Речной трамвай

  • Хотя официального термина «Речной трамвай» (также: водный трамвай) не существует, так часто называют речные пассажирские суда небольшого водоизмещения, работающие в экскурсионном режиме или в режиме общественного транспорта в городах или на ближних пригородных маршрутах.

Характеристики «усреднённого»речного трамвая:

* Пассажировместимость: до 150—200 человек.

Связанные понятия

Ре́льсовые тра́нспортные сре́дства (РТС) предназначены для передвижения по специальным дорогам с особыми направляющими, с которыми образуют особую транспортную систему — железную дорогу.

Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Во́дный обще́ственный тра́нспорт на реке Москве существовал до 2006 года. Перевозки пассажиров осуществлялись ОАО «Пассажирский порт» (торговая марка «Столичная Судоходная Компания»). В настоящее время водный транспорт используется в Москве в экскурсионно-рекреационных целях. Он представляет собой совокупность прогулочных маршрутов на трёх участках Москвы-реки, разделённых между собой шлюзами, на водоотводном канале Москвы-реки и на канале имени Москвы, однако в последние несколько лет различные.

Трамвайные системы начали создаваться в Азии в начале XX века, а уже в 1930-х пришли в упадок. Демонтаж не заставил себя ждать, и в 1960-х закрылось большинство систем. До наших дней системы «тех времён» остались лишь в некоторых городах Японии и Китая, а также в Калькутте (Индия). Более современные системы построены за последние 20 лет в ОАЭ и Турции.

Источник



Речной транспорт Москвы времен СССР: 3 культовых типа "речных трамваев", которые мы потеряли (6 фото)

Речные трамвайчики — так в народе прозвали небольшие речные теплоходы, работавшие в советские времена как полноценный общественный городской транспорт (сейчас они ходят только в экскурсионном режиме). Чаще всего это были суда вместимостью до 200 пассажиров, плавно идущие по водной глади реки со скоростью 20-25 км/ч. Куда более шустрые суда на подводных крыльях, разгоняющиеся до 60 км/ч, называли в обиходе Ракетами вне зависимости от модели корабля.

После победы в войне с фашистской Германией СССР взял курс на масштабное восстановление разоренного хозяйства и промышленности, и скорейшее возвращение к мирной жизни. Активно стала расстраиваться и Москва. На речной транспорт как на самый дешевый в те годы и не требующий строительства инфраструктуры, возлагались особые надежды.

Мостов через в Москву-реку в отдаленных районах с частным сектором как Троице-Лыково и Строгино, да и хороших асфальтовых автодорог тогда не было, и река была идеальным средством для транспортного сообщения в теплый период года. Кроме того, в те годы не было налажено массовое производство больших маневренных городских автобусов из-за отсутствия мощных двигателей внутреннего сгорания.

На Москве-реке и Канале имени Москвы с водохранилищами были организованы более 40 причалов для обслуживания местных речных линий Московского речного пароходства. Теплоходы курсировали по регулярным маршрутам: Захарково — Северный речной вокзал — Тишково — Аксаково — Черная речка; Строгино — Щукино — Серебряный бор; Крылатское — Киевский вокзал — Новоспасский мост; Парк Горького — Южный речной вокзал — Нагатино — Печатники; Фили — Мневники. Главными пристанями для речных вояжей на протяжении всего советского времени, как впрочем и сейчас, остаются причалы Киевский вокзал и Парк Горького.

По Яузе пассажирская навигация не осуществлялась, а на Водоотводному канале были слизком низкие мосты для теплоходов того времени. Стоимость проезда по городским маршрутам составляла всего 10 копеек.

С налаживанием производства троллейбусов и автобусов, открытием новых станций метро с 1980-х годов в Москве роль речных трамвайчиков стала постепенно снижаться, однако до распада СССР маршруты сохранялись, несмотря на их убыточность. Теплоходы по-прежнему пользовались популярностью на коротких маршрутах в центре и переправах между берегами. Окончательно рейсовые маршруты в столице были отменены в 2006 году после свертывания дотаций властями.

Сейчас в Москве теплоходы используют исключительно для туристических прогулок по коммерческих тарифам, а также для проведения разнообразных вечеринок и банкетов, а цены на билеты на прогулку стартуют от 500 рублей — даже на такси выйдет дешевле.

Итак, давайте вспомним, на каких же теплоходах мы катались в детстве и юности по Москва-реке, любуясь с реки панорамами столицы.

