Интервью: “Для меня троллейбус – это всё лучшее, что можно было взять от остальных видов транспорта&

На этот раз pitertransport решил узнать и рассказать вам о том, каково это — быть водителем троллейбуса. Мы пообщались с женщиной-водителем, которая по-настоящему любит свою работу. Она рассказала про все тонкости этой профессии, а также вспомнила наиболее запомнившиеся моменты из своей троллейбусной жизни.

Как так получилось, что ты стала водителем троллейбуса?
Я с детства хотела: раньше жила в таком месте, где мой дом выходил на трамвайно-троллейбусное кольцо. Просыпалась я очень рано и, чтобы не будить маму, сидела на балконе и смотрела на трамваи и троллейбусы. Мне это было очень интересно. Когда стала ездить в школу на общественном транспорте, я во всё это вникала, наблюдала за водителем. Захотелось попробовать. Когда дали порулить, ещё до учёбы в ГЭТовском комбинате, мне так понравилось! И после этого я решила: “Всё, надо пробовать срочно!”

Объясни, почему именно троллейбус?
Для меня троллейбус – это всё лучшее, что можно было взять от остальных видов общественного транспорта: на трамвае рулить не надо, просто сидишь и едешь прямо, а автобус слишком тяжёлый и шумный.

На каких машинах ты работала?
Сначала был вологодский троллейбус, потом белорусские, сейчас на “Мегаполисе” работаю. “Мегаполисы” самые быстрые: с автобусами можно хорошо гоняться!

Многие водители хвалят “Мегаполисы” за удобную кабину, а ты как считаешь?
Мне кажется, что самая удобная кабина у белорусских троллейбусов. Там и места много и не так шумно: в кабине не слышно, что происходит в салоне, а в салоне не слышно то, что происходит в кабине. Что мне нравится в "Мегаполисе" – это дверь из кабины в салон. Пассажиры подходят, спрашивают, а мне так удобнее им отвечать.

Как ты относишься к пассажирам? Я заметил, что вполне приветливо.
Пассажиров люблю. Люблю, когда вообще много народу, когда салон аж до дверей забивается. Я обязательно их жду на остановках, люблю постоять, чтобы они успели добежать. Мне приятно слышать от них “Спасибо”. Некоторые пассажиры шоколадки дарили. Люблю давать людям маленькую приятность, когда троллейбус дождался всех своих пассажиров. Мы же добрый транспорт, надо пропагандировать доброту и любовь.

Бывают ли неприятные ситуации с пассажирами?
Да, бывают, у меня даже была драка в салоне. Пришлось вмешаться: “Выясняйте свои отношения на улице, так как людям нужно вернуться домой”. И мужики такие, “да-да”.

Ну а теперь к коллективу. У вас работают люди семьями?
Конечно! У нас в парке работают отец и сын. Отец — кондуктор, а сын водит троллейбус.

Супруги тоже есть, наверное?
Да, муж и жена, сменщики. Муж работает в утреннюю смену, жена в вечернюю.

Кстати, у вас в парке много женщин/девушек?
Ну, где-то 40/60. 40% — женщин, остальные мужчины. В последнее время заметила, что очень много женщин-водителей на автобусах. Раньше для меня это было удивление, а сейчас попадаются довольно часто. Женщины даже водят маршрутки, вот это вообще офигеть! Для меня это был бы вечный стресс.

Какой у тебя график?
Утренний. Он для меня как-то проще.

Есть какие-то маршруты, которые тебе нравятся больше?
Те, которые ходят по Невскому проспекту, так как все они очень сложные и везут много пассажиров. Ну и, конечно, красиво ездить по центру города.

Если говорить про других участников движения — тебя можно назвать ненавистницей маршруток? Хорошо известно, что многие водители общественного транспорта крайне негативно относятся к ним.
Я не то чтобы ненавистница, но я стараюсь ездить для людей, а они не стараются, и это очень бросается в глаза. Я вообще всегда осуждала водителей, которые не могут подъехать близко к остановке там, где это возможно.

А как ты относишься к коллегам из “Пассажиравтотранса”?
Раз на раз не приходится. Есть вполне приличные водители, которые подъезжают на остановки и не нарушают ПДД, а бывает попадаются всякие. В основном я стараюсь быть вежливым водителем для всех.

Как ты ездила этой зимой, когда дороги не посыпали реагентами?
Да ничего, так же, как и в прошлую зиму — коммунальщики тогда не сразу стали посыпать реагенты. Вообще, зимой мне нравится ездить по накатанному снегу. Так город кажется чище, Петербургу очень идёт белый цвет!

Ваш коллектив пишет письма по качеству дорожного покрытия?
Да, различные заявки в администрацию парков водители пишут. Они составляются на всё: знаки, деревья, выбоины. Всё это учитывается и отправляется в ГИБДД.

Неправильно припаркованные автомобили сильно мешают движению троллейбуса?
Когда я только начинала, мне водитель-инструктор дал совет: “Не нравится, звони центральному”. Я звонила центральному диспетчеру, подавала заявки: “Остановка заставлена посторонним транспортом”. Приезжали туда эвакуаторщики и всех вывозили. И на следующем круге я такая: “ Yes , yes , так вам и надо!”

Думаю, платная парковка эту проблему решит.
Ну не знаю, у нас много чего обещают. Но в целом введение платных парковок я поддерживаю, а то все машины понаставили где попало…

Заметил, что многие троллейбусники принципиально не заезжают на выделенную полосу на Невском проспекте, даже когда пробка. Почему так?
Потому что какая-нибудь зараза встанет.

То есть из-за нелегальной парковки на полосе?
Тут дело в организации дорожного движения. После выделенки идёт поворот направо, они стараются все тебя обогнать, перед тобой объехать и останавливаются… Вот из-за этого приходится въезжать по второму ряду.

Ты привыкла к автоинформатору?
Да. Раньше, когда начинала работать, объявляла всё в микрофон. И всё-таки микрофон ближе к людям, душевнее, там можно говорить без всяких странных фраз, типа “не забывайте свои подозрительные вещи”. А потом поставили информаторы и микрофоны сняли. Мне это не очень нравится, так как с информатором может что-то произойти, а мне будет трудно сообщить пассажирам о том, какая следующая остановка. Приходится кричать.

