АЭРОБУС

аэробус — многоместный пассажирский самолёт с повышенной комфортабельностью салона и высоким уровнем обслуживания пассажиров. Строго говоря, название «аэробус» официально присвоено лишь самолёту А300В, созданному фирмой «Эрбас Индастри» в 1972 г.… … Энциклопедия техники

аэробус — АЭРОБУС, а, м Транспортное средство для перемещения по воздуху, представляющее собой двухпалубный летательный аппарат самолет, предназначенный для перевозки большого количества людей и их багажа, размещаемого самими пассажирами в багажных отсеках … Толковый словарь русских существительных

Аэробус — м. Двухпалубный пассажирский самолет повышенной вместимости, совершающий регулярные рейсы на коротких постоянных трассах, использующий и аэродромы с короткой взлетной полосой. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

аэробус — аэробус, аэробусы, аэробуса, аэробусов, аэробусу, аэробусам, аэробус, аэробусы, аэробусом, аэробусами, аэробусе, аэробусах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

АЭРОБУС — воздушный автобус, широкофюзеляжный самолёт, предназнач. для перевозки большого числа пассажиров. А. отличаются высоким уровнем комфорта (просторное расположение кресел с двумя продольными проходами и т. д.), а нек рые также возможностью… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Источник

Аэробус — что это такое? Характеристики пассажирского самолёта

Многие люди, даже те, которые никогда не путешествовали самолетами, часто слышали такой термин, как «аэробус». Что это такое? На этот вопрос мы постараемся ответить в нашей статье. Само слово airbus — английское. Оно состоит из двух составляющих. Air означает воздух, а bus — автобус. Сложив два слова вместе, получаем полное значение термина. Но как автобус может двигаться по воздуху? Понять это можно только тогда, когда изучишь историю термина. А она, в свою очередь, началась чуть ли не на заре воздухоплавания человечества.

Пассажирский аэроплан

Странно, но у этого английского термина, тем не менее, русская родословная. Еще до Октябрьской революции, то есть в начале ХХ столетия, академик и выдающийся ученый в области авиации Б. Н. Юрьев ввел в обиход слово «аэробус». Что это такое? Академик считал авиацию не простым увлечением людей воздухоплаванием. Он предвидел, что вскоре полеты станут коммерческими. Вот он и предложил брать на борт аэропланов большое количество пассажиров. Но, увы, термин не прижился. Вернее, он канул в Лету вместе с эпохой аэропланов. На долгое время об аэробусах все забыли. И вот в середине 60-х годов прошлого столетия термин вновь возник на устах пилотов и пассажиров. Но значение его кардинально изменилось.

Метаморфоза термина

В середине ХХ века появились маленькие самолетики, призванные совершать рейсы на короткие дистанции (250-300 километров) с небольшим количеством пассажиров на борту (10-20 человек). Грузового отсека в таких легких машинах попросту не было. Багаж пассажиры размещали прямо в салоне. Что это такое – аэробус 60-х? Это был поистине «воздушный автобус». Он совершал по дороге массу остановок-приземлений. Пассажиры приходили со всем багажом и размещали его где придется. Иногда крупные чемоданы просто складировали в хвостовой части самолета. Да что говорить: в некоторых аэробусах даже билеты продавали уже в салоне. И, конечно же, как и в наземных автобусах, на таких рейсах пассажиров не кормили и не поили. К слову сказать, условия на борту были самые спартанские. Но пассажиры не жаловались. Ведь весь рейс между остановками продолжался максимум час. Но машина не набирала высоту, поэтому пассажиры страдали от турбулентности… Совсем как в пригородном автобусе, который едет по грунтовой дороге среди выбоин.

70-е годы. Аэробус — что это такое?