1.Теплоход "Москвич" (1948-1966)

В 1948 году на Московском судоремонтном заводе в Нагатино было начато серийное производство речных теплоходов проекта 544, более известные как «Москвич» или «Эмка», которые стали символом местных пассажирских перевозок и олицетворением речного трамвайчика на долгие годы. Их строили на разных верфях по всему СССР до 1966 года, всего на воду спустили около 500 судов этого типа.

Чаще всего они имели название в виде номера в сочетании с буквой М, например, М-208, но иногда им присваивали замысловатые названия, особенно после распада СССР, когда многие теплоходы перешли в частные руки. Долгое время у судостроительного завода возвышался памятник легендарному теплоходу, уничтоженный в 2015 году после переноса завода в Рыбинск.

Теплоход имеет элегантный дизайн с округлыми формами, готов принять на борт до 150 пассажиров и может развить скорость до 20 км/ч при мощности двигателя 150 л.с. По своему типу судно представляет собой двухпалубный теплоход с полуутопленной в корпус металлической надстройкой с машинным отделением по центру корпуса, над которым находилась посадочная площадка и ходовая рубка. Пассажирские салоны были устроены в носу и в корме теплохода на нижнем ярусе. Была и открытая верхняя пассажирская палуба с двумя площадками в носу и в кроме судна. В нижних салонах для пассажиров устанавливались мягкие диваны, а на открытой палубе — жесткие лавки.

Читайте также:  Пдд с трамваями запомнить

Судно отличает высокая надежность благодаря минимальной автоматизации и простоты судовых систем. В то же время низкий борт делал использование Эмки небезопасным при даже небольшом волнении, а одновальный двигатель прекращал судно в плот при поломке.

Изначально на Москвичи не устанавливались привычные кормовые тенты, а также носовые трапы-сходни для посадки и высадки пассажиров прямо на берег — многие пароходства самостоятельно допиливали теплоход до ума.

Популярностью пользовались рейсы из Щукино в Троице-Лыково и Строгино. Также теплоход использовали на переправах.

Москвичи привлекали внимание и киношников, засветившись в популярных советских и российских фильмах «Три тополя на Плющихе», «Чучело», «Ночной дозор», «Не послать ли нам гонца».

2.Теплоход "Москва" (1969-1994)

Теплоход проекта Р-51, получивший имя «Москва», создавался на Московском судостроительном заводе на наиболее загруженных маршрутах, и начал использоваться на линиях в 1969 году. Двухпалубное судно имело длину 38 метров, ширину 6,5 метров и могло брать на борт до 240 человек. На корабле устанавливали 2 двигателя общей мощностью 300 л.с., что позволяло развивать скорость до 24 км/ч. Обычно теплоходам присваивали номера типа «Москва-ХХХ», где ХХХ — заводской номер судна.

Надежные и неприхотливые теплоходы с приятным дизайном, панорамным салоном и остеклением в носу с отличным обзором, большой пассажировместимостью и хорошими возможностями для кастомизации, на долгие десятилетия определили облик речных артерий Москвы.

Судно имело закрытый нижний пассажирский салон, а в хорошую погоду пассажиры могли размещаться на скамейках на крыше надстройки под навесом. На некоторых теплоходах верхняя палуба была остеклена. Мотор расположен в корме, а капитанская рубка — на верхней палубе почти в носу. Судно, рассчитанное на большие пассажиропотоки, имеет 2 входа — основной в носу, а также дополнительный в корме. Кроме того, удачная конструкция носа позволяла поставить трап-сходню для высадки пассажиров на необорудованный берег, например, на пляже.

«Москва» постепенно заменила на центральных прогулочных маршрутах устаревающие «Москвичи», которые ушли на рабочие переправы на окраинах столицы и менее загруженные прогулочные маршруты. К началу Перестройки на главном маршруте от Новоспасского моста до Киевского вокзала теплоходы ходили с каждые 10 минут. Также существовал более редкий маршрут от Киевского вокзала на запад до Крылатского, где совершались 3 рейса в день (его как раз хотят возродить в 2021 году)

Сейчас большая часть судов была капитально реконструирована и работает только в роли «банкетоходов» и экскурсионных теплоходов.

3.СПК "Ракета" (1957-1976)

Помимо теплоходов, просторы московских водоемов в советское время бороздили и изящные быстроходные суда на подводных крыльях типа «Ракета» проекта 340. Теплоходы с высокооборотными дизельными двигателями мощностью 1000-1200 л.с. могли развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/ч и брать на борт 64 человека. Все было построено около 400 экземпляров.

