваев, а в 1937 -81.

Средства на организацию трамвайного движения вызвались выделить, в том числе, и промышленные предприятия города, и в первую очередь – Челябинский тракторный завод.

За следующие 4 года были открыты еще пять линий, и общая их протяженность к 1937 году составляла 43,7 км, подвижной состав насчитывал 81 вагон, а пассажиропоток составил 33,6 млн. человек за год.

В 1933 году в здании бывшей городской электростанции (ул. Труда,66) устроено временное трамвайное депо на шесть вагонов. Трамвайным трестом, в ведении которого находился челябинский трамвай, с 1934 по1936 год руководил В.Н. Кайгородов.

В 1938 году открыто трамвайное депо № 1 для создания условий содержания вагонов в технически исправном состоянии. К 1941 году протяжённость путей составляла 49,1 км, а подвижной состав — 72 вагона.

В 1947 году введена в эксплуатацию трамвайная линия от Заводоуправления ЧМЗ до Лакокрасочного завода, протяженностью 18,7 км.

В 1949 году открыта линия Челябинск-Копейск, которая просуществовала до 1976 года.

В 1950 году поступило 12 вагонов КТМ/КТП-1.

ЧТТУ, первым, после Москвы, в 1960 году переходит на бескондукторное обслуживание пассажиров.

В 1961 году протяжённость линий была 115 км.

В декабре 1966 года подписан акт государственной приёмки о вводе в эксплуатацию депо № 2, трамвайный парк пополнился 82 вагонами КТМ/КТП-2.

26 января 1967 года первый трамвай вышел из депо №2 на линию по маршрутам города. Принято считать эту дату днём рождения депо №2.

В 1970 году введена в эксплуатацию линия по проспекту Победы, которая стала обслуживать весь северо-запад города. В этом же году в Челябинске появился первый вагон КТМ-5.

Протяжённость трамвайной сети в 1971 году составляла 176 км.

К 1978 году весь подвижной состав состоял из вагонов КТМ-5.

С 1 января 1983 года весь подвижной состав ЧТТУ переходит на бескассовый метод обслуживания пассажиров (вводятся одноразовые проездные «абонементы» и компостеры).

Вначале 1990-х годов подвижной состав насчитывал 169 вагонов.

В 1980-х, 1990-х, 2000-х годах были закуплены 35 вагонов КТМ-608 и 9 вагонов КТМ-619.

Следует сказать, что всю историю развития городского электрического транспорта в Челябинске -вплоть до 80-х годов 20-го века — сопровождает формулировка: «трамвайная (троллейбусная) линия вводится в эксплуатацию с помощью промышленных предприятий города».

В 2011 году все трамваи были оснащены системой ГЛОНАСС для организации движения, в том же году началась модернизация вагонов 71-605.

Читайте также:  Девочка которую сбил трамвай

Трамвайные вагоны начинают оснащаться оборудованием для бесплатного беспроводного выхода в интернет. Эти вагоны можно опознать по информационной наклейке на стекле, в районе средней двери.

Сейчас в Челябинске работает два трамвайных депо.

Трамвайное депо № 1 обслуживает маршруты 5, 6, 7, 8, 15, 16, 18, 22.

Трамвайное депо № 2 обслуживает маршруты 3, 10, 14, 17, 19, 20, 21, 22 проходящие по всем районам.

Источник

Челябинскому трамваю сегодня 88 лет

Первые трамваи начали колесить по центру Челябинска 5 января 1932 года. Открытый участок пути начинался от улицы Карла Маркса и заканчивался кольцом на железнодорожном вокзале. Всего 6,2 километра рельсов.

Для нужд города в эти дни работало всего несколько вагонов серии «Ф». Трамвай, скорее, был туристическим развлечением, нежели общественным транспортом.

Уже в последующие пять лет градостроители вложили большие деньги в развитие трамвайной сети. Линии протянулись от Российской до Тракторного завода, трамваи пошли до проспекта Победы и Центрального стадиона. Появилось разворотное кольцо на площади Ярославского. К концу десятилетия движение трамваев охватывало уже северные и южные окраины города. Было введено в эксплуатацию Депо №1.

К началу войны ветки трамвая растянулись на 49 километров. 9 внутригородских маршрутов обслуживало 72 вагона. В годы войны развитие трамвая временно прекратилось.

Уже в 1947 году трамвай пошел по Металлургическому району: от Заводоуправления до Лакокрасочного завода. В следующем 1948 году линию протянули в горняцкий пригород – в Копейск.

Развитие челябинского трамвая продолжалось вплоть до середины 1970-х годов. В середине десятилетия закрыли ветку в Копейск. Началась стагнация.

В постсоветский период трамвайная система в Челябинске постепенно деградировала. Рельсы старели и деформировались. Выходили из строя подстанции. Изношенность парка вагонов к 2020 году составляет 80%.