А не было мысли записать свой голос на информатор?
Я — нет. Но у нас есть водитель, который записал свой голос на все остановки.

Как вы со стрелками справляетесь?
Привыкла уже и к стрелкам.

Ну а первые ощущение?
Стрелки – это не так уж сложно для меня… Вот пересечения на повороте проезжать — это да, проблема, особенно в условиях скопления транспорта. Многие водители не понимают, что мы можем застрять на обесточенных участках. Ладно хоть сейчас у нас есть автономный ход, а раньше пересечения нервы-то трепали…

Насколько я знаю, стрелка управляется рулём? Или это не так?
Нет, стрелка управляется кнопкой.

Всё-таки кнопка…
На новых троллейбусах — кнопка, на старых — ты жмёшь педали. Сначала, как только начала ездить, стрелки были обесточенные , вот это было проблемой. Надо было засечки всякие делать. У меня как-то раз был троллейбус без зеркала, я думала: “Как на нём ездить! Ничего же не видно”. А сейчас привыкла…

Ну раз ты заговорила о зеркале, тогда такой вопрос. А камеры тебе помогают?
Камеры, да. Особенно, когда наблюдаешь в салоне.

Ну и снаружи тоже? Или зеркало роднее?
Зеркало как-то нагляднее. Камеры как-то наоборот, отражение только показывают.

Как ты относишься к новой форме водителей?
Мне кажется, что старая форма более практичная, нежели новая.

Ну и как-то официальнее смотрится.
Да, серьёзная форма. У автобусников с новой формой очень хорошо получилось.

Источник



«Терпеть не могу женщин за рулем»: честный рассказ водителя троллейбуса

Мы поговорили с Аленой и выяснили, почему работа с 6 утра — это круто, как поднять настроение злым пассажирам в час пик и при чем здесь вообще песни группы «Ленинград».

Досье

Имя: Алена Царева
Возраст: 28 лет
Должность: водитель троллейбуса (маршрут № 11), водитель лимузина
Город: Санкт-Петербург

• Стать водителем троллейбуса я решила еще будучи школьницей, — признается Алена. — В 16 лет познакомилась с парнем, который как раз водил троллейбус. Причем троллейбус мне тогда понравился больше, чем парень. Вернувшись после встречи домой, я с порога заявила маме: «Хочу водить троллейбус!». Помню, она отнеслась к моим словам снисходительно, мол, это у меня пройдет. Как видите, мама ошиблась.

• Никогда не любила рано вставать, но теперь приходится. От природы я всегда была человеком, которого вечером не уложить, а утром — не поднять. Но рабочая смена водителя троллейбуса начинается в 5–6 утра, так что мне, увы, пришлось полностью пересмотреть распорядок дня. Поначалу это тяжело. Бывало, даже засыпала во время обеда прямо в кабине, на руле, вместо того чтобы поесть. Со временем я привыкла, и теперь мне нравится каждое утро наблюдать, как просыпается Питер. Наверное, это тоже некий стимул вставать на работу. Огромный плюс еще в том, что я рано освобождаюсь — в два или в три часа. После этого весь день в моем распоряжении. И никаких тебе пробок по дороге на работу или обратно.

• В моей профессии без юмора никуда. Часто в троллейбусе едут люди, которые были кем-то или чем-то обижены и теперь хотят выплеснуть свой негатив на окружающих. Чтобы разрядить обстановку, я могу пошутить. Например, меня спрашивают: «Я до метро доеду?», на что отвечаю: «А я откуда знаю?» (следом, конечно, же, объясняю нормально). Эффект моментальный — у окружающих поднимается настроение и люди начинают улыбаться. Возможно, кто-то скажет, что это неправильно, что мой юмор слишком жесткий и вообще водитель троллейбуса должен вести себя серьезно. На практике еще не было случая, чтобы кого-то мои шутки задели или разозлили. К тому же юмор помогает отвлечься от рабочей рутины.

• Я пробовала бросить троллейбус, но у меня не вышло. Друзья и родные много раз советовали мне отдохнуть от троллейбуса. В один момент я даже поддалась на уговоры и перешла на «кабинетную должность» — сначала работала ревизором по безопасности движения, потом заместителем начальника отдела эксплуатации. Но это все оказалось не по мне. Перебирать бумаги в офисе для меня занятие слишком уж скучное. Так что вернулась обратно в водители. Признаться, не все близкие поняли мое решение.

• В свободное время я вожу лимузин. Эта история началась уже тогда, когда я работала водителем троллейбуса. Еду в один прекрасный день по своему обычному маршруту и вижу, как рядом на светофоре остановился лимузин. Внутри играет музыка, пассажиры хохочут, радуются жизни. Я подумала: «Как же классно! Не то что у меня — все злые, хмурые, просят выпустить до остановки, жалуются, что опаздывают». Одним словом, мне отчетливо запомнилась абсолютно противоположная, праздничная атмосфера в лимузине. Еще и машина такая необычная, длинная… После этого случая я решила получить права категории D. Сегодня вождение лимузина для меня — любимое хобби, которое к тому же приносит хороший дополнительный доход. Строгого графика, как на основной работе, у меня нет. Выдалось свободное время — пришла и с удовольствием отъездила. Для меня это как в кино сходить.

• Машину могу починить сама. В пределах разумного, конечно. Например, я в состоянии заменить колесо, потому что у меня есть баллонник и домкрат с запаской. Правда, на лимузине сделать это довольно проблематично из-за его габаритов. Да и со стороны картина, наверное, будет выглядеть забавно… И тем не менее, нет ничего сложного в том, чтобы провести какой-то экстренный ремонт лимузина. По сути, это та же самая легковушка, которую распилили пополам и вставили внутрь еще одну часть. А если случается какая-то крупная поломка, я просто еду в сервис, и там машиной занимается уже специальная обслуживающая бригада.

• Не помню, чтобы мне когда-либо приходил штраф ГИБДД. Я человек принципиальный, никогда не нарушаю правила. Видимо, и тут сказывается профессия. У нас ведь в должностных инструкциях прописана масса ограничений — взять хотя бы скоростной режим. Допустим, я проехала на скорости 25 км/ч участок, где разрешенная скорость 20 км/ч. Если об этом узнает руководство, меня вызовут на комиссионный разбор нарушения. Обычно эта малоприятная процедура заканчивается замечанием, выговором либо депремированием. Вычесть могут от 10 до 100% от премии, а ведь это где-то ползарплаты! Так что соблюдение правил у водителей входит в привычку. В повседневной жизни то же самое: если стоит знак «40», то я поеду именно 40 км/ч, никак не больше.

Читайте также:  Троллейбус аэропорт симферополь ялта 2021

• Терпеть не могу девушек за рулем. Это так, хоть я и сама водитель. Поймите правильно: я отдаю отчет, что не все ездят безобразно, но мне на троллейбусе порой приходится видеть такие дорожные пируэты! Причем большую часть выполняют именно женщины. Они почти никогда не уступят троллейбусу, даже если объективно неправы — например, когда припарковались на остановке и ты просишь их немного проехать вперед, чтобы высадить пассажиров. Особо отчаянные дамы перестраиваются из крайнего левого ряда в крайний правый прямо перед носом троллейбуса — им же нужно проехать. Видимо, водители не понимают, что у меня в салоне люди и я скорее въеду в лихача, чем буду применять экстренное торможение. Потому что если вдруг пассажир упадет и что-то себе сломает, все претензии будут ко мне. А уж про то, как паркуются многие женщины, я вообще молчу — возникает желание выйти из троллейбуса, сказать: «Дай ключи, я быстрее сама припаркуюсь».

• У меня есть свой секретный способ расслабиться, если все кругом бесит. Надеюсь, кому-нибудь он тоже будет полезен. Итак, когда меня грубо подрезали на дороге, нахамили пассажиры или произошла еще какая неприятность, я начиняю сочинять в голове стишок на определенную тему. Желательно с матом, в стиле группы «Ленинград». Когда прокрутишь его целиком в голове несколько раз, становится забавно, и все проблемы отходят на второй план. Готовыми стихами я потом делюсь с подписчиками в соцсетях.

• Не понимаю людей, которых раздражает их работа. Многие мои коллеги не любят свою работу. Они то и дело жалуются, что делают много, а получают копейки… В общем, старая песня. Я считаю так: денег человеку всегда будет мало. Если ты приходишь с работы и чувствуешь, что все достало, значит, пора что-то менять. Лично меня моя профессия полностью устраивает. Получаю я достаточно, задержек по зарплате не бывает. К тому же должность стабильная и я не боюсь, что завтра наше госпредприятие закроют. Есть, конечно, неприятные моменты в виде строгого соблюдения всех должностных инструкций. Их реально очень много, и ты все время боишься что-то нарушить. Но это просто мелочи по сравнению с тем кайфом, который получаешь, садясь за руль.

• С моей подачи подруга тоже стала водителем троллейбуса. Она сидела дома без дела, поэтому я предложила ей взяться за ум и пойти учиться на водителя. Подруга, можно сказать, пошла по моим стопам: как и я, проработала какое-то время кондуктором, а затем стала водителем троллейбуса. У нее в итоге все сложилось хорошо — за плечами уже 7 лет безаварийного стажа. Недавно я загорелась идеей стать инструктором-водителем троллейбуса и уже прохожу специальную подготовку. Так что скоро буду не только агитировать идти работать к нам, но и обучать молодое поколение навыкам вождения техники.

Источник

«Мне начальство говорит: «Ты просто едь и никого не трогай». А как?» Откровения водителя троллейбуса

Любить свою работу везет не каждому. Многие равнодушно высиживают в офисе от звонка до звонка, нетерпеливо поглядывая на часы перед обедом и с тоской ожидая пятницы. Кто-то откровенно халтурит, выполняя свои обязанности спустя рукава, кто-то трудится по возможности старательно, но ходит на работу как на каторгу. Александру же повезло.

Еще с юношеского пушка на подбородке он крутит «баранку» обычного столичного троллейбуса. Его не угнетают нелегкие условия труда и сверхурочные, ему нравится возить людей. И в целом он своей жизнью был бы полностью доволен, если бы ее не отравляли некоторые моменты.

«Расскажу вам парочку курьезных случаев… Ну как курьезных. Неприятных скорее,» — начал разговор с нашим корреспондентом Ольгой Арсеньевой водитель троллейбуса.

То, что Александр заходит сразу с неприятных моментов, он объясняет тем, что «накипело». Работу свою, как объяснил он нам, любит по умолчанию. Но порой попадаются такие пассажиры, которые способны, по его словам, отравить даже самое хорошее настроение.

«Было у меня недавно… Еду, везу людей, все спокойно. На остановке заходят молодые люди. Куда, вы думаете, они заходят? В переднюю дверь! И стоят на проходе, пассажирам не войти. Салон при этом свободный! Выхожу из кабины и говорю: «Молодые люди, предъявите, пожалуйста, оплату проезда». Я имею на это право. А они сразу начали возмущаться, что за дела, мол. «Какие такие дела? — говорю. — Предъявите, пожалуйста, оплату проезда». Я, кстати, не видел, прикладывали они проездные или нет. Оказалось — прикладывали. Они предъявили, и я им говорю: «А теперь пройдите, пожалуйста, вглубь салона. Вы мешаете людям заходить, передняя дверь для пожилых людей вообще-то». Они прошли, но что вы думали? Накатали на меня жалобу!

Второй случай. Заходит — тоже в переднюю дверь! — молодой человек и стоит на проходе. В телефон свой уткнулся, никого вокруг не видит. А теперь самое интересное! Я подъезжаю к следующей остановке — там толпа. Он выходит, ждет, когда зайдут все, и — внимание! — заходит следом. Нормально?»

На недоумение, что здесь не так, Александр поясняет, что вопрос во времени.