Они сошли с конвейера Феодосийского судостроительного завода в Крыму в 1957 году и были представлены в Москве к всемирному фестивалю молодежи и студентов и свистом стали возить москвичей и гостей столицы как на внутригородских, так и на пригородных линиях вдоль Канала имени Москвы в район Клязьминского и Пироговского водохранилищ.

Корпус судна делали из легкого дюралюминия, а пассажирский салон был похож на авиалайнер. Главной фишкой теплоходов в отличие от других крылатых судов стала большая открытая площадка для пассажиров сзади, а также небольшая экстрим-площадка на уровне ходовой рубки, которая находилась на верхнем ярусе.

Массовое использование «Ракет» в Московском регионе в качестве общественного транспорта осуществлялось с начала 1960-х до 2006 года. Это были и городские маршруты по Москве-реке, а также дачные и пляжные рейсы от Северного речного вокзала до Чиверево, Пирогово, Аксаково, Тишково и Черной речки. В лучшие годы в навигацию использовался флот размером до 20 крылатых судов.

С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах, а позднее и вовсе были списаны из-за большого расхода топлива высокооборотным дизелем.

Источник

Преимущества и недостатки судов класса речной трамвайчик

Преимущества и недостатки судов класса речной трамвайчик

Речной трамвайчик был обычным транспортом для жителей Астраханской области. Он перевозил жителей сел и деревень, а также дачников. Потом сеть сухопутных дорог существенно расширилась, и в речном транспорте отпала жизненная необходимость. Но трамвайчики не стали сдавать в утиль, а переоборудовали их под туристические поездки.

Несколько преимуществ речного трамвайчика

Речной трамвайчик был обычным транспортом для жителей Астраханской области. Он перевозил жителей сел и деревень, а также дачников. Потом сеть сухопутных дорог существенно расширилась, и в речном транспорте отпала жизненная необходимость. Но трамвайчики не стали сдавать в утиль, а переоборудовали их под туристические поездки. Сегодня несколько десятков судов этого класса, среди которых теплоход «Андромеда», бороздят просторы волги и дельты, и популярность этого транспорта у приезжих постоянно возрастает. В чем же секрет популярности этих судов? Разберемся в этой статье.

Вместимость

Большинство речных судов Астраханской области не обладают высокой вместимостью. Зачастую, корабли способны принимать на борт не более 3-5 пассажиров, а значит, об отдыхе шумной компанией или проведении корпоратива можно забыть. Трамвайчик более гостеприимен и готов расположить на борту 14 человек, а при фрахте без ночевки до 20.

Читайте также:  Трамвай домой фогель текст

И это с условием, что каждому отдыхающему будет максимально комфортно. Судно большое, ведь изначально оно было транспортом, перевозящим пассажиров. Сейчас нижнюю палубу занимает ресторан и бар, заднюю часть каюты, а на верхней палубе можно удобно расположиться хоть за столом, хот в шезлонге или гамаке.

Проходимость

Речной флот отличается неглубокой осадкой. Килевые суда погружены в воду всего на пару метров, а трамвайчик и того меньше. Это плоскодонное судно, но в чем преимущества для отдыхающих? Их несколько:

  • Трамвайчик способен заходить в любые, даже самые маловодные реки, не опасаясь за то, что сядет на мель.
  • Трамвайчику не нужен специализированный причал. Он способен просто упираться носом в берег и спускать с него трап для схода отдыхающих.
  • У трамвайчика нет винтов, и ему не страшна мель.

Для него практически нет препятствий, он способен зайти в любой водоем и причалить к самому живописному острову. Куда не может подойти килевое судно.

Удобство

Отдыхая на речном трамвайчике, вы не будете испытать каких-то неудобств. Здесь есть все необходимое для комфортного существования. Две палубы позволяют разместить на борту все необходимое, не сваленное в кучу, как это часто бывает на малых кораблях. Внизу ресторан, наверху палуба для отдыха. В задней части каюты, кухня, туалеты и душ. А для любителей шумных вечеринок здесь найдется бар с караоке и прочими радостями.

Источник

Речной трамвай: история, которая близится к закату

article338.jpg

Перешагнув 50-летний рубеж, некоторые теплоходы до сих пор используются в качестве прогулочных судов на Москве-реке.

Суда подобного класса давно стали привычными для тех русских городов, где есть речное пассажирское судоходство. Речные трамвайчики сравнительно невелики, помещения их рассчитаны максимум на 100-200 пассажиров. В российской столице речные трамваи постепенно перестали выполнять роль общественного транспорта и перешли в экскурсионно-прогулочную нишу.

Впервые речные трамваи появились у пристаней Петербурга, Нижнего Новгорода, Киева и ряда других городов в начале XX века. Тогда они представляли собой небольшие паровые катера.

В Москве на речные магистрали эти суда вышли позже, в 1923 году. Желающих поплавать на них по Москве-реке было много, и спустя восемь лет Московско-Окское управление речного транспорта открыло в столице линию, соединившую причал у Дорогомиловского моста с районом автозавода АМО (современный ЗИЛ). Через некоторое время было создано специализированное Московское пригородное пароходство. Флот состоял из 40—100-местных катеров, а позже пополнился 250-местными теплоходами типа «Москвич».

Возьмем для примера типичного речного трамвая теплоход, который спроектировали в 1930 году. Это был мелкосидящий катер, поскольку речным трамваям надо было швартоваться не только к стационарным пристаням и дебаркадерам, но и к причалам у самого берега. Катера создавались небольшими и короткими, иначе им было бы сложно разворачиваться и маневрировать около берегов и расходиться с другими судами.

Поначалу катера оснащали импортными моторами, а потом на них стали устанавливали дизели,выпускавшиеся Воронежским заводом.

Чтобы ускорить постройку и сделать ее более дешевой, теплоходы предполагалось делать деревянными или композитными. Впрочем, когда руководство Речсоюзверфи наладило массовый выпуск речных трамваев, то их стали изготавливать и с металлическими, клепаными или сварными корпусами.

С точки зрения конструкции это были суда с острыми обводами носовой части и полутуннельной кормой, которая защищала винты и руль от ударов о подводные препятствия. В средней части корпуса, ближе к корме, размещалось машинное отделение с дизелем, топливным баком на 250 л и осветительный агрегат марки Л-3. Для пассажиров предназначалось закрытое помещение в носовой надстройке, а также площадки на ее крыше и на основной палубе — прямо за ходовой рубкой. Там устанавливалось 119 сидений, похожих на те, что ставились в салон обычных трамваев. Другие пассажиры в часы пик вынуждены были стоять в проходах между креслами и вдоль бортов, у рубки. Особых неудобств это не доставляло, так как рейсы были не очень долгими.

В середине 30-х годов речные трамваи стали частью транспортной системы Москвы, Ленинграда, Горького, Сталинграда, Ростова-на-Дону и других городов. Тогда же был разработан проект речного трамвая повышенной, до 250 человек, вместимости — для пригородных линий, где рейсы были двух- и трехчасовые. Эти суда уже оборудовали полноценными салонами, буфетом и туалетом, для команды предназначались небольшие кубрики. Что интересно, такие трамвайчики выпускались в трех вариантах. В Днепропетровске их делали металлическими, в Горьком — композитными, а на Московской и Городецкой верфях — деревянными.

Вскоре конструкторы приступили к разработке проектов новых речных трамваев. Стояла задача ускорить суда, повысить пассажировместимость и сделать более комфортные салоны. Но помешала начавшаяся война.

В годы Великой Отечественной Войны небольшие мирные катера, как и многие другие суда речного флота, были мобилизованы и зачислены в списки военных речных флотилий. Какая-то часть их стала мелкосидящими тральщиками и сторожевиками. Другие же использовали для военных перевозок.

На этих суденышках перебрасывались в горящий Сталинград боеприпасы, подкрепления, вывозились раненые. Они участвовали в переправе красноармейцев и командиров к Ораниенбауму, через Невскую губу, в ноябре 1943 года. «Флотилия состояла из пяти бывших речных трамваев,— писал военный корреспондент П. Капица.— Когда-то эти суденышки, сияя белизной и чисто вымытыми зеркальными стеклами, плавали по Неве. И пошли наши «трамваи» не только по Неве ходить, но и залива не боятся! За ночь почти батальон можем переправить».

Читайте также:  О чем песни гражданской обороны трамвай

Через три года после Победы, в 1948 году, на Московском судостроительном и судоремонтном заводе выпустили новый пассажирский катер «Москвич». По размерам и вместимости он несильно отличался от 50-сильного речного трамвая, но был быстроходнее и комфортнее. «Москвичи» строились крупносерийно на ряде верфей и работали на многих акваториях — от Финского залива до Амура. Одновременно строился «Москвич-озерный», назначение которого понятно из названия.

Через девять лет корабелы «Красного Сормова» построили первые в мире пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Ракета», а на смену «Москвичам» постепенно начали приходить 150-местные теплоходы «Москва» и «Московский», катамараны «Волга». Вскоре появились и 100-местные речные трамваи многоцелевого назначения.

Источник

Москва-река как транспортная артерия: преимущества и недостатки речных маршрутов

В Москве запустят новый вид общественного транспорта – водный. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов. Маршруты речных трамвайчиков пройдут по акватории Москвы-реки. Без пробок и светофоров, с оплатой по «Тройке» или социальной карте. Схемы городских речных линий изучил корреспондент «Вестей FM» Сергей Гололобов.

Москва-река – прекрасная транспортная артерия: небольшой трафик, проходит через весь центр столицы. Как написал Максим Ликсутов: «Только представьте: от красивого причала каждые 4 – 10 минут отправляется комфортный речной трамвай, который за 20 минут довезет вас до «Сити» и Кутузовского проспекта или пересадки на метро – без светофоров, развязок и поисков парковочного места». Департамент транспорта предлагает пока 2 маршрута: от парка Фили до Киевского вокзала и от Автозаводского моста до Печатников. Причалы будут использоваться как уже существующие, так и запланированные. Любопытно, но по самому центру города линейные речные трамвайчики ходить не будут. И это вполне объяснимо, говорит краевед, автор книги «Городские легенды» Олег Фочкин.

ФОЧКИН: Я думаю, в большей степени из-за того, что в центре-то как раз очень много прогулочных маршрутов. И не всегда, скажем так, совпадают сведения о том, кто когда плавает-ходит. Поэтому для того, чтобы избежать столкновений и пробок на воде, я думаю, из центра маршруты и убрали. Тем более что в центре у нас хватает другого вида транспорта, который вполне позволяет перемещаться в разные стороны, причём достаточно быстро.

Естественно, у городского речного транспорта есть и свои минусы. Во-первых, сезонность. Можно, конечно, купить корабли повышенного ледового класса. Но они дороже, чем простые, летние. Во-вторых, шлюзы. Именно из-за них перспективные линейные маршруты ограничены: с одной стороны – шлюзом в Мнёвниках, с другой – в Печатниках. В-третьих, речные причалы должны в идеале сопрягаться с другими видами городского транспорта, прежде всего – с метро. В противном случае пассажирский трафик будет невелик. Не всё понятно и со скоростью перемещения – всё-таки речному трамвайчику нужно каждый раз швартоваться. А это дело небыстрое, констатирует Олег Фочкин.

ФОЧКИН: Если будут постоянные остановки на дебаркадерах и так далее, какова будет скорость перемещения этого вида транспорта? Это тоже немаловажно. В городе очень важна скорость перемещения. Мы это всё прекрасно понимаем. А если будут частые остановки, то смысл теряется.

Московскому водному транспорту уже около 100 лет: речные трамвайчики в столице появились в 1923 году. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост – Заозерье Раменского района и Дорогомиловский мост – завод АМО (в будущем ЗИЛ). С 60-х годов на Москве-реке появились скоростные суда на подводных крыльях типа «Ракета» и плотно заняли свою рыночную нишу. Главным образом – на пригородных линиях. Но в основном речной транспорт в Москве всё же использовался в качестве паромов, отмечает Олег Фочкин.

ФОЧКИН: Как правило, он использовался для переправы. Это если брать, например, Серебряный бор – Троице-Лыково, вот такие вот участки. Там просто по-другому очень далеко было бы добираться, да и половины мостов не было. Поэтому, естественно, использовали как раз теплоходики для переправ. Всё остальное было не настолько важным для города, скажем так. Потому что, конечно, и сам город был несколько меньше.

Рейсовые линии на Москве-реке просуществовали до начала двухтысячных. Так, еще в 2003 году теплоходы типа «Москвич» работали на маршрутах Крылатское – Кутузовский причал и Северный речной вокзал – причал Захарково. Кроме того, «Ракеты» ходили от Северного речного вокзала в сторону подмосковных водохранилищ. В 2006 дотации отменили, и весь речной пассажирский транспорт сосредоточился в экскурсионно-прогулочной нише. