Автотранспорт — правила, нормы, положения

Размеры шин представлены наружным диаметром, шириной профиля и статическим радиусом по каждому обозначению шины для грузовых и легковых автомобилей.

1. Размеры шин по ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия».

Таблица 1. Легкие грузовые шины.

Обозначение шины Основные размеры, мм Статический радиус ±1,0% (справочный)
Наружный диаметр ±1,0% Ширина профиля, не более
185/80R15C 674 188 310
215/80R16C 755 218 355
225/75R16C 744 228 338
5,90-13С 620 154 292
6,40-13С 645 172 303
215/90-15С 777 218 364
6,50-16С 760 180 360
175/80-16С 692 178 326

Обозначение легкой грузовой шины 185/80R15C:

185 — обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах;

80 — номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине, %;

15 — обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах;

С — символ, идентифицирующий легкую грузовую шину.

R – радиальная шина.

Таблица 2. Шины для грузовых автомобилей.

Пример обозначения шины: 8,25R20 – условное обозначение шины, где 8,25 – обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, R – буквенный индекс радиальной шины, 20 – обозначение номинального диаметра обода в дюймах.

Ширина профиля шины приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на допускаемый обод ширина профиля изменяется на 40% разности значений ширины рекомендуемого и допускаемого ободьев.

2. Размеры шин для легковых автомобилей по ГОСТ 4754-97 представлены в таблице 3.

Обозначение шины Размеры дорожных шин, мм, на рекомендуемом ободе
Наружный диаметр, (пред. откл.
±1%)
Ширина профиля, не более Статический радиус (пред. откл.
±1%)
Радиус качения (справочный)
135/80R12 521 140 239 252
155/80R13 578 157 263 279
165/80R13 596 167 271 287
175/80R13 608 172 276 293
165/80R14 622 172 284 301
175/80R16 686 178 315 330
155/70R13 548 157 252 267
165/70R13 568 167 260 275
175/70R13 580 176 265 281
185/70R13 598 188 272 287
175/70R14 600 176 278 293
185/70R14 624 187 285 301
205/70R14 652 206 295 313
185/65R13 568 191 260 275
165-13/6,45-13 610 167 285 291
175-13/6,95-13 610 178 282 288

Пример обозначения шины 165/80 R13: 165 – обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 – серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R – буквенный индекс радиальной шины, 13 – обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;

3. Размеры шин по ГОСТ 13298-90 «Шины с регулируемым давлением. Технические условия».

Обозначение шины Норма слойности Обозначение обода Размеры шины, мм
12,00-18 8 465-228
(228Г-457)
1084±8 337 505±5
13,00-18 8 465-228
(228Г-457)
1132±8 351 525±5
12,00-20 8 514-228
(228Г-508)
1142±8 335 530±5
14,00-20 10 515-254
(254Г-508)
1260±10 390 583±5
16,00-20 10 515-292
(292-508)
1384±10 460 632±5
1200 х 500-508 10 514-400
(400Г-508)
1177±15 481 540±7
1220 х 400-533 10 533-310
(310-533)
1200±15 418 560±7
1300 х 530-533 12 533-440
(440-533)
1280±15 525 585±7
1500 х 600-635 10
14
500-635 1500±15 610 680±10
1600 х 600-685 24 500-685 1590±15 600 725±10

Пример 1. Шина широкопрофильная 1300 х 530 – 533, где

1300 – условный наружный диаметр шин в миллиметрах;

530 – условная ширина профиля шины в мм;

533 – условный диаметр обода в мм.

Пример 2. Шина обычного профиля 12,00-18, где 12,00 — условная ширина профиля в дюймах; 18 — условный посадочный диаметр обода в дюймах.

Источник



Шины для автобуса: размеры, давление в шинах, рисунок и глубина протектора

Автобусные шины отличаются от стандартных автомобильных не только своими размерами, но и особенностями строения. Они принимают на себя большую нагрузку и отвечают за безопасность десятков пассажиров. Такие покрышки должны уверенно ощущаться не только в городской среде, но и на трассе, давать хорошее сцепление с дорогой в любое время года.

Тип резины, глубина протектора, строение, давление в шинах автобуса – все это отличается. Правильный выбор влияет на стабильность транспорта на дороге, курсовую устойчивость, уровень расхода топлива и другие параметры.

Рассмотрим, какими бывают шины для автобусов, и чем они могут отличаться между собой.

Типы автобусных шин

В продаже вы найдете несколько категорий автобусной резины, которые разделены на типы по трем основным категориям.

По рисунку протектора

По этой характеристике резина выбирается в зависимости от предполагаемых условий будущей эксплуатации.

Есть несколько категорий:

  • Дорожные. Подойдут для большинства дорог и трасс. Глубина протектора небольшая, резина не производит шума, дает стабильную курсовую устойчивость. Обеспечивается уверенное плавное торможение, хорошая скорость и нормальный расход топлива, без больших превышений. Качества теряются, если приходится двигаться в условиях бездорожья с большим количеством неровностей, скользкими участками, выбоинами.
  • Магистральные. Очень редко устанавливаются на автобусы, только если они нагружаются специальной техникой. Чаще применяется такой вариант для фур и самосвалов, которые движутся в условиях сильной нагруженности. Главное отличие – повышенный индекс слойности.
  • Региональные. Такой вид покрышек можно отнести к категории универсальных. По строению можно выделить несколько частей. На основную, расположенную в центре, наносится стандартный рисунок протектора. По бокам располагаются специальные грунтозацепы. Это вариант для пассажирского транспорта, передвигающегося в плохих дорожных условиях.
Читайте также:  Кавз 3976 автобус полиция

По расположению на оси

Выбираются под особенности конкретного типа автобусов.

Могут располагаться на следующих участках:

  • Передняя ось. Обычно передние колеса более нагружены, важно, чтобы при разгоне и торможении они не подвели, не потеряли качества сцепления с дорогой. Высота рисунка протектора шин автобуса больше, на него наносится множество продольных канавок – они отвечают за отвод воды и исключают появление скольжения и заноса в дождь.
  • Задняя ось. У таких шин больше поперечных канавок. Они также обеспечивают хорошее сцепление с дорожным полотном.
  • Универсальные. Могут ставиться на обе оси.

По конструкции

Вы найдете два типа продукции:

  • Диагональные. У них есть выраженный каркас. Он создается из хорошо прорезиненных прокладок корда. При покупке стоит внимательно ознакомиться с рекомендациями по степени предельной нагрузки. Причина в том, что в процессе движения происходит сильное сжатие протектора – это может негативно сказаться на управляемости. В продаже вы найдете шины с камерой и без. Первый тип редко ставится на автобусы, потому что может быть легко поврежден, редко есть в продаже. Второй вариант – большее удобство, сниженный вес и хорошая приспособленность к ремонту в случае повреждения.
  • Радиальные. В них нити корта не пересекаются между собой, расположены от борта до борта. При большей стоимости, такой тип покрышек прочнее диагональных. Они обеспечивают повышенную устойчивость на дороге даже на сложных участках, меньше греются, а расход топлива сильно снижен. Ездить с пассажирами на таком транспорте намного безопаснее.

В списке минусов – более высокая цена. Водителю нужно также быть внимательным на дороге, чтобы не получить повреждение. Так для бездорожья эта разновидность будет не лучшим выбором.

Давление в шинах автобуса

Еще одна важная характеристика резины для пассажирского транспорта – давление.

Оно может прописываться:

  • Производителем техники. Предельное давление в автобусных шинах рассчитывается еще в момент производственных испытаний и указывается поставщиком техники. На данный момент существуют марки автобусов, в которых есть индикация предельного давления, а также возможность подкачки в случае обнаружения отклонений.
  • Производителем шины. Разные типы шин для автобуса отличаются и по максимальному, а также рекомендованному давлению, оно указано в описании продукта.

Помните, что характеристика указывается для передней и задней оси, может отличаться в зависимости от предельной грузоподъемности транспортного средства. Важно отслеживать такой параметр и вовремя проводить подкачку. При несоблюдении правил, возможно ухудшение сцепления с дорогой, снижение управляемости и возникновение других проблем.

Источник

Колеса и шины

Колеса автобусного шасси — размерностью 8,25×22,5, стальные, с профилированным ободом (или из алюминиевого сплава), дисковые, с десятью крепежными отверстиями ( см. Рисунок 146 — Установка переднего колеса и Рисунок 145 — Установка сдвоенных колес ).

Рисунок 145 — Установка сдвоенных колес
1 — задний мост; 2 — кронштейн; 3 — удлинители вентиля; 4 — гайка крепления колес к ступице; 5 — колесо с шиной; 6 — ступица с тормозным барабаном

Рисунок 146 — Установка переднего колеса
1 — колесо с шиной; 2 — ступица с тормозным барабаном; 3 — гайка крепления колеса; 4 — декоративный колпак; 5 — вентиль; 6 — тормозная камера; 7 — тормозной механизм; 8 — рычаг тяги сошки; 9 — балка передней оси; 10 — рулевая тяга

Герметичность соединения вентиля с ободом обеспечивается установкой уплотнительного кольца в вентильный паз обода под корпус вентиля. Сдвоенные колеса имеют удлинители 3 вентиля для каждого колеса (см. Рисунок 145 — Установка сдвоенных колес).

Шины размерностью 11/70R22,5 или 275/70R22,5 — бескамерные, низкопрофильные. Передние колеса шасси односкатные, задние — сдвоенные ( см. «Техническую характеристику колес и шин», приведена в таблице ).

Краткая техническая характеристика колес и шин

Размер обода колеса, дюймы

Максимальная скорость автобуса, км/ч

Максимальная нагрузка на шину, кН (кгс):

— одинарную (передней оси)

— сдвоенные (заднего моста)

Давление в шинах, кПа (кгс/см2), автобуса полной массы:

— одинарных (передней оси)

— сдвоенных (заднего моста)

Момент затяжки гаек крепления колеса, Н.м (кгс.м)

Максимальный угол поворота внутреннего колеса (относительно центра поворота)

Схождение колес (по торцам буртиков тормозных барабанов), мм

Продольный наклон шкворней относительно каркаса основания шасси

Читайте также:  Маршрут автобуса нефтекамск крым сараево

Поперечный наклон шкворней

Примечания :
1) * — шины для автобусов городского и пригородного сообщения;
2) ** — шины для автобусов дальнего следования (производства ф. «Мишлен» (Франция) или ф. «Бриджстоун» (Япония)

Размещение запасного колеса на шасси — технологическое, в горизонтальном положении с правой стороны под каркасом основания автобусного шасси (без механизма подъема и опускания колеса).

На автобусе запасное колесо находится в специальном отсеке с правой стороны.

Уход за шинами заключается в проверке технического состояния шин внешним осмотром, начиная с левого переднего колеса, по часовой стрелке; удалении застрявших в протекторе, боковинах и между сдвоенными колесами камней, гвоздей и других посторонних предметов.

При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов шины необходимо протереть досуха.

При эксплуатации вентиля нужно не допускать попадание на золотник вентиля веществ, вызывающих коррозию золотников и разрушение его уплотнительных элементов, а также эксплуатацию вентиля без колпачка или колпачка-ключика. Установку золотника нужно производить колпачком-ключиком усилием руки.

Давление воздуха в шинах колес надо проверять манометром. Давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

Для накачивания шин надо использовать шланг из комплекта запасных инструментов и принадлежностей (ЗИП). При навинчивании штуцера шланга для накачивания шин клапан отбора воздуха утапливается, открывая доступ сжатому воздуху в шланг.

При эксплуатации вентиля нужно не допускать попадание на золотник вентиля веществ, вызывающих коррозию золотников и разрушение его уплотнительных элементов, а также эксплуатацию вентиля без колпачка или колпачка-ключика. Установку золотника нужно производить колпачком-ключиком усилием руки.

Снятие колеса со ступицы следует осуществлять при надежно заторможенном шасси (автобусе) и при полностью выпущенном воздухе из шины.

Для снятия колес передней оси и заднего моста нужно вывесить колесо домкратом, отвернуть десять гаек крепления диска колеса к ступице, снять колесо. Установка колес производится в обратной последовательности.

Перед демонтажом шин следует сделать пометки на шине и ободе колеса для сохранения балансировки после сборки. Перед установкой дисковых колес на ступицу необходимо очистить посадочные поверхности на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес, капнуть каплю масла между гайкой и опорной шайбой.

Гайки крепления дискового колеса должны быть затянуты с моментом, указанным в технической характеристике, равномерно, в два-три приема в диагональной последовательности. После первых (100-150) км пробега нужно проверить крепление колес и при необходимости подтянуть детали крепления.

Монтаж и демонтаж шин на предприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами.

При демонтаже и монтаже шин в пути надо пользоваться специальными монтажными лопатками из комплекта инструментов и принадлежностей.

  • монтировать шины на обод, не соответствующий по размеру данной шине;
  • использовать шины, на бортах которых есть задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
  • во время и после накачивания шины наносить удары по бортовым закраинам обода, диску колеса и шине.

Для монтажа бескамерной шины на обод колеса необходимо:

  • установить вентиль на обод колеса;
  • установить шину в горизонтальное положение;
  • нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины ( Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, а );
  • перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода ( см. Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, б );
  • накачать шину воздухом до рабочего давления;
  • проверить герметичность посадки шины на ободе.

Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины

Для демонтажа нужно:

  • полностью выпустить воздух из шины;
  • установить колесо в сборе с шиной в горизонтальное положение диском вверх;
  • вильчатым и плоским прямыми концами монтажных лопаток полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода ( см. Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, в );
  • перевернув колесо с шиной диском вниз, аналогичным приемом снять второй борт шины с полки обода;
  • осадить борт шины до уровня монтажного ручья. Одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины изогнутые плоские концы монтажных лопаток, вывести борт за торец обода в данном месте и далее, передвигаясь по окружности колеса, утопить торец обода во внутрь шины ( см. Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, г );
  • перевернуть колесо с шиной диском вверх;
  • изогнутым и прямым концами монтажных лопаток закрепиться за нижнюю закраину обода и вывести ее из полости шины, при этом борт шины с противоположной стороны должен находиться в монтажном ручье обода ( см. Рисунок 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, д );
  • удерживая вильчатым концом одной из монтажных лопаток обод в положении, указанном на Рисунке 147 — Порядок монтажа — демонтажа колеса и шины, е , изогнутым плоским концом второй лопатки, вводимым последовательно по кругу между бортом шины и закраиной обода, извлечь обод из шины;
  • при необходимости снять вентиль с обода.

Для облегчения монтажа и демонтажа, а также для избежания повреждения герметичного слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде.

Перед монтажом проверить техническое состояние колеса и шины: колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной; шина должна быть без повреждения бортов, глубоких порезов, пробоин на боковинах или беговой дорожке. Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.

При ремонте и замене колес и шин не следует допускать комплектования автобуса шинами с различным рисунком протектора.

Источник

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Размеры шин представлены наружным диаметром, шириной профиля и статическим радиусом по каждому обозначению шины для грузовых и легковых автомобилей.

1. Размеры шин по ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия».

Таблица 1. Легкие грузовые шины.

Обозначение шины Основные размеры, мм Статический радиус ±1,0% (справочный)
Наружный диаметр ±1,0% Ширина профиля, не более
185/80R15C 674 188 310
215/80R16C 755 218 355
225/75R16C 744 228 338
5,90-13С 620 154 292
6,40-13С 645 172 303
215/90-15С 777 218 364
6,50-16С 760 180 360
175/80-16С 692 178 326

Обозначение легкой грузовой шины 185/80R15C:

185 — обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах;

80 — номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине, %;

15 — обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах;

С — символ, идентифицирующий легкую грузовую шину.

R – радиальная шина.

Таблица 2. Шины для грузовых автомобилей.

Пример обозначения шины: 8,25R20 – условное обозначение шины, где 8,25 – обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, R – буквенный индекс радиальной шины, 20 – обозначение номинального диаметра обода в дюймах.

Ширина профиля шины приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на допускаемый обод ширина профиля изменяется на 40% разности значений ширины рекомендуемого и допускаемого ободьев.

2. Размеры шин для легковых автомобилей по ГОСТ 4754-97 представлены в таблице 3.

Обозначение шины Размеры дорожных шин, мм, на рекомендуемом ободе
Наружный диаметр, (пред. откл.
±1%)
Ширина профиля, не более Статический радиус (пред. откл.
±1%)
Радиус качения (справочный)
135/80R12 521 140 239 252
155/80R13 578 157 263 279
165/80R13 596 167 271 287
175/80R13 608 172 276 293
165/80R14 622 172 284 301
175/80R16 686 178 315 330
155/70R13 548 157 252 267
165/70R13 568 167 260 275
175/70R13 580 176 265 281
185/70R13 598 188 272 287
175/70R14 600 176 278 293
185/70R14 624 187 285 301
205/70R14 652 206 295 313
185/65R13 568 191 260 275
165-13/6,45-13 610 167 285 291
175-13/6,95-13 610 178 282 288

Пример обозначения шины 165/80 R13: 165 – обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 – серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R – буквенный индекс радиальной шины, 13 – обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;

3. Размеры шин по ГОСТ 13298-90 «Шины с регулируемым давлением. Технические условия».

Обозначение шины Норма слойности Обозначение обода Размеры шины, мм
12,00-18 8 465-228
(228Г-457)
1084±8 337 505±5
13,00-18 8 465-228
(228Г-457)
1132±8 351 525±5
12,00-20 8 514-228
(228Г-508)
1142±8 335 530±5
14,00-20 10 515-254
(254Г-508)
1260±10 390 583±5
16,00-20 10 515-292
(292-508)
1384±10 460 632±5
1200 х 500-508 10 514-400
(400Г-508)
1177±15 481 540±7
1220 х 400-533 10 533-310
(310-533)
1200±15 418 560±7
1300 х 530-533 12 533-440
(440-533)
1280±15 525 585±7
1500 х 600-635 10
14
500-635 1500±15 610 680±10
1600 х 600-685 24 500-685 1590±15 600 725±10

Пример 1. Шина широкопрофильная 1300 х 530 – 533, где

1300 – условный наружный диаметр шин в миллиметрах;

530 – условная ширина профиля шины в мм;

533 – условный диаметр обода в мм.

Пример 2. Шина обычного профиля 12,00-18, где 12,00 — условная ширина профиля в дюймах; 18 — условный посадочный диаметр обода в дюймах.

Источник

Колеса для автобуса размеры