Как научиться водить автобус

В очередном выпуске проекта «Профпогружение» расскажем про одну из самых важных в городе профессий — водитель автобуса. Как профессионалы бережно и быстро возят пассажиров, несмотря на автохамов и погоду, узнали вместе с восьмиклассником школы № 17 Ильёй Домаскиновым.

«Около года я являюсь волонтером проекта «Безопасные дороги». Меня волнуют статистика травматизма на дорогах, особенно детского. Считаю, что водитель автобуса — очень нужная профессия. Такой водитель — самый дисциплинированный участник дорожного движения, ведь он отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров», — считает Илья Домаскинов.

Об особенностях профессии школьнику рассказал водитель автоколонны № 1456 Владимир Бессолов. За рулем автобуса он уже 33 года. Большую часть трудовой жизни отработал на межгороде, по Череповцу пассажиров возит всего год. Сейчас работает на маршрутах № 13 и 7.

«В городе движение интенсивнее, чем на трассе, как в хороводе целый день. Но мне моя работа нравится», — утверждает Владимир Бессолов.

Седьмой маршрут — один из самых протяженных в Череповце, соединяет Зашекснинский с Заречьем. Круг «семерка» проходит за два часа. Илья понаблюдал за работой водителя и из салона, и из кабины водителя.

«Нужно быть собранным, аккуратным, не спешить, учитывать погодные условия. Сейчас весна, утром подстывает, на остановках может быть гололед. Конечно, некоторые гоняют на машинах, подрезают, но ведь не будешь с ними гоняться, постараешься отстать, лучше постараться избегать таких ситуаций. И нужно всегда помнить, что мы возим людей, а не на самосвале работаем», — говорит Владимир Бессолов.

При движении по городу нужно учитывать не только ситуацию на дороге, но и габариты машины, обстановку в салоне. Длина низкопольного МАЗа — 12 метров, вместить такой автобус может до ста пассажиров. Соблюдать график — тоже обязанность водителя: к каждой остановке — строго по расписанию. При этом следование маршруту, соблюдение графика контролируются в режиме реального времени. Местоположение техники и другие параметры передаются через ГЛОНАСС в диспетчерскую автоколонны.

Автобус с пассажирами доверят не каждому. Для работы нужна категория «Д». Новички еще проходят обязательную стажировку — 108 часов теории и практики в автоколонне. Причем сначала проезжают весь маршрут без пассажиров.

«Раньше бытовало мнение, что первым в городе встает дворник. На самом деле — водитель автобуса. Самый точный — тоже водитель автобуса. Он должен ко времени подъехать на нужную остановку и подъехать так к остановочному карману, чтобы люди могли просто поставить ногу. Водитель автобуса — особая категория. Он должен быть ответственным, бывает, в салоне до 120 пассажиров, и он несет за каждого ответственность. Должен быть внимательным, серьезным, но в то же время улыбчивым и веселым. Ведь от его настроения, как он подъедет к остановке, зависит настроение и пассажиров. Мы обслуживаем 19 маршрутов в Череповце, кадры нужны. С 2013 года мы стали обновлять парк и закупать новые МАЗы. На новой технике работать легче», — отметил главный инженер автоколонны № 1456 Сергей Заборский.

Все выпуски программы «Профпогружение» размещены на канале информагентства «Череповец». Проект выходит при поддержке правительства Вологодской области.

Источник



Как учатся на водителя автобуса

Такие дела — пошёл учиться на водителя автобуса, учусь в Учебно-курсовом комбинате (далее УКК) Мосгортранса. Думаю интересно будет для тех, кто сам о том подумывает, а таких немало.

Для начала, объективности ради, о хорошем:
1) учат бесплатно
2) платят стипендию
3) гарантированное трудоустройство

Теперь об «особенностях». Требования к желающим стать водителем невысоки и всё изложено на сайте угадайте какой конторы. Собеседование чисто формальное. Но вот сбор справок займёт в лучшем случае неделю и стоит денег, примерно 3,5-4 тысячи. Психдиспансер 700р, наркосправка — 500р, медсправка нового образца 2500р. Суммы могут варьироваться, но порядок примерно такой. Кстати, медсправку, будучи дипломированным водятлом, нужно каждый год обновлять за свой счёт.
Далее справки, фотки и прочие бумажки несёте в комбинат и «мы вам позвоним как начнётся обучение». В моём случае оно началось через два месяца, и сообщили об этом за неделю, следует это учитывать.
На учёбу можно пойти и через центр занятости, но это потребует ещё больше времени, справок, формальностей и самое важное: если идёте через него, то будете получать не 17500 рупиев стипендии, а пособие по безработице, которое, как правило, меньше.

Читайте также:  Автобус москва велиж псков

Теория.
Как и в любой автошколе, нудное и скучное занятие, которое, увы, пропускать запрещено даже если будете все 40 билетов решать без единой ошибки. Вначале это ещё как-то полезно, но потом начинает раздражать, когда включают десятый раз видео «что такое проезжая часть», когда ты уже вовсю колесишь по городу с инструктором, и это не считая стаж вождения легковухи.
Вообще вся учеба длится 2 месяца для тех, у кого есть категория В и 4,5 для тех, у кого категории нет. Ещё как-то троллейбусников переобучают, но там по срокам не знаю. Инструктора говорят у них поголовно проблемы с задним ходом :))

Практика.
Вот тут воля случая очень много значит. Достанется вам более-менее свежий автобус евро5 — будете долго кататься на площадке, прежде чем выпустят в город. А если старый учебный евро3 — может даже сразу в город, как это и было у меня. Разница в том, что у первых инструкторская кабина расположена за водителем и до руля он не дотянется, только тормозить может, а в евро3 он сидит справа от вас и может подрулить.
Для практики группы из 25 человек разбивают на подгруппы по 4-5, вот таким составом, по условленному между собой графику, мы и катаемся на «нашем» бывалом лиазе под бдительным (порой бздительным) присмотром двух посменно работающих инструкторов. Мне повезло, нас учат именно инструкторы, а не рядовые водилы, выписанные из автопарков, коих большинство. Разница в том, что линейному водителю проблемы вот прям вот совсем не упёрлись, он предпочтет отвезти вас на площадку, чтобы вы там тараканились по-маленьку среди фишек, чем выпускать вас в город, где может случиться что угодно. Есть совсем «счастливчики» — у них инструкторов меняют едва ли не через день, каждый начинает учить по-своему и в город, конечно, не выпустит ибо не имеет представления о вашем уровне вождения. Есть отдельные мегапаникующие персонажи, которые лупят по тормозам каждую минуту, по делу и без. Бедолаг-учеников это люто дезориентирует.

Все автобусы в Мосгортрансе на автоматах, переключаются кнопками от 3 (D, N, R) до 6 (1, 2, 3, D, N, R)

Площадка простая, упражнений там 5:
1) Заезд задним ходом в бокс
2) Параллельная парковка
3) Разворот в два приёма
4) Левый-правый поворот под прямым углом
5) Эстакада

В принципе всем это знакомо, по этому кратенько об особенностях выполнения этих упражнений именно на автобусе.

1) В бокс заехать несложно, зеркала очень информативные, хотя и дают слабозаметное искажение, главное чтобы эти самые зеркала поместились за пунктир к моменту остановки.
2) Параллельная парковка это лафа. Помню когда учился на категорию В инструктор массу ориентиров давал и места было немного. Здесь же опять же ориентируешься по зеркалам и не спешишь, выровнять автобус проще всего посмотрев через стекло на пунктирную линию. Немногие фишки сбивают, но ей богу, просто смотрим в зеркала и всё, тут не надо чувствовать габариты, всё наглядно и очевидно. Более того, места там дофига, чуть ли не два лиаза впихнуть можно. Многие вкорячиваются под острым углом и это неправильно — нередко зеркала остаются за пунктиром или на нём, а сзади остаётся метров 5-6, т.е. заезжать можно и нужно медленно и вальготно 😉
3) По идее это упражнение «разворот в ограниченном пространстве», но язык не поворачивается так назвать эту поляну. Места достаточно чтобы без напряга развернуться в один приём, но в гаи это не прокатит, будет считаться что завалил. Видимо цель этого этапа определить уж не дебил ли ты, способен нажать две кнопки или нет.
4) С поворотами та же ситуация, места там куча, можно хоть пригазовывая проходить.
5) С эстакадой единственная особенность в том чтобы не бросать резко тормоз, релеха так может не успеть воткнуть передачу.
В целом ничего сложного, просто притормаживаем и смотрим в зеркала, вот и вся ученичья мудрость )

Город.
От оно ) самое интересное ) только в городе начинаешь осознавать насколько же ж здоровенную дуру ведёшь. Повороты по-началу кажутся искусством. Смотришь в зеркало, а вдоль бордюра на углу всё тяяяянется эта 12-метровая стальная колбасень. Собрать пару-тройку бардюров — неизбежно ))) кажется что уже всё, повернул, ан нет — дык! Так что волшебные слова «протягивай» и «крути-крути-крути!» будут вас долго преследовать. Скорость воспринимается больше чем реальная, 40 км/ч это прям быстро, а 50 ехал однажды, булками можно было не то что гвоздь перекусить — их можно было как суппорт использовать ) но это было только раз, чаще всего ездим 20-30 км/ч, да и, собственно, городские автобусы не так уж часто быстрее гоняют.

Читайте также:  Школьные автобусы ленинградская область

Если кому-то ещё что-то интересно — пишите вопросы в комментах, скучкую и накататаю свежепост.

Источник

Требования к водителю автобуса

После приобретения автобуса(ов) его владелец, скорее всего, столкнется с необходимостью поиска квалифицированных водителей. Процесс подбора подходящего исполнителя упрощает специально разработанный перечень требований, которому должен соответствовать водитель, управляющий пассажирским транспортом.

Обязательные требования, предъявляемые к водителям автобусов при их приеме на работу

Какая категория прав требуется для управления автобусом

Работать водителем этого ТС может только водитель с правами категории D.

Требование для водителей автотранспорта, перевозящего детей, – из последних 3-х лет один год непрерывно он должен проработать на автотранспорте, для управления которого требуется категория D, не совершать правонарушений в области дорожного движения, предусматривающих штраф или админарест. Уплата штрафа положение дел не меняет – к перевозке детей такое лицо не допустят. Стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или трудовыми договорами. К водителям, которые не будут управлять школьными автобусами, такие требования к стажу не предъявляются.

Существует так называемая «укороченная» версия категории D – категория D1, которая позволяет водить пассажирские транспортные средства с количеством мест для сиденья (включая водительское кресло) – до 16.

С какого возраста разрешено управлять автобусами

Управление пассажирскими автобусами разрешено с 21 года. Верхнего ограничения по возрасту для вождения автобуса не существует. Единственным ограничением является состояние здоровья.

Какие документы необходимы

При поступлении на работу необходимы следующие документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовая книжка. Потребуется за исключением случаев, когда человек устраивается на работу впервые или станет водителем по совместительству.
  • Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию. При первом заключении трудового договора получением страхового свидетельства занимается наниматель.
  • Военный билет для военнообязанных или приписное свидетельство к определенному призывному участку (для призывников).
  • Документы, подтверждающие образование и квалификацию.

Перед заключением договора работодатель должен направить будущего работника на прохождение медкомиссии в лицензированное медучреждение, в результате которого будет получена медицинская справка по форме №003-В/У. Расходы в этом случае оплачивает работодатель. Для водителя-перевозчика детей понадобится медицинская книжка ЛМК.

Дополнительные требования к водителям пассажирских автобусов

Работодатель может попросить соискателя заполнить анкету. Разрешенные пункты:

  • Указание персональных данных, сведений об образовании и квалификации, опыте работы водителем.
  • Знание иностранных языков, необходимых при работе на международных туристических маршрутах или при перевозках иностранных туристов.
  • Данные о семейном положении.
  • Желаемая зарплата и дополнительные бонусы, которые хочет получить претендент.
  • Справка об отсутствии судимости.
  • Наличие водительской карты для тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, если таковой используется. В 2020 году обязательная установка тахографов на автобусы была отменена, но в будущем этими устройствами будут оснащены все транспортные средства, используемые для регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок.

Сведения, которые соискатель на вакансию имеет право не предоставлять:

  • национальность;
  • вероисповедание;
  • информация о родителях;
  • материальное положение.

Какими качествами должен обладать водитель автобуса

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

  • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
  • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

  • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
  • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
  • использование в работе тахографов.