«Он «регулирует» таким образом движение. Не понимаете? Сейчас объясню. Я подъезжаю к остановке, — люди ждут, когда он выйдет. А потом я жду, когда зайдет он! А потом представьте: вот едете вы, допустим, в троллейбусе, опаздываете, но из-за такого пассажира происходит задержка по времени. Если бы я не задержался, мог бы проехать на зеленый, но у меня перед носом загорается красный, я стою. Мы все стоим. А впереди еще один троллейбус, в котором у водителя, быть может, такой же пассажир, как этот.

А теперь представьте: такой молодой человек задержит водителя, вы уже на нервах… И вдруг троллейбус впереди ломается! И водитель выйдет и скажет: «Уважаемые пассажиры, троллейбус дальше не пойдет». Что вы подумаете? Что водитель во всем виноват, да?

Передняя дверь еще с 1990-х была предназначена для пожилых людей, инвалидов и маленьких детей. Не надо туда щемиться! Есть другие двери — заходите, пожалуйста! Зачем мешать пожилым людям проходить, зачем задерживать транспорт?

Так вот, тот молодой человек… Я выхожу из кабины и говорю ему: «Предъявите, пожалуйста, оплату проезда». А он отрывается от своего телефона и говорит: «Что за «приколы»?» Нормально? «Это не «приколы», — говорю, — предъявите, пожалуйста, ваш проездной и пройдите в салон, не стойте в дверях». А он начал мою «шильдочку» фотографировать. Зачем он ее фотографировал? Для чего?»

Конфликт водителя с пассажиром перерос в бурное препирательство. Александр уже понял, что он и так выбился из временных рамок и на диспетчерскую станцию опоздает, поэтому не преминул сообщить остальным пассажирам, благодаря кому они все сейчас опаздывают. Молодой человек в долгу не остался — написал в троллейбусный парк на водителя жалобу.

«Мне начальство говорит: «Ты просто едь и никого не трогай». А как? Тогда я буду ехать не час, а час двадцать пять, но мне там (на диспетчерской станции. — Прим. авт.) надо отдохнуть! Мне там надо хотя бы просто пройтись вокруг троллейбуса — работа сидячая, надо разминаться. А когда задаешь главному диспетчеру вопрос: «Скажите, пожалуйста, мне восемь часов сидеть без перерыва за рулем?» — ответа нет…»

К слову, после того, как водители троллейбусов рассказали о неприемлемых условиях своего труда, временные интервалы, которые отведены водителям на рейс, все-таки увеличили, но, как заверяет наш герой, не во всех карточках. И пассажиры, задерживающие отправление троллейбуса с остановки, воспринимаются водителем буквально как воры, которые крадут его личное время на отдых.

«Я анализировал эту систему. Когда час пик и водитель опаздывает на 12-13 минут, тогда стоянка — 20 минут… А потом диспетчер выбегает: «Ой, Саша, выедь по времени». А почему мне 20 минут не простоять? А потому что пробка в городе. А пробка почему? Потому что такие умники повылезали из офисов, недосидели там в интернете, видимо, и ковыряются в своих телефонах, задерживая водителей! А у водителей, между прочим, за плечами по 200 голов, все тоже едут с работы и торопятся, у всех есть свои дела. И водитель переживает именно за это!

Если мне положено доехать от точки до точки за час и две минуты, я и хочу проехать этот интервал за час и две минуты. И отсидеть потом свои 7 минут, и в следующий рейс на час и две минуты я поеду отдохнувшим, у меня будет хорошее настроение, я получу только положительные эмоции от своей работы. Просто из таких мелочей и складывается рабочая обстановка, но никто об этом почему-то не задумывается.»

То, что его переживания за комфорт других пассажиров обесцениваются окружающими, Александра очень расстраивает.

«Действительно, и чего водитель переживает? Водитель же рогатый олень! Вот какое бывает отношение! Да, я сделал молодому человеку как водитель замечание — имел право сделать. Если бы он сказал: «Да, извините» — и прошел в салон, вопрос был бы исчерпан! Нет, надо же по-другому все это перевернуть! Я тороплюсь, я опаздываю, переживаю за бабушек, за женщин… А у таких людей это «прикол»!

У меня никогда не было мысли зайти в переднюю дверь, которая — это изначально у нас в крови! — предназначена для бабушек и маленьких детей, правильно? А сейчас у меня на работе два обращения. Сейчас принимается решение, просто я хулиган или злостный хулиган. И если что, меня лишат процентов.

Я начинаю рассказывать, объяснять — меня никто не слышит! «А зачем ты выходил?» И пятое-десятое. Но когда ситуация перерастает в такое вот, вы меня извините. Я не могу смириться с тем, что впереди молодые люди «контролируют» работу водителя своим поведением и мешают пожилым людям. И в итоге я делаю замечание, они сами выводят меня на конфликтную ситуацию — и я остаюсь крайним!

Существует карта качества у каждого водителя. А теперь из-за жалоб этих двух умников меня опять отправят на курсы повышения классности. Вот из-за чего? Я вступился за пассажиров. За пожилых пассажиров — с точки зрения справедливости! И я же, получается, страдаю. Вот это у меня в голове не укладывается.

Я старался, месяц работал. Не валялся на диване, а работал и еще брал сверхурочные. А теперь меня за одно это собираются наказать материально — зачем?

С большего пассажиры — люди хорошие. Я люблю их возить, мне нравится моя работа. Но иногда попадаются такие вот. Обидно.»

Автобизнес
Фото twitter, youtube носят иллюстративный характер

Источник

Женщина-водитель троллейбуса о ранних подъемах, любимых маршрутах и наглых водителях

Логотип Daily Карелия

Есть профессии, которые считаются не совсем женскими. Водитель троллейбуса как раз из таких, хотя женщины за рулем этого внушительного транспорта встречаются все чаще. С одной из таких мы и поговорили. Светлана Агеева — водитель троллейбуса с 11-летним стажем. Она откровенно рассказала нам о любимых маршрутах, пенсионерах-пассажирах, специальном жаргоне, на котором между собой общаются водители троллейбусов, а также об экстремальных и забавных ситуациях, хамах на дорогах и о том, как выглядит Петрозаводск в 4 утра.

До того, как сесть за руль троллейбуса, я вообще не управляла никакими транспортными средствами. Работала поваром в столовой «Тяжбуммаша», пока в 90-е годы не начались сокращения; потом — продавцом, а затем пошла в кондукторы. В те времена кондуктором была моя мама, она и позвала меня на эту работу. Через полтора года я подумала: а почему бы мне не попробовать стать водителем троллейбуса? Тогда на нашем предприятии как раз набирались группы для обучения.

Читайте также:  Интервал движения троллейбусов челябинск

Когда я первый раз вышла в рейс (пусть и с опытным наставником), у меня были квадратные глаза! Мне было очень страшно, я буквально боялась сделать лишнее движение, но инструктор сказал: «Из тебя получится водитель!» Это подняло мою самооценку, у меня появилась вера в себя, и постепенно я всему научилась. Сейчас я водитель троллейбуса второго класса, мой стаж на этой работе — одиннадцать лет.

Я привыкла к габаритам машины, к тому же они внушают определенную уверенность в себе: по сравнению с троллейбусом остальные едущие по городу автомобили кажутся небольшими! Конечно, многие водители стараются подрезать троллейбус, обогнать. Он же не может развить большую скорость, потому что могут сойти штанги. По этой причине противопоказано и резкое торможение. Ставить штанги на место должен водитель, и надо стараться сделать это как можно быстрее, чтобы везти людей дальше. Для любого водителя неприятно, когда случается серьезная поломка и пассажирам приходится покидать салон.

unnamed (8)

Поначалу мне было трудно вставать в четыре утра: первый троллейбус выходит на маршрут в 6:00. А потом я привыкла, и мне даже нравится идти на работу, когда солнце еще не встало, ездить по почти пустым улицам, когда город выглядит особенным, осознавать, что природа еще только просыпается, а я уже давно за рулем!

Обычно я езжу по маршруту троллейбуса № 4, и он мне нравится больше всего, хотя вообще наши водители обязаны знать все маршруты, чтобы была возможность кого-то подменить. По одному пути водители следуют только первые полгода. Я никогда не отказываюсь от подмены, потому что если ты идешь навстречу людям, они всегда пойдут навстречу тебе. Моему троллейбусу примерно десять лет, и это еще весьма неплохая машина.

На «четверке» всегда ездит много пенсионеров, они тихонько заходят, не спеша выходят, потому требуется большое внимание. Пожилым людям все-таки лучше заходить в переднюю дверь, которую мы всегда открываем. Пенсионерам желательно, чтобы троллейбус подъезжал как можно ближе к поребрику, хотя зимой это не всегда возможно из-за погодных условий.

Если человек спешит к машине, я всегда его подожду. Иногда люди обижаются из-за того, что в таких случаях дверь зарывается и троллейбус отъезжает от остановки. Чаще это происходит потому, что если человек бежит вдоль тротуара, то его хорошо видно, а если подбегает откуда-то со стороны, то его бывает трудно заметить в зеркало.

Мы, водители троллейбусов, помогаем друг другу на дороге. Особая надежда — на наших мужчин. Они смекалистее в плане ремонта, да и мужская сила имеет большое значение, например, когда надо подтянуть колесо. Если один водитель, проезжая мимо, видит, что у другого поломка, он обязательно спросит, что случилось и не нужна ли какая-то помощь.

У наших водителей есть свой сленг и свои знаки. Например, троллейбус мы называем сараем: «Вон твой сарай едет!» Это не пренебрежение, мы уважаем и любим свои машины: просто так сложилось. Последний на маршруте троллейбус называется загоняла, а предпоследний — предзагоняла. Ученики водителей троллейбуса — это учебники. Иногда мы показываем встречным товарищам на пальцах, сколько рейсов нам еще осталось сделать, а когда едем на обед, делаем движение, как будто снимаем штанги.

unnamed (9)

Случается, пассажиры благодарят меня, это очень приятно. В сложных ситуациях люди тоже относятся с пониманием. Так однажды мужчине стало плохо в салоне. Пока вызывали «скорую помощь», троллейбус стоял, а пассажиры говорили: «Ничего, дело понятное, мы подождем, сколько нужно». Иногда они реагируют на ситуацию еще быстрее водителя, хотя порой просто от незнания. Было дело, у троллейбуса лопнула шина — раздался сильный хлопок. Кто-то из пассажиров, подумавший, что это взрыв, моментально выдавил аварийное стекло!

На дороге не обходится без экстремальных ситуаций. Однажды зимой путь перегородила забуксовавшая фура. Другие машины объезжали ее, а моему троллейбусу не хватало для этого длины проводов. Я вышла и попросила водителя попытаться переместиться в сторону, чтобы освободить проезд. Он ответил, что ничего делать не будет. Тогда я вынесла из салона ведро с песком — а оно довольно тяжелое! — и принялась посыпать дорогу. Через какое-то время шофер фуры смог выровнять машину и отъехать. А одна девушка-водитель в сильный гололед даже бросала под колеса старую куртку, чтобы ее троллейбус мог ехать дальше!

Когда-то в нашей работе случались и чисто профессиональные курьезы. Водитель готовится выйти в рейс, в троллейбус заходит кондуктор. Поехали! А потом водитель с изумлением замечает, что посреди маршрута, когда в салоне полно народа, кондуктор, как ни в чем не бывало, выходит из троллейбуса! Оказывается, человек просто поехал домой после смены. Водитель связывается с диспетчером, и ошибку быстро исправляют. Сейчас у всех кондукторов есть спецодежда, и таких ошибок уже не происходит.

unnamed (6)

В троллейбусе особо не мусорят, кондуктор присматривает. Он же обязан после каждого рейса обойти салон на момент обнаружения посторонних предметов. От кондуктора тоже зависит очень многое: мы работаем в паре и, как можем, помогаем друг другу. А так пыль и грязь проникают в окна и двери, особенно летом: протираем тряпочкой сиденья, увлажняем салон, брызгая на пол водой.

Если пассажир что-то оставил в салоне троллейбуса, надо обратиться в бюро находок депо. Забывают все, что угодно, даже дорогую технику, куртки. Про перчатки, варежки и зонтики вообще молчу: там их просто целый склад.

Иногда происходят и весьма неприятные вещи. Находятся люди, которые кидают в троллейбус камни! Сталкивалась я и с ситуацией, когда дети пытались прицепиться сзади к лестнице, чтобы покататься! В таких случаях я сигналю, прогоняю их, да и кондуктор помогает. В основном этим занимаются подростки лет двенадцати-тринадцати. Я хочу, чтобы взрослые объясняли им, что это очень опасно!

Очень интересно, когда троллейбус арендует свадьба! Они просят остановиться в нужном месте, проводят конкурсы, веселятся. Доводилось возить и праздничные экскурсионные группы, которые заказывали маршрут по городу. В таких случаях троллейбус украшался шариками, а люди вели себя, как дети. В обычной жизни троллейбус для них — общественный транспорт, а тут — что-то необычное.

Близкие и друзья уважают мою профессию, и это радует. Я молодая бабушка, у меня трое внуков. Когда они едут в моем троллейбусе, то полны гордости: бабушка за рулем! Мне нравится работать для людей, ощущать свою востребованность, осознавать полезность моего труда. Вот только хотелось бы, чтобы общественный транспорт больше уважали водители других машин: ведь мы везем массу народа, и наша ответственность за них просто огромна. Моя главная задача — довезти людей до места без неприятностей и происшествий.

Источник

«Романтики не много — ее вообще нет». Бывший водитель троллейбуса рассказывает всю правду о своей профессии

Наш читатель Sven12 недавно сменил работу водителя троллейбуса в Минске — вместо одной непростой профессии выбрал другую непростую профессию. Но он согласился рассказать Onliner.by правду о своей работе в столице. «В последнее время стал видеть много негативных откликов в адрес водителей общественного транспорта. Поэтому хочу рассказать обывателям, как все выглядит изнутри», — пояснил мужчина.

Почему троллейбусы иногда «тупят»

В профессию Sven12 пришел почти случайно. В 2012 году был вынужден менять работу, и на глаза как раз попалось объявление: «Приглашаем водителей троллейбуса, обучение». Собрал документы, приехал в парк на собеседование.

— Пошел, по сути, не раздумывая. Друг работает водителем автобуса, поэтому какое-то представление у меня было, — рассказал читатель.

Обучение заняло некоторое время. Курсанты изучали правила дорожного движения, правила технической эксплуатации троллейбуса, электрическую часть, механику, пневматическое устройство, медицину, инструкции для водителя, устройство перевозок пассажиров в городских условиях, безопасность перевозок.

— Короче, много интересного узнал. Затем был внутренний экзамен по всем дисциплинам, и вперед — учиться ездить. Сложной была не дорога, сложно было смотреть за линией сверху — это, наверное, самое страшное воспоминание. Потому что перед специальными частями нужно сбрасывать скорость, чтобы аккуратно их пройти, иначе может произойти сход токоприемников. Это, кстати, и объясняет наше медленное движение по тем же площадям: приходится и за дорогой смотреть, и за токоприемниками.

Что такое работа в потоке и кто такие «разрывники»

Чаще всего в троллейбусном парке работают по графику 4 через 2, то есть сначала четыре рабочих дня, затем два выходных. Это называется работать в потоке. Некоторые работают по графику 5 через 2, есть еще водители, которые выходят только в первую или только во вторую смену. Обычно это связано с семейными обстоятельствами.

— Бывают так называемые «разрывники» — водители, которые работают по несколько часов утром и вечером. Они выезжают на линию в часы пик, когда наибольший пассажиропоток, а днем отдыхают. За разрыв рабочего дня при такой смене полагается доплата, — пояснил собеседник.

Водители первой смены просыпаются около 3 часов ночи и в 4:30 уже мчатся на дежурном троллейбусе в парк.

— Первым делом нужно пройти врача — к нему очередь. Каждого проверяют на алкометре, иногда могут измерить давление. Затем диспетчер выдает книгу троллейбуса, карту с расписанием движения, путевой лист. В кладовой нужно взять новые угольные вставки для токоприемников. Если машина не моя, то еще беру с собой «тревожный пакет», как я в шутку его называю, — сумку, в которой находятся знак аварийной остановки, аптечка, резиновые перчатки, молоток и торцовый ключ.

Перед выходом на линию водитель должен принять троллейбус, все проверить, заменить угольные вставки, заполнить документы. После этого можно ехать.

— По инструкции водитель обязан при выезде следовать до диспетчерской станции со всеми остановками и подбором пассажиров. То же самое при возвращении в парк. Не все, конечно, это выполняют, но на свой страх и риск. Придет жалоба — накажут.

Взаимоотношения с автомобилистами: бывает всякое

Водителей автомобилей они называют частниками. Взаимоотношения с ними ровные, как и полагается. Хотя некоторые автомобилисты считают троллейбусы медленными и неповоротливыми.

— На специальных частях — да, не спорю. Но на ровной линии троллейбус способен очень быстро набрать скорость: для городского движения хватает. Это автобусы ездят медленно, мы же по сравнению с ними просто летаем, — парирует Sven12. — Не знаю, кстати, почему у автобусов низкая скорость. Может быть, водители так экономят топливо — у них оно дороже, чем у нас электричество.

Всегда найдется водитель, который очень торопится: он будет пытаться объехать троллейбус, опередить, вклиниться перед ним в потоке. Но наш собеседник на этом не зацикливается.

— Автомобилисты все же становятся культурнее. Чаще стали пропускать, где-то уступят место, дадут проехать. Но бывает и по-другому: стоишь подолгу в элементарной ситуации, теряешь время. И никому не интересно, что у тебя график. Зато потом очень много возмущений из-за опозданий общественного транспорта. Это, конечно, немного напрягает, но ко всему привыкаешь. Поэтому я за графиком не гонялся, ехал как получается.

По словам нашего читателя, за опоздания водителей не наказывают. Если только нет подозрений, что это делалось осознанно.

— В каждом троллейбусе стоит навигатор, по которому прекрасно видно, как ты едешь. И если 10 машин на маршруте укладываются в расписание, а у тебя опоздание 15 минут, то придется отвечать на неприятные вопросы. Такие водители обычно говорят, что на рейс выделяется недостаточно времени. Да, в сравнении с автобусами у нас на один и тот же маршрут времени действительно меньше, приходится ездить быстрее.

Нередко на водителей троллейбусов поступают и другие жалобы: проехал на красный, выехал с остановки внаглую, вынуждая других тормозить.

Читайте также:  45 троллейбус спб карта

— Не из-за опоздания нарушают, а просто потому, что такие люди, — считает Sven12.

Собеседник говорит, что иногда водители троллейбусов вынужденно нарушают ПДД — например, на площадях, где приходится смещаться не глядя на разметку, просто чтобы не оторваться от линии.

В курсе и наш отдел безопасности движения, и ГАИ, как я понимаю, потому что нас по этому поводу не трогают. Разумеется, в таких ситуациях проявляешь уважение к другим участникам и пропускаешь. Да и осознание, что в случае ДТП именно ты будешь виновником, как-то наглости не добавляет. Ведь если авария, то гаишники не посмотрят ни на нашу линию, ни на специфику троллейбуса — накажут по полной программе. Мы говорили руководству о проблеме, но воз и ныне там.

В этом и заключается особенность троллейбуса: маневренность ограничена, мы на привязи. Если видишь, что где-то авария, то уже заранее прикидываешь, объедешь или нет. Иногда маневрируешь на таких отклонениях от линии, что самому страшно. А случается, что не можешь проехать — стоишь. Для кошелька это плохо: выплатят только обычный тариф, премия полагается за работу в движении. По чьей вине простой, никого не волнует.

Платишь за запчасть, которая нужна

В Минске используется несколько модификаций троллейбусов. Старые ЗИУ наш читатель не застал. Ездил на машинах от МАЗа и «Белкоммунмаша».

— По удобству они, конечно, разные для водителя. Мне, например, больше нравились новые модели «Белкоммунмаша» — 321 (короткая) и 333 (гармошка). В них кондиционер, система пожаротушения автоматическая, панорамное лобовое стекло. В МАЗах кондиционера нет, зато зимой теплее, да и передняя панель удобнее.

Часто пассажиры высказывают недовольство техническим состоянием общественного транспорта. Никому не нравится ехать в гремящем троллейбусе, ощущая постоянную вибрацию. Наш собеседник кое-что пояснил на этот счет.

— За состоянием состава следят так себе. Не горит, например, фара или какой-то габарит, появилась сильная вибрация, разбиты тяги, отломалось крепление амортизатора, шумит центральный редуктор, течь масла где-нибудь или люфт карданного вала — это, как нам говорят, на скорость не влияет. Оставляешь заявку на ремонт, но такие проблемы, как правило, никто не устраняет. Пишут в книге троллейбуса: «Проверено», «Нет в наличии», «На ТО-1», «На ТО-2». Чаще всего нужных запчастей просто нет.

Впрочем, когда водителю очень надо, то всё находится, но из-под полы и за отдельную (водительскую) плату. Платишь за запчасть, которая нужна, ну и ребятам же нужно что-нибудь дать.

Более ответственно стараются следить за системами безопасности. Хотя и в этом вопросе есть свои нюансы.

— В троллейбусе предусмотрено автоматическое открытие дверей, если вдруг кого-то зажало. Или, например, блокировка хода при незакрытых дверях, причем работать она должна на каждую дверь: если хоть одна открыта — троллейбус не поедет. Но есть водители, которые эту систему отключают, потому что им нужно быстрее уехать с остановки. Обычно это те, кто гоняется за графиком. Тумблеры находятся под пломбой, но при желании можно подлезть тонкой отверткой и отключить их. Вот этим и объясняются случаи, когда пассажира зажало дверью, а водитель начал движение.

Говоря о техническом состоянии общественного транспорта в Минске, водитель отметил:

— Если бы люди знали, на чем ездят, то автомобилей в городе было бы еще больше.

О пассажирах. Подробно

О тех, кто конфликтует

Неприятные ситуации с пассажирами могут возникать на ровном месте даже с учетом того, что наш собеседник считает себя человеком неконфликтным.

— Я не ругаюсь, не грублю — какой смысл? Если пассажир совсем достал — указываю на телефонные номера нашего парка, предлагаю звонить туда и жаловаться, — пояснил он. — А конфликты случаются разные. Как-то не сработала кнопка открытия передней двери, а в следующий раз дверь все же открылась. Подходит возмущенная женщина: «Вы переднюю дверь только избранным открываете?» И вот что ей ответить?

Одним пассажирам не нравится, что водитель едет медленно, другим кажется, что он едет быстро. Часто высказывается недовольство, когда нет сдачи с крупной купюры при покупке талона.

— Случаются конфликты из-за того, что едешь по сокращенному или измененному маршруту. Такое происходит в случаях, когда сильно опаздываешь или впереди ДТП, которое не объехать. Либо напряжение в линии пропало — такое тоже бывало. Центральный диспетчер тебя разворачивает, а ты доводишь эту информацию до пассажиров. И тогда начинается: «А почему? А кто вернет деньги за оплату проезда? Я буду жаловаться!» И опять-таки каждому не объяснишь. Кстати, если троллейбус сломался и пассажиры дальше едут на другом (по тому же маршруту), то талончик или оплата проездным признаются ревизорами, так как замена троллейбуса произошла не по вине пассажиров. Так что незачем просить вернуть билет.

О тех, кто перебрал

Зачастую, особенно в позднее время, в транспорте засыпают те, кто уже хорошо отдохнул. Что делать на конечной остановке с подвыпившим мужиком, который храпит, расплывшись на два сиденья?

— По инструкции мы должны вызвать наряд милиции, так как не имеем права и пальцем прикоснуться к пассажиру. Но, опять же, это теория. По факту идешь и пытаешься разбудить. Милиция чаще всего едет долго, а стоять и ждать полчаса — это мои деньги, я уже говорил. Определенный риск, конечно, есть. Неизвестно, что спросонья этому человеку придет в голову, может, решит затеять драку. Знаю, что такое бывало, но, к счастью, не со мной.

Сам я лишь однажды вызывал милицию. У меня из троллейбуса на диспетчерской станции вышел мужчина и улегся спать под передним колесом автобуса, стоящего рядом. Пришлось разыскивать водителя, звонить в «102». Наряда я не дождался, поэтому не знаю, чем все закончилось.

О тех, кто что-то потерял

Нередко пассажиры что-то оставляют в салоне транспорта. Чаще всего это перчатка, шапка, зонт. Но бывали случаи поинтереснее.

— Однажды в троллейбусе упал мужчина. Он был в нетрезвом состоянии — не удержался. Упал и потерял золотой зуб, — рассказал водитель. — А моему коллеге пассажир передал кошелек с крупной суммой денег — тоже кто-то потерял. Нашли владельца по информации на банковской карточке, он отблагодарил. У меня был случай: нашел в салоне золотой браслет. Тоже вернул владельцу, благо он сам обратился в диспетчерскую, иначе где его искать?

А как-то раз в троллейбусе оставили пакет с портативным проигрывателем и еще какой-то мелочью. Я отвез это диспетчеру, но, насколько мне известно, никто за ним так и не явился.

О тех, кто без билета

Водитель видит, когда пассажир не оплачивает проезд: не пробивает талончик либо не прикладывает проездной к валидатору. Есть определенное чувство обиды, потому что из этих денег складывается зарплата перевозчика.

— Чаще всего проезд не оплачивают студенты. Но есть и категория принципиальных безбилетников — не знаю, что ими движет. А что в реальности я могу сделать с таким человеком? Разве что стоять, пока он не покинет салон, но это, опять же, время, а у меня график.

Да, у нас есть право проверять оплату проезда, но какой в этом смысл? Квитанций на оплату штрафа у водителей нет. Документы требовать также не можем. Именно поэтому в 99% случаев водители контролем и не занимаются: для нас это лишняя нервотрепка, а «зайцам» мы ничего не сделаем. Я же не брошу машину, чтобы его догнать.

О тех, кому летом жарко, а зимой холодно

Это вечная проблема и камень преткновения во взаимоотношениях водителей общественного транспорта с пассажирами. В автобусах, троллейбусах, даже электробусах летом бывает жарко, а зимой — холодно. Наш читатель говорит, что зачастую в этом нет вины водителя.

— В новых троллейбусах установлены новые обогреватели. Они хорошо греют, вентиляторы выдувают это тепло в салон. В старых машинах вентиляторы заменили на менее мощные, дуют они слабо. Поднесешь руку вплотную к обогревателю — тепло. А в 10 см от него холодно.

Летом одинаково жарко везде. Я видел троллейбусы с кондиционерами в Минске, но они были на заводской обкатке. Дальше, как я слышал, их отправили в Россию. У нас на линии мне такая техника не встречалась. Летом пассажирам приходится уповать на форточки, а зимой — на исправные печи.

Был однажды случай, когда водитель включил отопление в салоне. Чистая случайность: кнопки включения света и отопления находятся рядом, вот он обе и нажал. Люди, разумеется, пожаловались.

О тех, кто благодарит

— Иногда пассажиры подходят с вопросом: где расположена какая-нибудь улица или как попасть по нужному адресу? Если я знаю — отвечу, конечно. Тогда слышишь слова благодарности, настроение немного поднимается.

Про позитив в общении с пассажирами, наверное, всё.

Как троллейбусу опередить другой троллейбус?

— Немного о взаимоуважении между водителями. Бывает, постоял в заторе, едешь с опозданием. А перед тобой заехал троллейбус, который нигде не стоял, может быть даже движется с небольшим плюсом по времени (допустимое отклонение — от –5 до +3 минут). По графику ты должен быть впереди, но получилось как получилось. Тогда начинаешь моргать дальним светом — это просьба ехать быстрее или пропустить. Лично я не вижу проблемы: вышел на остановке, накинул жилет и пошел оттягивать от линии «колы» (так мы называем токоприемники). Пропустил и поехал спокойно дальше.

Но бывает, что, как ни моргай фарами, другой водитель тебя не пропускает — ну человек такой. В итоге опоздание и разговоры с недовольными пассажирами, что, понятное дело, настроения не поднимает. Всем же не объяснишь специфику работы.

Руководство. Еще одна ложка дегтя

Взаимоотношения с руководством могут складываться непросто вне зависимости от профессии. Теперь Sven12 вспоминает обо всем спокойно, говорит, люди бывают разные.

— Я бы не сказал, что все плохие, у меня особых конфликтов не было. Но когда приходит жалоба от пассажира, то начальство не разбирается. Работник получает выговор, возможно его лишат премии и так далее — руководство водителей не слышит. Спасает видеорегистратор: даже просто запись разговора с пассажиром может многое прояснить. Если записи нет — «расстреливают» водителя, потому что пассажир всегда прав. И это огорчает.

Собеседник также обмолвился, что видеорегистраторы в троллейбусах запрещены — это нештатное оборудование, поэтому подключать его в цепь нельзя. Исключение — устройства, предусмотренные заводом-изготовителем, и регистраторы, работающие от портативной зарядки. Но это теория. На практике подключают кто что может.

— В целом руководство очень часто не хочет идти навстречу. И это аукается. Водителю не дадут внеплановый выходной, он потом, к примеру, откажется выйти поработать, когда попросят. Хватает нюансов, все же люди.

Наш читатель ушел из троллейбусного парка, как он сам говорит, на повышение. Тем не менее о своей предыдущей работе говорит с теплотой.

— Она интересная, по-своему втягивает, дисциплинирует во всех планах. Но при этом водить троллейбус — это тяжелый труд. Устаешь и морально, и физически. Ночные подъемы, конфликты на дорогах и с пассажирами. Проведешь смену в нерегулируемом кресле — встать сложно.

Мужчина не жалуется, тем более что его нынешняя работа не легче. Он подводит итог:

— В троллейбусный парк нужно идти хорошо все взвесив. Романтики там немного, точнее, ее вообще нет. Но мне работа нравилась. Все равно это движение, даже если движение, с позволения сказать, сидя. А движение — это, как известно, жизнь.

Хотите рассказать о своей автомобильной профессии, есть интересные истории? Пишите на pv@onliner.by

Читайте также:

NEW! Auto. Onl i ner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник

Интервью с водителем троллейбуса