Прошло еще десять лет, и требования гражданской авиации полностью поменялись. Теперь в моде были не перемещения на короткие расстояния, а длительные рейсы. Они окупали себя только в том случае, если на борт самолета помещалось большое количество пассажиров. Теперь термином «аэробус» стали называть большие самолеты с широким фюзеляжем. Они летали на средние расстояния. А самолеты-гиганты, осуществляющие трансатлантические рейсы, стали именовать «супераэробусами». В начале 70-х была создана и авиастроительная компания «Эйрбас Индастри», которая занималась исключительно изготовлением таких крупных машин. Она и запатентовала термин airbus для своей продукции. Первый самолет «Аэробус» сошел с конвейера в 1972 году. Это была машина марки А300.

Современное понятие аэробуса

Даже сейчас под термином airbus часто подразумевают не только лайнер завода «Эйрбас Индастри», но всякий широкофюзеляжный самолет, способный принять на борт большое количество пассажиров и совершающий дальние рейсы. Например, в России так называют новые модели ИЛ (86 и 96), в Украине – «Мрию». Но размеры и способность преодолевать большие расстояния – не главное. Современный самолет-аэробус обязательно обладает повышенным комфортом обслуживания пассажиров. Даже в экономклассе спинка переднего сидения оснащена монитором. На борту можно смотреть фильмы, слушать музыку, пользоваться интернетом. Между креслами в салоне аэробуса есть два прохода, а не один. Как правило, грузовой отсек в таких самолетах больше обычного. Некогда считавшийся большим А300 перестал выпускаться в 2007 году. И сейчас его заменили более крупные и вместительные модели. На вооружении крупнейших авиакомпаний мира находится уже третье поколение аэробусов – А320, А330-200 и А330-300. У них немного различная конфигурация. Но всякий раз авиастроительная компания стремится улучшить комфорт пассажиров.

Читайте также:  Тбилиси москва автобус дидубе

Салон аэробуса (на примере А330)

В зависимости от пожеланий авиакомпании-заказчика, самолеты выпускаются одного класса, двух и трех. Соответственно, одна и та же модель лайнера может вмещать как 440 мест, так и 302, и 296. Это происходит потому, что расстояние между рядами кресел в бизнес-классе и стандарте больше, чем в экономклассе. Стоит ли говорить, что лучшие места аэробуса расположены в носовой части самолета? Но там размещается и бизнес-класс. В нем два сидения в ряду вместо трех. Спинка кресла откидывается на 180 градусов, и пассажирское место превращается в полноценную кровать. Но даже если вы летите в экономклассе, есть несколько хитростей, которые нужно знать при бронировании мест. Если вы путешествуете с маленьким ребенком, то лучше заказывать 11-й или 29-й ряд. Там есть отдельно выделенные места для коляски. Если вы хотите наблюдать за пейзажем через иллюминатор, то ни в коем случае не заказывайте 15-й ряд – окошка там нет. В 27-м и 28-м рядах спинки кресел не откидываются в полной мере. А начиная с 41-го, фюзеляж самолета сужается. А потому и сидения тоже не такие широкие, как везде в салоне. Поэтому, если вы тучный человек, избегайте хвостовой части самолёта.

Источник

Кое-что о воздушных автобусах или что такое самолет аэробус (airbus)

Что такое самолет аэробус (airbus).

Сегодня совсем небольшая статья, касающаяся понятий и терминов. Я уже как-то говорил о том, что периодически буду возвращаться к этому вопросу. Точность в определениях, на мой взгляд, штука довольно важная. Но сегодня вспомним об одном названии, которое, по-моему, так и не дождалось для себя этой самой абсолютной точности. Однако, быть может, именно в этом, конкретном случае оно от произошедшего ничего не потеряло . Речь идет о термине самолет аэробус или в английской транскрипции airbus.

Название это знакомо практически всем, даже тем, кто на самолетах-то и не летает. И именуют этим словом летательный аппарат часто довольно легко. Как только самолет, что называется, посерьезней и повнушительней выглядит, так сразу и аэробус . На самом деле не все так просто.

Впервые этот термин упомянул выдающийся ученый –авиатор академик Б.Н. Юрьев еще до революции. И подразумевался под этим названием аэроплан, который берет на борт большое количество пассажиров.

В дальнейшем вплоть до середины 60-х годов двадцатого века это слово было, как говорится, не в ходу. Однако затем оно появилось снова, но точное значение его несколько раз менялось.

Потом слово аэробус стали применять в основном касательно системы обслуживания пассажиров. Например, была идея продажи билетов на борту (как во многих автобусах), потом с этим термином связывали схему транспортировки багажа. То есть, когда все вещи пассажиров должны были перемещаться до борта самолета по принципу «багаж с собой» и размещаться в специальном отсеке летательного аппарата.

И только в конце 60-х начале 70-х годов термин самолет аэробус (airbus) начал приобретать значение, близкое к современному. Теперь этим словом стали называть многоместные широкофюзеляжные самолеты, вмещающие большое количество пассажиров и летающие на ближние и средние расстояния. Тогда же стало иногда употребляться название супер-аэробус для самолетов, летающих на дальние расстояния.

Дело в том, что как раз в этот период времени начал ощутимо возрастать пассажиропоток и самолеты, которые могли бы брать на борт больше пассажиров стали крайне необходимы. Кроме того большая вместимость делала их более выгодными в плане экономии ресурсов.

Инициатором применения термина самолет аэробус (airbus) к самолетам в нынешнем значении этого слова стала одна из крупнейших ныне авиастроительных компаний AIRBUS S.A.S.

История здесь говорит следующее. В июле 1967 года было достигнуто соглашение о Европейском консорциуме (первое в таком роде). Французское и британское правительства, а также правительство ФРГ заявили о совместных планах постройки европейских самолетов. В совместном документе значились следующие слова: «С целью укрепления европейского сотрудничества в области авиационных технологий и способствования экономическому и техническому прогрессу в Европе, принять соответствующие меры для производства самолета Airbus ». Последнее слово привожу без перевода, так как это на мой взгляд правильней.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Один из первых 300-тых. Airbus A300B2. 1974 год.

Кроме того весь этот процесс был затеян еще и для того, чтобы что-то противопоставить американцам в области авиационного транспорта. В то время они там практически безраздельно господствовали, особенно компания Боинг .

А уже в июле того же года был подписан меморандум о взаимопонимании для запуска начальной фазы создания 300-местного широкофюзеляжного пассажирского самолета , получившего название европейский Airbus ( Аэробус ).

Вот примерно с этого времени понятие самолет аэробус (airbus) начало прочно закрепляться в современном языке.

Что такое самолет аэробус (airbus).

AIRBUS S.A.S. первоначально называлась The Airbus Industrie GIE (Groupement d’Interet Economique, или на английском Grouping of Economic Interest under French law). В него вошли: от Франции фирма Aerospatiale , от ФРГ объединение Deutsche Aerospace , и от Великобритании фирма Hawker Siddeley . В январе 1972 года в консорциум вошла испанская фирма Construcciones Aeronauticas SA (CASA) , занимавшаяся изготовлением горизонтальной части хвостового оперения. В январе 1979 года британская корпорация British Aerospace , поглотившая Hawker Siddeley, тоже вошла полноправным членом в концерн Airbus Industrie.

Читайте также:  Как нарисовать 2 этажный автобус

В январе 2001 года Airbus Industrie из по сути дела объединения нескольких компаний становится одной интегрированной частной компанией. В ней французская, немецкая и испанская части объединяются в концерн EADS (Европейский аэрокосмический концерн, на английском European Aeronautic Defence and Space Company), владеющий 80% акций, а 20%-ми акций владеет фирма BAE System , наследник British Aerospace. Теперь AIRBUS , как частная фирма по французским законам называется AIRBUS S.A.S (последние три буквы означают «упрощенное акционерное общество»).

И наконец в сентябре 2006 года EADS приобретает 20% акций, которыми владела BAE System и становится единственным владельцем AIRBUS S.A.S.

Вот, такова, в кратце, история AIRBUS . Однако вернемся к началу создания первого 300-местного широкофюзеляжного самолета. Этот самолет получил наименование А300В и имел несколько следующих друг за другом модификаций. Он выгодно отличался от эксплуатировавшихся в то время на линиях самолетов повышенным комфортом и пониженным шумом (двигателей) в салоне. И именно этому самолету присвоено фирменное наименование airbus (самолет аэробус), означавшее не только повышенную вместимость, широкий фюзеляж, но и повышенный комфорт для пассажиров.

По сути дела А300В был единственным самолетом, которому было присвоено такое наименование. Далее термин аэробус (airbus) был запатентован компанией AIRBUS и теперь такое наименование носит каждый самолет, выпускаемый на заводах этой компании (в том числе военные и транспортные самолеты). При этом вовсе не обязательно широкофюзеляжный.

Например семейство самолетов А320 – узкофюзеляжные и берут они на борт не так уж и много пассажиров (от 105 до 220-ти), но при этом носят название аэробус. Происходит это просто потому, что слово это стало по сути дела фирменным знаком .

Что такое самолет аэробус (airbus).

Авиакомпания AIRBUS S.A.S. успешно развивается и довольно успешно конкурирует с американцами. В области производства ( и продажи, естественно ) среднемагистральных самолетов средней вместимости она уже с 2006 года их опередила. Это самолеты А320, которые успешно конкурируют с В-737 . Обе эти модели имеют множество модификаций. Уже образовались целые семейства таких машин. Но интересно то, что хотя боинги близки по параметрам к А320-м, они официально не носят название аэробус. Ничего не поделаешь — патент .

Что такое самолет аэробус (airbus).

Что касается широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, то и тут AIRBUS на высоте. Ранее популярный В-747 сейчас производят не более 10 штук в год и новых заказов совсем мало, тогда как количество заказов на гигант А380 с 2006 года увеличилось на 60 единиц.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Что такое самолет аэробус (airbus).

В-767 , всегда значительно опережавший (по количеству произведенных едениц) близкий по параметрам А330 , начиная с 2002 года это первенство потерял и объемы этих потерь значительны.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Что такое самолет аэробус (airbus).

Единственно, в чем сейчас Боинг опережает AIRBUS , это в производстве самолетов большой дальности В-777 . Одновременно с ним появившийся А340 уступал ему в экономичности и дальности. Это, а возможно и еще кое-какие факторы определили неуклонное снижение его производства и полную его остановку в 2011 году. Сейчас ему на смену готовится А350 . Он уже совершил первый полет 18 февраля 2012 года и ожидается, что он сможет конкурировать с В-777 . Но будет это не раньше 2014-2015 года.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Что такое самолет аэробус (airbus).

Что такое самолет аэробус (airbus).

Airbus A350. Компьютерное фото (к сожалению )

Таким образом понятие самолет аэробус (аirbus) стало сегодня запатентованным названием и вобщем-то несколько потеряло свое первоначальное значение. Что касается вместимости ( и, кстати, достаточно высокого уровня комфорта по современным понятиям) то для этого, на мой взгляд, существует простое, но вполне приемлемое определение широкофюзеляжный самолет .

Что такое самолет аэробус (airbus).

Широкофюзеляжный самолет DC-10.

И оно вполне подходит к типичным аэробусам типа А300В. Основные представители широкофюзеляжных самолетов на сегодняшний день это:
Представители фирмы AIRBUS . Самолеты А300В, А310, А330, А340, А380. И в разработке самолет А350.
Предствители фирмы McDonnell Douglas Самолеты DC-10 и MD-11 .
Представитель фирмы Lockheed Самолет L-1011TriStar .
Представители фирмы Boeing Самолеты Boeing 747 , Boeing 767 , Boeing 777 , Boeing 787 Dreamliner.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Самолет MD-11F. Это удлинненная версия DC-10 с более мощными двигателями.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Широкофюзеляжный самолет Lockheed L-1011TriStar.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Один из первых полетов В-787.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Широкофюзеляжный самолет Ил-86.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Широкофюзеляжный самолет ИЛ-96.

Представители гражданской авиации России (бывшего советского Аэрофлота) ИЛ-86 и ИЛ-96 .

Все они имеют как минимум два прохода между креслами, а гигант А380 еще и две палубы, каждая с двумя проходами. Берут они на борт как минимум 210 пассажиров (самолет А310), а, например, А380 более 550-ти.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Эконом-класс аэробуса ИЛ-96.

Наши советские широкофюзеляжные самолеты ИЛ-86 и ИЛ-96 тоже в свое время носили название аэробус. Правда применялось оно к ним только в русской транскрипции. Я думаю понятно почему .

Вот такая, вкратце, история понятия самолет аэробус (аirbus). В заключении скажу, что компания, владеющая этим фирменным наименованием (впрочем, как и Боинг им не владеющий ) строит не только пассажирские самолеты, но и их транспортные варианты, а также и военно-транспортные самолеты и немало в этом преуспела. Примером может служить суперсовременный военно-транспортный А400М или, например, самолет-заправщик А330MRTT , выпускаемые дочерней компанией AIRBUS-а Airbus Military .

Что такое самолет аэробус (airbus).

Военно-транспортный самолет А400М.

Что такое самолет аэробус (airbus).

Однако главным, конечно, их делом остается производство самолетов, у которых любое их наименование начинается со слова airbus (аэробус). И делают они это дело очень успешно…

Читайте также:  Приложение отслеживание автобусов для мобильного телефона спб

Что такое самолет аэробус (airbus).

Цеха окончательной сборки Airbus в Тулузе.

На этом пожалуй все. С понятием самолет аэробус (airbus) мы примерно (до уровня патента ) определились. Для интересующихся… Специально не стал писать подробно о типах выпускающихся самолетов, потому что в тему статьи это не входит. Всю линейку самолетов Airbus (а также самолетов Boeing), выделю в одной из следующих статей….

В завершении как всегда ролики… О чем? Ну конечно о самолетах компании AIRBUS .



До новых встреч…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Классификация автобусов: виды и типы

Автобус – безрельсовый самоходный транспорт, технически пригодный к перевозке 9 и более пассажиров. В отличие от троллейбусов, он способен совершать маневры на дороге: поворачиваться, перестраиваться в рядах, делать полный разворот. Выделяют два основных вида автобусов: транспортные (пассажирские) и специальные. Вторая категория создана на базе первой, доработана и дополнена в соответствии со спецификой перевозок. Автобусы относятся к общественному виду транспорта и различаются по ряду признаков.

Основные классификационные признаки пассажирских автобусов

Для каждой области применения предназначены машины определенных категорий, различающиеся по размерам, ходовым качествам, компоновке, степени комфорта. Существует много вариантов классификации. Перечислим основные.

По назначению

В зависимости от вида перевозок, выделяют автобусы следующих типов:

Городские. Востребованы для перевозки пассажиров в черте города, что обычно подразумевает поездки по хорошим дорогам. Главные требования – большая вместимость и возможность быстрого и удобного пассажирообмена на остановках. Городские автобусы имеют низкий пол, большие накопительные площадки, широкий проход, несколько крупноразмерных дверей, подножки небольшой высоты, удобные поручни. Хорошее естественное и искусственное освещение, вентиляционное и отопительное оборудование обеспечивают комфортные условия во время поездки.

Пригородные. Предназначены для поездок между населенными пунктами. Отличия от городских моделей: большее количество сидячих мест, а следовательно, меньшая площадь для стоячих пассажиров, более высокая скорость. Часто компоновку делают универсальной, что позволяет использовать транспорт с одинаковой эффективностью на городских и пригородных маршрутах. Маршрутные автобусы, эксплуатируемые преимущественно в сельской местности, обладают высокой проходимостью.

Междугородные и туристические. Предназначены для дальних перевозок пассажиров по автомагистралям. Должны обеспечивать высокую скорость при условии полной безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. В компоновку входят: просторный багажный отсек, узкий проход, обычно одна дверь, откидывающиеся сиденья. Накопительные площадки отсутствуют. Комфорт поездок обеспечивает наличие вентиляционной системы, индивидуальных светильников, аудио- и видеоаппаратуры. В транспорте категории «люкс» присутствуют: холодильник, термонагреватели для напитков, гардероб, санузлы. В туристических моделях – микрофоны, громкоговорители.

По вместимости

Вместимость моделей для городских и пригородных маршрутов определяется суммарным количеством сидячих и стоячих мест. В транспорте междугородного (в том числе туристического) назначения считаются только места для сиденья.

По габаритам

Вместимость напрямую зависит от габаритов транспорта, прежде всего от его длины.Что касается ширины, то она для всех производителей стандартна и составляет не более 2,5 метра. Для удобства существует специальная система классов автобусов по длине. Особенность индексации заключается в том, что первого класса для автобусов не существует, поэтому распределение начинается сразу с цифры 2.

Классификация автобусов по классам

Класс ТС Номер класса Длина (в метрах) Вместимость
Особо малые 2 До 5 10 – 35 мест
Малые 3 6 — 7,5 До 40 мест
Средние 4 8 — 9,5 До 65 мест
Большие 5 10,5 — 12 До 110 мест
Особо большие 6 12 — 16,5 До 153 мест

По количеству этажей

  • Одноэтажные – традиционный вариант.
  • Полутораэтажные. Современный выбор многих туристических фирм, благодаря хорошему обзору, вместительному багажному отсеку.
  • Двухъярусные. Используются турфирмами для дальних поездок и коротких экскурсий. Нижний этаж может быть переоборудован под буфет. В качестве городского транспорта двухэтажные модели в РФ не применяются.

Другие классификационные признаки

  • По типу кузова или компоновке (капотные и вагонные) – если силовой агрегат располагается в отдельном отсеке от пассажиров и водителя, такая компоновка называется капотной. Если же двигатель находится в одном отсеке с пассажирами, то такой кузов называется однообъемным.
  • По типу силового узла (бензиновые, дизельные, газовые ис электродвигателем) – классификация опирается на вид потребляемого двигателем автобуса топлива.
  • По расположению ДВС (спереди, сзади, под полом) – в зависимости от габаритов и конструкции силовой установки, она может располагаться в разных местах.
  • По количеству салонов (стандартные, с прицепом, сочлененные) – поскольку обслуживание большого пассажиропотока требует от транспорта соответствующей вместительности, производители стараются выпускать эффективные модели.
  • По расположению относительно земли (низкопольные и высокопалубные) – некоторые модели могут быть оборудованы специальной системой управления уровнем пола для удобства посадки и выхода пассажиров (книлинг).

Специальные автобусы

Все перечисленные ранее типы автобусов общего назначения могут переоборудоваться в спецтранспорт, приспособленный для достижения разнообразных целей и различных эксплуатационных условий.

К этой категории относятся модели:

  • медицинские – реанимационные, шоковые, лаборатории; ;
  • вахтовые;
  • рекламные;
  • ритуальные;
  • для аварийно-спасательных служб.

Общие характеристики современного пассажирского транспорта

Современные виды пассажирских и специальных автобусов отличаются высоким уровнем технических характеристик, комфортабельности, эстетичным внешним видом. Для них характерны:

Источник

Дословно воздушный автобус как называется