Советы при приеме водителя на работу

Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:

  • правил дорожного движения;
  • техники безопасности;
  • особенностей законодательства в области пассажироперевозок автобусами;
  • технической базы транспортного средства.
Читайте также:  The last of us автобус

Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.

Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.

Оформление трудовых отношений с водителем

После проверки данных соискателя подписывается трудовой договор и издается приказ по форме Т-1 или по другой форме, принятой в фирме. В трудовом соглашении указываются особенности рабочего режима, присутствие материальной ответственности (частичное или полное) или ее отсутствие.

Выбор подходящего кандидата на вакансию водителя автобуса – сложное и важное мероприятие, к которому работодатель должен подойти с максимальной ответственностью и учесть все перечисленные выше факторы.

Источник

Как профессионально водить автобус, несмотря на погоду и автохамов

В очередном выпуске проекта «Профпогружение» расскажем про одну из самых важных в городе профессий — водитель автобуса. Как профессионалы бережно и быстро возят пассажиров, несмотря на автохамов и погоду, узнали вместе с восьмиклассником школы № 17 Ильёй Домаскиновым.

«Около года я являюсь волонтером проекта «Безопасные дороги». Меня волнуют статистика травматизма на дорогах, особенно детского. Считаю, что водитель автобуса — очень нужная профессия. Такой водитель — самый дисциплинированный участник дорожного движения, ведь он отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров», — считает Илья Домаскинов.

Об особенностях профессии школьнику рассказал водитель автоколонны № 1456 Владимир Бессолов. За рулем автобуса он уже 33 года. Большую часть трудовой жизни отработал на межгороде, по Череповцу пассажиров возит всего год. Сейчас работает на маршрутах № 13 и 7.

«В городе движение интенсивнее, чем на трассе, как в хороводе целый день. Но мне моя работа нравится», — утверждает Владимир Бессолов.

Седьмой маршрут — один из самых протяженных в Череповце, соединяет Зашекснинский с Заречьем. Круг «семерка» проходит за два часа. Илья понаблюдал за работой водителя и из салона, и из кабины водителя.

«Нужно быть собранным, аккуратным, не спешить, учитывать погодные условия. Сейчас весна, утром подстывает, на остановках может быть гололед. Конечно, некоторые гоняют на машинах, подрезают, но ведь не будешь с ними гоняться, постараешься отстать, лучше постараться избегать таких ситуаций. И нужно всегда помнить, что мы возим людей, а не на самосвале работаем», — говорит Владимир Бессолов.

При движении по городу нужно учитывать не только ситуацию на дороге, но и габариты машины, обстановку в салоне. Длина низкопольного МАЗа — 12 метров, вместить такой автобус может до ста пассажиров. Соблюдать график — тоже обязанность водителя: к каждой остановке — строго по расписанию. При этом следование маршруту, соблюдение графика контролируются в режиме реального времени. Местоположение техники и другие параметры передаются через ГЛОНАСС в диспетчерскую автоколонны.

Автобус с пассажирами доверят не каждому. Для работы нужна категория «Д». Новички еще проходят обязательную стажировку — 108 часов теории и практики в автоколонне. Причем сначала проезжают весь маршрут без пассажиров.

«Раньше бытовало мнение, что первым в городе встает дворник. На самом деле — водитель автобуса. Самый точный — тоже водитель автобуса. Он должен ко времени подъехать на нужную остановку и подъехать так к остановочному карману, чтобы люди могли просто поставить ногу. Водитель автобуса — особая категория. Он должен быть ответственным, бывает, в салоне до 120 пассажиров, и он несет за каждого ответственность. Должен быть внимательным, серьезным, но в то же время улыбчивым и веселым. Ведь от его настроения, как он подъедет к остановке, зависит настроение и пассажиров. Мы обслуживаем 19 маршрутов в Череповце, кадры нужны. С 2013 года мы стали обновлять парк и закупать новые МАЗы. На новой технике работать легче», — отметил главный инженер автоколонны № 1456 Сергей Заборский.

Все выпуски программы «Профпогружение» размещены на канале информагентства «Череповец». Проект выходит при поддержке правительства Вологодской области.

Источник

Как научиться водить автобус