Кто управляет трамваем автобусом троллейбусом

День открытых дверей прошел на учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса». Мы посетили это мероприятие и пообщались с будущими водителями петербургских троллейбусов и трамваев, а также их наставниками, которые посвятили свою жизнь этой профессии.

Благодаря развитию транспортной сети Петербурга престиж и популярность профессий водителя трамвая и троллейбуса растут с каждым годом. На предприятиях, связанных с работой электротранспорта в Петербурге, трудятся почти 12 тыс. специалистов. Более 3 200 — водители. В прошлом, 2019, году учебно-курсовой комбинат подготовил 319 специалистов. Этот показатель планируют увеличить более чем в полтора раза. К концу 2020 года планируется выпустить 510 водителей. Большинство учеников — мужчины. Средний возраст студента предприятия — около 30 лет.

Учебный комбинат работает уже сотню лет. По инициативе Петроградского совета депутатов и трудящихся в 1920 году была организована школа подготовки вагоновожатых и кондукторов. За свою вековую историю учреждение подготовило 25 тыс. водителей.

«У нас две программы обучения. Мы готовим водителей трамвая и троллейбуса. Группы набираем каждый месяц. Пока в городе водителей хватает. Но транспорта становится больше, поэтому профессия остается весьма востребованной. У нас сложный профессиональный отбор. Он включает в себя обычное собеседование, разговор с психологом и медицинское освидетельствование. Желающий получить специальность должен понимать, что будет управлять общественным транспортом. Кандидатам нужно знать основы электрики. После теоретической части ученики занимаются на тренажерах, потом проходят практику», — поделилась директор учебного комбината Виктория Толстикова.

Помимо компьютеров и различных обучающих макетов учебный комбинат располагает двумя симуляторами. Один представляет из себя кабину трамвая. Второй обучает управлению троллейбусом. Карта создана на основе маршрутов общественного транспорта Московского района. Симуляторы позволяют ученикам отрабатывать не только навыки управления, но и всевозможные внештатные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

«Самая распространенная проблема, с которой сталкиваешься практически каждый день, — это зазевавшиеся пассажиры, которые выпрыгивают из салона за секунду до закрытия дверей. Водитель должен следить, чтобы никого не прищемило. Это его полная ответственность. Работа психологически сложная. Но мы должны уметь абстрагироваться, снимать нервное напряжение после смены. Помогают домашние дела и общение с близкими: прогулка с собакой, помощь детям с уроками», — рассказала водитель трамвая, мастер производственного обучения Мария Евтушенко.

Источник



Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае

Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это – управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?

Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.

Требования к водителю автобуса

Требования к профессиональным водителям транспорта, в том числе автобуса, регламентирует Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Данный приказ вступает в силу в июне 2016 года, но уже нужно учиться по новым требованиям, чтоб соответствовать им.

Профессиональный водитель автобуса должен уметь:

  • проверить состояние автобуса перед выездом, а также после возвращения из рейса;
  • обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров;
  • контролировать размещение и перевозку грузов или багажа пассажирами;
  • пользоваться тахографами различных моделей.

Работать в России водителем можно только с российским национальным водительским удостоверением.

Прежде чем Вам позволят водить автобус, нужно пройти соответствующее обучение, наработать стаж вождения. Сначала нужно получить права категории «В, С», затем лишь «D».

К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.

К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.

Научиться водить автобус

Как говорят профессионалы, водить автобус – увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.

Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.

В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.

Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.

На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.

Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.

Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.

Научиться водить троллейбус

Троллейбус – это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.

Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.

Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.

Обучение состоит из четырех этапов:

  • изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
  • практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
  • теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
  • пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).

Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.

Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.

Требования к водителю троллейбуса

Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.

Источник

«Романтики не много — ее вообще нет». Бывший водитель троллейбуса рассказывает всю правду о своей профессии

Наш читатель Sven12 недавно сменил работу водителя троллейбуса в Минске — вместо одной непростой профессии выбрал другую непростую профессию. Но он согласился рассказать Onliner.by правду о своей работе в столице. «В последнее время стал видеть много негативных откликов в адрес водителей общественного транспорта. Поэтому хочу рассказать обывателям, как все выглядит изнутри», — пояснил мужчина.

Читайте также:  Водитель трамвая краснодар зарплата обучение

Почему троллейбусы иногда «тупят» В профессию Sven12 пришел почти случайно. В 2012 году был вынужден менять работу, и на глаза как раз попалось объявление: «Приглашаем водителей троллейбуса, обучение». Собрал документы, приехал в парк на собеседование.

— Пошел, по сути, не раздумывая. Друг работает водителем автобуса, поэтому какое-то представление у меня было, — рассказал читатель.

Обучение заняло некоторое время. Курсанты изучали правила дорожного движения, правила технической эксплуатации троллейбуса, электрическую часть, механику, пневматическое устройство, медицину, инструкции для водителя, устройство перевозок пассажиров в городских условиях, безопасность перевозок.

— Короче, много интересного узнал. Затем был внутренний экзамен по всем дисциплинам, и вперед — учиться ездить. Сложной была не дорога, сложно было смотреть за линией сверху — это, наверное, самое страшное воспоминание. Потому что перед специальными частями нужно сбрасывать скорость, чтобы аккуратно их пройти, иначе может произойти сход токоприемников. Это, кстати, и объясняет наше медленное движение по тем же площадям: приходится и за дорогой смотреть, и за токоприемниками.

Что такое работа в потоке и кто такие «разрывники» Чаще всего в троллейбусном парке работают по графику 4 через 2, то есть сначала четыре рабочих дня, затем два выходных. Это называется работать в потоке. Некоторые работают по графику 5 через 2, есть еще водители, которые выходят только в первую или только во вторую смену. Обычно это связано с семейными обстоятельствами.

— Бывают так называемые «разрывники» — водители, которые работают по несколько часов утром и вечером. Они выезжают на линию в часы пик, когда наибольший пассажиропоток, а днем отдыхают. За разрыв рабочего дня при такой смене полагается доплата, — пояснил собеседник.

Водители первой смены просыпаются около 3 часов ночи и в 4:30 уже мчатся на дежурном троллейбусе в парк.

— Первым делом нужно пройти врача — к нему очередь. Каждого проверяют на алкометре, иногда могут измерить давление. Затем диспетчер выдает книгу троллейбуса, карту с расписанием движения, путевой лист. В кладовой нужно взять новые угольные вставки для токоприемников. Если машина не моя, то еще беру с собой «тревожный пакет», как я в шутку его называю, — сумку, в которой находятся знак аварийной остановки, аптечка, резиновые перчатки, молоток и торцовый ключ.

Перед выходом на линию водитель должен принять троллейбус, все проверить, заменить угольные вставки, заполнить документы. После этого можно ехать.

— По инструкции водитель обязан при выезде следовать до диспетчерской станции со всеми остановками и подбором пассажиров. То же самое при возвращении в парк. Не все, конечно, это выполняют, но на свой страх и риск. Придет жалоба — накажут. Взаимоотношения с автомобилистами: бывает всякое Водителей автомобилей они называют частниками. Взаимоотношения с ними ровные, как и полагается. Хотя некоторые автомобилисты считают троллейбусы медленными и неповоротливыми.

— На специальных частях — да, не спорю. Но на ровной линии троллейбус способен очень быстро набрать скорость: для городского движения хватает. Это автобусы ездят медленно, мы же по сравнению с ними просто летаем, — парирует Sven12. — Не знаю, кстати, почему у автобусов низкая скорость. Может быть, водители так экономят топливо — у них оно дороже, чем у нас электричество.

Всегда найдется водитель, который очень торопится: он будет пытаться объехать троллейбус, опередить, вклиниться перед ним в потоке. Но наш собеседник на этом не зацикливается.

— Автомобилисты все же становятся культурнее. Чаще стали пропускать, где-то уступят место, дадут проехать. Но бывает и по-другому: стоишь подолгу в элементарной ситуации, теряешь время. И никому не интересно, что у тебя график. Зато потом очень много возмущений из-за опозданий общественного транспорта. Это, конечно, немного напрягает, но ко всему привыкаешь. Поэтому я за графиком не гонялся, ехал как получается.

По словам нашего читателя, за опоздания водителей не наказывают. Если только нет подозрений, что это делалось осознанно.

— В каждом троллейбусе стоит навигатор, по которому прекрасно видно, как ты едешь. И если 10 машин на маршруте укладываются в расписание, а у тебя опоздание 15 минут, то придется отвечать на неприятные вопросы. Такие водители обычно говорят, что на рейс выделяется недостаточно времени. Да, в сравнении с автобусами у нас на один и тот же маршрут времени действительно меньше, приходится ездить быстрее.

Нередко на водителей троллейбусов поступают и другие жалобы: проехал на красный, выехал с остановки внаглую, вынуждая других тормозить.

— Не из-за опоздания нарушают, а просто потому, что такие люди, — считает Sven12.

Собеседник говорит, что иногда водители троллейбусов вынужденно нарушают ПДД — например, на площадях, где приходится смещаться не глядя на разметку, просто чтобы не оторваться от линии.

— В курсе и наш отдел безопасности движения, и ГАИ, как я понимаю, потому что нас по этому поводу не трогают. Разумеется, в таких ситуациях проявляешь уважение к другим участникам и пропускаешь. Да и осознание, что в случае ДТП именно ты будешь виновником, как-то наглости не добавляет. Ведь если авария, то гаишники не посмотрят ни на нашу линию, ни на специфику троллейбуса — накажут по полной программе. Мы говорили руководству о проблеме, но воз и ныне там.

В этом и заключается особенность троллейбуса: маневренность ограничена, мы на привязи. Если видишь, что где-то авария, то уже заранее прикидываешь, объедешь или нет. Иногда маневрируешь на таких отклонениях от линии, что самому страшно. А случается, что не можешь проехать — стоишь. Для кошелька это плохо: выплатят только обычный тариф, премия полагается за работу в движении. По чьей вине простой, никого не волнует.