В разные времена челябинские власти возвращали к теме строительства новых трамвайных путей. Планировалась ветка в микрорайоны «Парковый-2» и «Тополиная аллея». Рассматривалось возобновление сообщения с Копейском. Однако все оставалось на уровне популистских заявлений чиновников. Недавно обанкротившееся предприятие МУП «ЧелябГЭТ» не было предрасположено к развитию, а его руководство регулярно фигурирует в скандалах.

На момент января 2020 года в Челябинске работает 14 маршрутов, часть из которых – лишь в пиковые часы и по сокращенному маршруту. Из-за изношенности сети регулярно случаются сходы вагонов с рельсов. Сами рельсы, случается, крадут на металлолом. Закуп нового подвижного состава не производится.

Единственный новый трамвай, курсирующий по Челябинску, это находящийся на обкатке вагон екатеринбургского филиала «Ростеха». Но и тот в канун Нового года сломался прямо напротив здания резиденции губернатора Челябинской области.

Бюджет города остается дефицитным. В него не заложены траты на трамвай. Эксперты уверены, что с таким отношением трамвайное движение в городе прекратится через год-полтора.

Источник

Пробки не страшны. Челябинский трамвай празднует день рождения

Ему не страшны автомобильные пробки и не нужны запасные колеса. Сегодня, 5 января, день рождения отмечает челябинский трамвай: 87 лет назад по дорогам южноуральской столицы проехал первый вагон.

Челябинский трамвай – седьмой по счету, построенный при советской власти. Видимо, поэтому первому трамваю присвоили номер под цифрой “7”. Маршрут был проложен от ЧГРЭС до железнодорожного вокзала. Его протяженность составила чуть более шести километров. Сейчас в Челябинске – 16 трамвайных маршрутов. Доехать можно практически в любую точку города. Уютными вагонами пользуются мамы с детьми.

“Ну, во-первых, в трамваях так не дергают, как в маршрутке. Они ходят часто, по расписанию, можно всегда узнать, когда он придет”, – говорит жительница Челябинска.

С удовольствием доезжают до нужной остановки и активные подростки.

“Пока маршрутку дождешься… На трамвае-то быстрей”;

“Очень удобное расположение. Я к другу еду. И он почти довозит до него”.

Вовремя довозят челябинские трамваи и взрослых горожан.

Очень удобный вид транспорта. Во-первых, долго мы не ждем на остановках. Пути всегда свободны. Проезд у него – в первую очередь идет”.

Татьяна Комарова несколько лет отработала кондуктором на десятом маршруте. Рассказывает, что именно в трамваях – особенные люди и очень комфортная обстановка.

“В основном же рабочие люди, доброжелательные. Если, конечно, не выведешь их. Но я всегда старалась оставлять плохое настроение дома. Пришел на работу – ты всегда улыбаешься”, – рассказывает бывший кондуктор Татьяна Комарова.

Кстати, из всех видов транспорта, только в трамвае зимой подогреваются сидения. Большинство вагонов, колесящих по Челябинску, сделаны на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.

Читайте также:  Трамвай желаний жилой квартал

Источник

Первый, он же — седьмой

В 1931 году из Свердловска в Челябинск прибыли два трамвая серии «Ф», с ними приехал опытный слесарь, который помог отремонтировать их. Это был деревянный двухосный моторный вагон без отопления, с дверьми, открывающимися вручную. Имелись шесть окон обычного прямоугольного типа. Фары отсутствовали, их заменяла пара прожекторов, подвешиваемых снизу к крыше обеих площадок вагона. Вместимость составляла 100 — 114 человек, максимальная скорость движения — 20 км в час.

5 января 1932 года в Челябинске открылась первая трамвайная ветка, связавшая ЧГРЭС (пос. Ферросплавный) с железнодорожным вокзалом. Протяжённость открытого участка составляла 6,2 км. Перед пуском первого трамвая начальник службы подвижного состава Владимир Шапов перерезал красную ленточку. На маршруте было всего пять остановок. Трамвайного кольца не было, поэтому водители управляли вагоном с двух сторон. Первый трамвай вел Владимир Иванович Иванов, рядом с ним был начальник движения Константин Дмитриевич Абакумов. Первый трамвайный вагон прошёл от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала. 6 января на всем протяжении по ул. Цвиллинга, К.Маркса, Российской до ЧГРЭСа началось пассажирское движение трамвайного маршрута №1 по вновь построенной однопутной трамвайной линии.

Владимир Иванович Иванов и умер около трамвайного депо, когда поехал фотографироваться для книги почёта. Было это в начале 1990-х годов.

В 1935 году на площади Ярославского хозспособом было построено внутригородское трамвайное кольцо. Маршрут от ЧЭГРЭС до вокзала укоротили до площади Ярославского. Был утверждён маршрут № 1 «Площадь Ярославского – ЧЭМК» (6 мот. вагонов). А от вокзала трамваи стали ходить по маршруту № 3 «Вокзал – Заречье (6 мот. вагонов)».
У маршрута № 1 были остановки: ЧЭМК, Гостиница (российская, 41), Кино «Сталь», Нагорная, «У цирка», Свободы, Цвиллинга, Кино «Пролетарий».

В 1937 году все трамвайные пути города стали двухколейными. На карте 1939 года уже указано, что от ЧГРЭС до вокзала ходит трамвай по маршруту № 7.

Источник

antonchelteam

Немного истории.
В августе 1906 года купец второй гильдии В. Колбин внёс в городскую Думу предложение о постройке трамвая, но до 1917 года трамвайное движение так и не было открыто. Первый трамвай прошёл по Челябинску в 1932 году: однопутная ветка протянулась от железнодорожного вокзала до ЧГРЭС.

Читайте также:  Водитель трамвая вакансии саратов

1932г. 5 января. В этот день произведена обкатка трамвайной линии от Вокзала до ул. К. Маркса. В этот же день была проведена обкатка путей от Вокзала до рабочего поселка ЧЭМК.

6 января на всем протяжении по ул. Цвиллинга, К.Маркса, Российской до ЧГРЭСа (пос. Ферросплавный) началось пассажирское движение трамвайного маршрута №1 по вновь построенной однопутной трамвайной линии.

Производственная база к началу 1932 г.:

— протяженность трамвайных путей – 6,2 км.

— инвентарь вагонов – 2 моторных вагона серии «Ф» с двухсторонним управлением, позаимствованные в г. Свердловске. До конца года инвентарь возрастает до 22 единиц.

— дощатый сарай на углу улиц Российской и Труда для осмотра вагонов.

— тяговая подстанция, расположенная в здании бывшей городской электростанции по ул.Труда, 66. Численность персонала – 40 человек. Информация и фото взяты с сайта http://cheltram.ru/other/history/

За последние 15 лет открыто три перегона длиной по одной остановке каждый: Вокзал — Завод им. Колющенко, ул. Пятого Декабря — ЧЭМК, Коксохим — ЭСПЦ-6. В то же время ликвидированы две ветки (со снятием трамвайных путей): Дворец спорта «Юность» — Центральный стадион (частично заменена троллейбусом) и КБС — ЧКПЗ (частично заменена троллейбусом). Они являлись частью междугородной линии Челябинск — Копейск, которая действовала с 1949 по 1976 гг.

В настоящее время в Челябинске существует 2 трамвайных депо. Парк подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского состава насчитывает 358 трамваев. Ежедневно жителей города обслуживает 20 трамвайных маршрутов.

Спустя 80 лет трамваи Челябинска исправно ездят по маршрутам города.

Юбилейный трамвай с красочной символикой «юбиляра».

А так депо №1 выглядело в период с 1964 по 1970-е годы.

Проходим вовнутрь, там теплее, но не намного. Так выглядят внутренности Депо.

Вдруг с грохотом открывается огромная дверь и влетает трамвай.

Здесь трамваи проходят полный капитальный ремонт. Трамваи разбирают, убирают раму и заменяют её на новую, дно остаётся старым, все приводы и механизмы тоже, а вот обшивка, которой обшивают раму новая, как и электроника. Так что трамваи (нижняя часть) остаются старые, а вот облицовка новая.

Так появляются вот такие красавцы. Видно, что верхняя рама тоже старая.

Ну, а в итоге получается вот такой красавчик.

Служебные машины ремонтных бригад. Сразу вспоминается к\ф Ночной дозор.:)

Для меня эти 130-е Зилы уникальные машины.

Фотосессия с лучшими водителями.

Т.к. водители трамваев женщины, то и водительсвие места у них украшенные.:) Милота.

Пройдём в ремонтный цех и цех обслуживания трамваев. Работёнка конечно тяжкая и грязная.

Трамвайный ремонтный цех депо №1 сегодня.

Трамвайный ремонтный цех депо №1 90-е годы.

В музее мы видим макеты Троллейбуса ЗиУ-682 (также ЗиУ-9)

Троллейбусы ЯТБ-4, МТБ-82 и Зиу-5.

Так-же многочисленные премии и награды.

Не было времени просмотреть все эти книги и перефотографировать. Я уверен там много интересного.

Запечатлена трудовая жизнь рабочих.

Лучшие из лучших рационизаторы.

Так выглядели компостёры. Насколько понимаю их здесь два. Тот, который маленький лежит на крышке, такие я ещё застал в троллейбусах и трамваях. Помню нужно было оторванный билет просунуть в отверстие и нажать. он делала дырочки.

Источник

День рождения челябинского трамвая