Платишь за запчасть, которая нужна В Минске используется несколько модификаций троллейбусов. Старые ЗИУ наш читатель не застал. Ездил на машинах от МАЗа и «Белкоммунмаша».

— По удобству они, конечно, разные для водителя. Мне, например, больше нравились новые модели «Белкоммунмаша» — 321 (короткая) и 333 (гармошка). В них кондиционер, система пожаротушения автоматическая, панорамное лобовое стекло. В МАЗах кондиционера нет, зато зимой теплее, да и передняя панель удобнее.

Часто пассажиры высказывают недовольство техническим состоянием общественного транспорта. Никому не нравится ехать в гремящем троллейбусе, ощущая постоянную вибрацию. Наш собеседник кое-что пояснил на этот счет.

— За состоянием состава следят так себе. Не горит, например, фара или какой-то габарит, появилась сильная вибрация, разбиты тяги, отломалось крепление амортизатора, шумит центральный редуктор, течь масла где-нибудь или люфт карданного вала — это, как нам говорят, на скорость не влияет. Оставляешь заявку на ремонт, но такие проблемы, как правило, никто не устраняет. Пишут в книге троллейбуса: «Проверено», «Нет в наличии», «На ТО-1», «На ТО-2». Чаще всего нужных запчастей просто нет.

Впрочем, когда водителю очень надо, то всё находится, но из-под полы и за отдельную (водительскую) плату. Платишь за запчасть, которая нужна, ну и ребятам же нужно что-нибудь дать.

Более ответственно стараются следить за системами безопасности. Хотя и в этом вопросе есть свои нюансы.

Читайте также:  Трамваи от новогиреево до преображенской площади

— В троллейбусе предусмотрено автоматическое открытие дверей, если вдруг кого-то зажало. Или, например, блокировка хода при незакрытых дверях, причем работать она должна на каждую дверь: если хоть одна открыта — троллейбус не поедет. Но есть водители, которые эту систему отключают, потому что им нужно быстрее уехать с остановки. Обычно это те, кто гоняется за графиком. Тумблеры находятся под пломбой, но при желании можно подлезть тонкой отверткой и отключить их. Вот этим и объясняются случаи, когда пассажира зажало дверью, а водитель начал движение.

Говоря о техническом состоянии общественного транспорта в Минске, водитель отметил:

— Если бы люди знали, на чем ездят, то автомобилей в городе было бы еще больше.

О пассажирах. Подробно О тех, кто конфликтует

Неприятные ситуации с пассажирами могут возникать на ровном месте даже с учетом того, что наш собеседник считает себя человеком неконфликтным.

— Я не ругаюсь, не грублю — какой смысл? Если пассажир совсем достал — указываю на телефонные номера нашего парка, предлагаю звонить туда и жаловаться, — пояснил он. — А конфликты случаются разные. Как-то не сработала кнопка открытия передней двери, а в следующий раз дверь все же открылась. Подходит возмущенная женщина: «Вы переднюю дверь только избранным открываете?» И вот что ей ответить?

Одним пассажирам не нравится, что водитель едет медленно, другим кажется, что он едет быстро. Часто высказывается недовольство, когда нет сдачи с крупной купюры при покупке талона.

— Случаются конфликты из-за того, что едешь по сокращенному или измененному маршруту. Такое происходит в случаях, когда сильно опаздываешь или впереди ДТП, которое не объехать. Либо напряжение в линии пропало — такое тоже бывало. Центральный диспетчер тебя разворачивает, а ты доводишь эту информацию до пассажиров. И тогда начинается: «А почему? А кто вернет деньги за оплату проезда? Я буду жаловаться!» И опять-таки каждому не объяснишь. Кстати, если троллейбус сломался и пассажиры дальше едут на другом (по тому же маршруту), то талончик или оплата проездным признаются ревизорами, так как замена троллейбуса произошла не по вине пассажиров. Так что незачем просить вернуть билет.

О тех, кто перебрал

Зачастую, особенно в позднее время, в транспорте засыпают те, кто уже хорошо отдохнул. Что делать на конечной остановке с подвыпившим мужиком, который храпит, расплывшись на два сиденья?

— По инструкции мы должны вызвать наряд милиции, так как не имеем права и пальцем прикоснуться к пассажиру. Но, опять же, это теория. По факту идешь и пытаешься разбудить. Милиция чаще всего едет долго, а стоять и ждать полчаса — это мои деньги, я уже говорил. Определенный риск, конечно, есть. Неизвестно, что спросонья этому человеку придет в голову, может, решит затеять драку. Знаю, что такое бывало, но, к счастью, не со мной.

Сам я лишь однажды вызывал милицию. У меня из троллейбуса на диспетчерской станции вышел мужчина и улегся спать под передним колесом автобуса, стоящего рядом. Пришлось разыскивать водителя, звонить в «102». Наряда я не дождался, поэтому не знаю, чем все закончилось.

О тех, кто что-то потерял

Нередко пассажиры что-то оставляют в салоне транспорта. Чаще всего это перчатка, шапка, зонт. Но бывали случаи поинтереснее.

— Однажды в троллейбусе упал мужчина. Он был в нетрезвом состоянии — не удержался. Упал и потерял золотой зуб, — рассказал водитель. — А моему коллеге пассажир передал кошелек с крупной суммой денег — тоже кто-то потерял. Нашли владельца по информации на банковской карточке, он отблагодарил. У меня был случай: нашел в салоне золотой браслет. Тоже вернул владельцу, благо он сам обратился в диспетчерскую, иначе где его искать?

А как-то раз в троллейбусе оставили пакет с портативным проигрывателем и еще какой-то мелочью. Я отвез это диспетчеру, но, насколько мне известно, никто за ним так и не явился.

О тех, кто без билета

Водитель видит, когда пассажир не оплачивает проезд: не пробивает талончик либо не прикладывает проездной к валидатору. Есть определенное чувство обиды, потому что из этих денег складывается зарплата перевозчика.

— Чаще всего проезд не оплачивают студенты. Но есть и категория принципиальных безбилетников — не знаю, что ими движет. А что в реальности я могу сделать с таким человеком? Разве что стоять, пока он не покинет салон, но это, опять же, время, а у меня график.

Да, у нас есть право проверять оплату проезда, но какой в этом смысл? Квитанций на оплату штрафа у водителей нет. Документы требовать также не можем. Именно поэтому в 99% случаев водители контролем и не занимаются: для нас это лишняя нервотрепка, а «зайцам» мы ничего не сделаем. Я же не брошу машину, чтобы его догнать.

О тех, кому летом жарко, а зимой холодно

Это вечная проблема и камень преткновения во взаимоотношениях водителей общественного транспорта с пассажирами. В автобусах, троллейбусах, даже электробусах летом бывает жарко, а зимой — холодно. Наш читатель говорит, что зачастую в этом нет вины водителя.

— В новых троллейбусах установлены новые обогреватели. Они хорошо греют, вентиляторы выдувают это тепло в салон. В старых машинах вентиляторы заменили на менее мощные, дуют они слабо. Поднесешь руку вплотную к обогревателю — тепло. А в 10 см от него холодно.

Летом одинаково жарко везде. Я видел троллейбусы с кондиционерами в Минске, но они были на заводской обкатке. Дальше, как я слышал, их отправили в Россию. У нас на линии мне такая техника не встречалась. Летом пассажирам приходится уповать на форточки, а зимой — на исправные печи.

Был однажды случай, когда водитель включил отопление в салоне. Чистая случайность: кнопки включения света и отопления находятся рядом, вот он обе и нажал. Люди, разумеется, пожаловались.

О тех, кто благодарит

— Иногда пассажиры подходят с вопросом: где расположена какая-нибудь улица или как попасть по нужному адресу? Если я знаю — отвечу, конечно. Тогда слышишь слова благодарности, настроение немного поднимается.

Про позитив в общении с пассажирами, наверное, всё.

Как троллейбусу опередить другой троллейбус? — Немного о взаимоуважении между водителями. Бывает, постоял в заторе, едешь с опозданием. А перед тобой заехал троллейбус, который нигде не стоял, может быть даже движется с небольшим плюсом по времени (допустимое отклонение — от –5 до +3 минут). По графику ты должен быть впереди, но получилось как получилось. Тогда начинаешь моргать дальним светом — это просьба ехать быстрее или пропустить. Лично я не вижу проблемы: вышел на остановке, накинул жилет и пошел оттягивать от линии «колы» (так мы называем токоприемники). Пропустил и поехал спокойно дальше.

Но бывает, что, как ни моргай фарами, другой водитель тебя не пропускает — ну человек такой. В итоге опоздание и разговоры с недовольными пассажирами, что, понятное дело, настроения не поднимает. Всем же не объяснишь специфику работы. Руководство. Еще одна ложка дегтя Взаимоотношения с руководством могут складываться непросто вне зависимости от профессии. Теперь Sven12 вспоминает обо всем спокойно, говорит, люди бывают разные.

Читайте также:  Что значит трамвай куплю

— Я бы не сказал, что все плохие, у меня особых конфликтов не было. Но когда приходит жалоба от пассажира, то начальство не разбирается. Работник получает выговор, возможно его лишат премии и так далее — руководство водителей не слышит. Спасает видеорегистратор: даже просто запись разговора с пассажиром может многое прояснить. Если записи нет — «расстреливают» водителя, потому что пассажир всегда прав. И это огорчает.

Собеседник также обмолвился, что видеорегистраторы в троллейбусах запрещены — это нештатное оборудование, поэтому подключать его в цепь нельзя. Исключение — устройства, предусмотренные заводом-изготовителем, и регистраторы, работающие от портативной зарядки. Но это теория. На практике подключают кто что может.

— В целом руководство очень часто не хочет идти навстречу. И это аукается. Водителю не дадут внеплановый выходной, он потом, к примеру, откажется выйти поработать, когда попросят. Хватает нюансов, все же люди.

Наш читатель ушел из троллейбусного парка, как он сам говорит, на повышение. Тем не менее о своей предыдущей работе говорит с теплотой.

— Она интересная, по-своему втягивает, дисциплинирует во всех планах. Но при этом водить троллейбус — это тяжелый труд. Устаешь и морально, и физически. Ночные подъемы, конфликты на дорогах и с пассажирами. Проведешь смену в нерегулируемом кресле — встать сложно.

Мужчина не жалуется, тем более что его нынешняя работа не легче. Он подводит итог:

— В троллейбусный парк нужно идти хорошо все взвесив. Романтики там немного, точнее, ее вообще нет. Но мне работа нравилась. Все равно это движение, даже если движение, с позволения сказать, сидя. А движение — это, как известно, жизнь.

Хотите рассказать о своей автомобильной профессии, есть интересные истории? Пишите на pv@onliner.by

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник

Домашнее задание для родителей по лексической теме "Транспорт"

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

Задания

Задание 1.

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Задание 2.

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задание 3. Дидактические игры

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

Источник

Почему трамваями и троллейбусами чаще управляют женщины

Многие наблюдательные пассажиры наземного транспорта наверняка замечали одну интересную особенность. Водителями автобусов, как правило, выступают мужчины, в то время как в кабинах троллейбусов и трамваев доминируют женщины. Но с чем может быть связан подобный гендерный перекос? Давайте разбираться.

Согласно одному из стереотипов, считается, что женщинам не под силу управлять сложными техническими устройствами. Дескать, для управления автобусом требуется гораздо больше умений, чем для управления электротранспортом, потому женщины отдают предпочтение последнему.

Однако так считают, скорее всего, те, кто никогда не управлял ни троллейбусом, ни трамваем. А ведь управление электротранспортом связано с целой кучей своих специфических нюансов, да и правила ПДД там необходимо знать и соблюдать точно в таком же объеме, что и водителям автобусов.

Реальных причин гендерного превосходства водителей-женщин в электротранспорте может быть несколько. Исторически трамваи и троллейбусы какое-то время доминировали среди общественного транспорта в СССР, это происходило примерно до середины 50-х. И изначально почти всем управляли мужчины.

Однако во время Великой Отечественной многие из них ушли на фронт и не вернулись, отчего женщинам пришлось взять эту функцию на себя. После войны традиция сохранилась, а вот мужчинам начали доставаться появившиеся в большом количестве автобусы.

Вторая причина, возможно, кроется в том, что до недавнего времени поломка сломавшегося рейсового автобуса была частично в ответственности водителя, тогда как при серьезной поломке электротранспорта обычно вызывается бригада ремонтников, подъезжающая в течении нескольких минут.

Третья причина, вероятно, в том, что для вождения автобуса нужна категория D, которую возможно получить только после после легковой B и грузовой C. При этом для управления электротранспортом, особенно трамваев, необходимы отдельные «корочки», на которые полагается отдельное, не связанное с водительскими правами обучение.

Так как исторически получение грузовых водительских категорий все же мужская прерогатива, им и автобусные права получить легче. Как бы то ни было, в последнее время гендерный баланс в вождении общественного транспорта выравнивается. Все больше троллейбусов и трамваев управляется мужчинами, все больше автобусов — женщинами. Так что будущее — за равноправием.

Источник

Кто управляет трамваем автобусом троллейбусом



Почему трамваями и троллейбусами чаще управляют женщины

Многие наблюдательные пассажиры наземного транспорта наверняка замечали одну интересную особенность. Водителями автобусов, как правило, выступают мужчины, в то время как в кабинах троллейбусов и трамваев доминируют женщины. Но с чем может быть связан подобный гендерный перекос? Давайте разбираться.

Согласно одному из стереотипов, считается, что женщинам не под силу управлять сложными техническими устройствами. Дескать, для управления автобусом требуется гораздо больше умений, чем для управления электротранспортом, потому женщины отдают предпочтение последнему.

Однако так считают, скорее всего, те, кто никогда не управлял ни троллейбусом, ни трамваем. А ведь управление электротранспортом связано с целой кучей своих специфических нюансов, да и правила ПДД там необходимо знать и соблюдать точно в таком же объеме, что и водителям автобусов.

Реальных причин гендерного превосходства водителей-женщин в электротранспорте может быть несколько. Исторически трамваи и троллейбусы какое-то время доминировали среди общественного транспорта в СССР, это происходило примерно до середины 50-х. И изначально почти всем управляли мужчины.

Однако во время Великой Отечественной многие из них ушли на фронт и не вернулись, отчего женщинам пришлось взять эту функцию на себя. После войны традиция сохранилась, а вот мужчинам начали доставаться появившиеся в большом количестве автобусы.

Вторая причина, возможно, кроется в том, что до недавнего времени поломка сломавшегося рейсового автобуса была частично в ответственности водителя, тогда как при серьезной поломке электротранспорта обычно вызывается бригада ремонтников, подъезжающая в течении нескольких минут.

Третья причина, вероятно, в том, что для вождения автобуса нужна категория D, которую возможно получить только после после легковой B и грузовой C. При этом для управления электротранспортом, особенно трамваев, необходимы отдельные «корочки», на которые полагается отдельное, не связанное с водительскими правами обучение.

Так как исторически получение грузовых водительских категорий все же мужская прерогатива, им и автобусные права получить легче. Как бы то ни было, в последнее время гендерный баланс в вождении общественного транспорта выравнивается. Все больше троллейбусов и трамваев управляется мужчинами, все больше автобусов — женщинами. Так что будущее — за равноправием.

Источник

Домашнее задание для родителей по лексической теме "Транспорт"

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

Задания

Задание 1.

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Задание 2.

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задание 3. Дидактические игры

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

Источник

НОД в средней группе «Транспорт»

Цель: дать понятие о видах наземного транспорта.

Задачи: познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; назначение транспорта. Формировать интерес к технике.

Формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «транспорт специального назначения».

повторить названия профессий людей,управляющих транспортом.

Ход непосредственнообразовательной деятельности:

В. Знаете ли вы профессию шофера? И где работают этой профессии люди? Шофер водит машину. В городе ездят не только машины. Как называется этот транспорт? (показ транспорта) А как вы думаете, кто управляет этими транспортами? Троллейбусом управляет водитель троллейбуса; автобусом – водитель автобуса; трамваем – вагоновожатый; поездом – машинист; велосипедом – велосипедист; мотоциклом – мотоциклист. (Дети повторяют). Водитель троллейбуса управляет -, водитель автобуса -, вагоновожатый -, машинист — …., и т. д. Все виды транспорта, которые мы назвали, называются наземными. Что значит «наземный транспорт И где он ездит?

Читайте также:  Что будет с дзержинским трамваем

— (Показ картинок с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, велосипеда, мотоцикла,)

Д\и «кто чем управляет?»

Подскажите мне, водитель троллейбуса управляет чем? (троллейбусом). А машинист управляет … (поездом) ; вагоновожатый управляет … (трамваем) .

-Вы все молодцы, рассказали мне о том, кто чем управляет. Что же значит «Наземный транспорт»? Где ездит этот транспорт?

В. : — Ой, посмотрите, к нам приехала машина. Давайте рассмотрим ее внимательно. У машины есть дверь. А если их много, то как можно сказать? (двери). Вот окно. Если их много? (окна). Чем машина освещает дорогу, когда темно? (фарами). На чем сидит водитель, когда управляет машиной? (сиденье). Без чего машина не сможет двигаться? (без колес). А у машины одно колесо?Как можно сказать: много (колес) .

Физминутка «Транспорт»

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Я —примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю. Дети двигаются из одного конца группы в другой,

держа в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

-А вы любите играть? Давайте поиграем в игру, которая называется Д\И «Что быстрее?».

-Ответьте мне,что движется быстрее: велосипед или мотоцикл; трамвай или автобус; поезд или автобус? (проводится с показом иллюстраций транспорта) .

-Молодцы, а следующая игра называется Д\И «Найди отличия». Посмотрите на картинку, сравните автобус и троллейбус и скажите, чем они похожи и чем отличаются? (отличие: автобусу необходим бензин, а троллейбусу электричество) .

-Молодцы,а сейчас попробуйте сказать наоборот:

Грузовик большой, а велосипед (маленький) .

Автобус высокий, а автомобиль … (низкий) .

Поезд длинный, а автобус … (короткий) .

Трамвай тяжелый, а велосипед … (легкий) .

Велосипед медленный, а мотоцикл … (быстрый) .

-Молодцы, справились и с этим заданием, а сейчас сядем в автомобили и поедем домой.

-Едем – едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)

На машине легковой.

Въехали на горку: хлоп — (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось. Стоп! (руки через стороны вниз, присесть) .

-Молодцы, вы все аккуратно вели свои автомобили, приехали домой без аварий.

Автобус, троллейбус, трамвай – это пассажирский транспорт. Почему его так назвали? (Ответы детей). Ребята, а есть еще и грузовой транспорт. Кто знает, что он возит? Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и покажите мне, где здесь грузовой транспорт? А еще у нас есть и машины специального назначения. Они оказывают быструю помощь, если случилась беда. Послушайте и отгадайте эти машины.

«Гудок скорой помощи»

«Сирена пожарной машины»

«сирена полиции»

Конспект образовательно-познавательной деятельности по коммуникации по теме «Наземный траспорт» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира); «Художественное творчество» (рисование); «Музыка».

Пояснительная записка к электронному дидактическому пособию «Транспорт» Пояснительная записка Данное электронное пособие рассчитано для детей старшего дошкольного возраста. Цель пособия. Закрепить знания детей.

Источник

Учебно-курсовой комбинат «Горэлектротранса» провел день открытых дверей

Благодаря развитию транспортной сети Петербурга престиж и популярность профессий водителя трамвая и троллейбуса растут с каждым годом. На предприятиях, связанных с работой электротранспорта в Петербурге, трудятся почти 12 тыс. специалистов. Более 3 200 — водители. В прошлом, 2019, году учебно-курсовой комбинат подготовил 319 специалистов. Этот показатель планируют увеличить более чем в полтора раза. К концу 2020 года планируется выпустить 510 водителей. Большинство учеников — мужчины. Средний возраст студента предприятия — около 30 лет.

Учебный комбинат работает уже сотню лет. По инициативе Петроградского совета депутатов и трудящихся в 1920 году была организована школа подготовки вагоновожатых и кондукторов. За свою вековую историю учреждение подготовило 25 тыс. водителей.

«У нас две программы обучения. Мы готовим водителей трамвая и троллейбуса. Группы набираем каждый месяц. Пока в городе водителей хватает. Но транспорта становится больше, поэтому профессия остается весьма востребованной. У нас сложный профессиональный отбор. Он включает в себя обычное собеседование, разговор с психологом и медицинское освидетельствование. Желающий получить специальность должен понимать, что будет управлять общественным транспортом. Кандидатам нужно знать основы электрики. После теоретической части ученики занимаются на тренажерах, потом проходят практику», — поделилась директор учебного комбината Виктория Толстикова.

Помимо компьютеров и различных обучающих макетов учебный комбинат располагает двумя симуляторами. Один представляет из себя кабину трамвая. Второй обучает управлению троллейбусом. Карта создана на основе маршрутов общественного транспорта Московского района. Симуляторы позволяют ученикам отрабатывать не только навыки управления, но и всевозможные внештатные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

«Самая распространенная проблема, с которой сталкиваешься практически каждый день, — это зазевавшиеся пассажиры, которые выпрыгивают из салона за секунду до закрытия дверей. Водитель должен следить, чтобы никого не прищемило. Это его полная ответственность. Работа психологически сложная. Но мы должны уметь абстрагироваться, снимать нервное напряжение после смены. Помогают домашние дела и общение с близкими: прогулка с собакой, помощь детям с уроками», — рассказала водитель трамвая, мастер производственного обучения Мария Евтушенко.

День открытых дверей посетили около 40 человек. В программу мероприятия вошла лекция и экскурсия по предприятию. Мы пообщались с теми, кто уже приступил к обучению, и спросили студентов, почему они выбрали именно эту специальность.

«Выбор профессии начинается с мечты. Со временем она становилась все сильнее. Хотелось сесть за руль троллейбуса. До этого я работал водителем. Мне было важно сохранить визуальную связь с дорогой. Для меня это образ жизни. Такой профессией можно гордиться. Когда управляешь общественном транспортом, трудишься на таком большом предприятии, то ощущаешь сопричастность к жизни нашего города. Отличаются ли принципы вождения троллейбуса от особенностей управления автобусом? Конечно. Троллейбус приводят в движение другие природные силы, если можно так выразиться. Это совсем иные ощущения», — поделился ученик комбината Родион Сарамбаев.

«Я очень люблю технику. Как и Родион, тоже работал водителем: на легковом и грузовом транспорте. Потом решил выбрать трамвай. Захотелось попробовать что-то новое. Это очень ответственная работа. Она требует высокой концентрации внимания. Нужно постоянно следить за дорогой. Ведь с рельсов никуда не уйдешь», — отметил ученик предприятия Николай Муравьев.

Добавим, что электротранспорт Петербурга продолжает активно развиваться. В прошлом году зарубежные эксперты назвали наш город троллейбусной столицей Европы. Этот почетный титул Петербургу присвоили на заседании Международного союза общественного транспорта.

Читайте также:  История трамвая нижнего новгорода

Особая гордость Северной столицы — это электробусы с динамической зарядкой или, как их еще называют, троллейбусы с увеличенным автономным ходом. В 2019 году такие машины перевезли 22 млн пассажиров, увеличив прошлый показатель на 50 процентов. Благодаря этой технологии городу удалось продлить или соединить троллейбусные маршруты без прокладки дополнительных контактных сетей.

Источник

«Профессии на транспорте» (формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Исакова Елена Юрьевна

1. Расширение и закрепление представлений о профессиях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление однокоренных существительных, существительных в В. п., Т. п. (Игра «Кого я вижу? », «Кто чем управляет? ») .

1. Развивать связную речь: учить составлению предложений о профессиях.

2. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Скачать:

Вложение Размер
professii_na_transporte_.doc 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессии на транспорте»

(формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий)

1. Расширение и закрепление представлений о профессиях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление однокоренных существительных, существительных в В.п., Т.п. (Игра «Кого я вижу?», «Кто чем управляет?»).

  1. Развивать связную речь: учить составлению предложений о профессиях.
  2. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт, Профессии на транспорте», силуэтные картинки «Транспорт», игра «Кто чем управляет» (на листочках, по кол-ву детей), аудио запись звуков: машины, поезда, самолета, теплохода, песни «Поезд», машинки, контейнер с крупой, мяч, самолетики на поддувание, самолет для зрительной гимнастики, су-джок (по кол-ву детей), разрезные картинки по теме «Профессии», поезд с вагончиками-заданиями.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

Логопед предлагает поздороваться с гостями, пожелать им доброго утра и улыбнуться друг другу.

— Сегодня мы с вами будем вновь говорить о транспорте и о людях, которые на нем работают. А теперь каждый из вас сейчас пройдет к столу, найдет силуэтную картинку. Сейчас сядут те, у кого водный транспорт, а теперь те, у кого – наземный, воздушный. А еще какой бывает транспорт? (грузовой, легковой). ( Дети выполняю задание, садятся на свои места).

  1. Введение в тему, отгадывание загадок.

— Домашнее задание у вас было выучить загадки, сейчас мы их послушаем внимательно и отгадаем.

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто . (Лётчик.)

Он – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречает он нас на перроне

И с нами поедет в вагоне .(Проводник.)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку .(Шофёр.)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам . (Машинист.)

— А теперь послушайте мои загадки:

Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу !(Таксист.)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот . (Матрос.)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной . (Стюардесса.)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?( Космонавт.)

По вагону он пройдёт –

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит .(Контролёр.)

— А кто управляет трамваем? (водитель трамвая)

— А троллейбусом? (водитель троллейбуса)

Картинки-отгадки на доске

— А как называется человек, который управляет велосипедом?

— А сейчас мы поиграем в игру «Кто чем управляет?».

  1. Игра «Кто чем управляет?» (на листочках) [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки на столах.

— Кого вы видите на картинках? Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера, стюардессу, таксиста. Выберите профессию, которая вам нравится. Проведите карандашом линию от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

( Летчик управляет самолетом. Капитан управляет кораблем. Машинист управляет поездом. Шофер управляет машиной).

— Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку на разных видах транспорта. Отгадайте на чем мы сейчас отправимся?

Слышится звук машины (на сд-диске)

— Правильно, на машине. Сейчас мы пройдем на коврик, и каждый найдет себе машинку в контейнере с крупой . Дети берут машинку и выполняют пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]

Раз, два, три, четыре, пять

Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу.

Но пальцы машинку мою тормозят.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

Теперь — по кругу в одну и другую сторону.

Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

— На чем мы сейчас ездили? (на машине)

  1. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед берет в рука мячик.

— Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?

— А очень большую машину? (Машинища).

— А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист).

— А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло).

— Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

— Вспомним, кто управляет машиной? (шофер). Расскажем про него стихотворение.

  1. Динамическая пауза «Шофер».

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

В небеса, мотор, веди.

Чтобы птицы пели.

  1. Упражнение «Самолеты полетели»

[Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены висящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают вокруг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.

— А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

  1. Упражнение «Быстрый самолетик» [Развитие зрительной координации.]

— Ребята, а этот самолет очень быстрый и летает везде, давайте проследим за ним только глазами.

— Попрошу занять места, мы отправляемся на следующем транспорте.

— Что это за транспорт? (корабль, теплоход)

— Кто им управляет? (капитан)

— А кто ему помогают? (матросы)

  1. Упражнение «Теплоход» с элементами «су-джок» — терапии. [Массаж кистей рук.]

От зеленого причала

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

— Что за транспорт ждет нас дальше? (поезд)

— Кто им управляет? (машинист)

— А кто ему помогают? (проводники, железнодорожники)

  1. Игра «Собери картинку» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

— Представьте, что мы с вами машинисты и управляем тепловозом. А что тепловоз тянет за собой? (вагоны).

— Правильно, я предлагаю вам каждому сейчас выбрать себе по одному вагону.

Дети выходят к доске и выбирают конверты-вагоны с разрезными картинками.

— Эти вагоны с сюрпризом, в нутрии каждого картинка с профессией, но чтобы узнать с какой профессией, нужно ее сначала собрать.

Дети собирают разрезные картинки.

  1. Игра «2, 5» [Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять).]

— Назовите профессию на своей картинке. (Дети называют).

— А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

  1. Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». Развитие ловкости.]

Логопед берет в руки мяч.

— А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

— Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?

— Сейчас я предлагаю вам взять картинки с профессиями и разным транспортом домой, еще раз их дома повторить с мамой или папой и раскрасить. Спасибо за занятие, а сейчас можете идти отдыхать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР «Проделки Снежной Королевы»

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем.

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)Опубликовано 11.08.2014 — 2.

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: «Цветик — семицветик».

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Как мы помогали лесным жителям».

Прогулка в зимний лес, првила поведения в лесу, увлекательная игра и воспитание бережного отношения к природе и животным.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий.

Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на.

Источник

Кто управляет трамваем автобусом троллейбусом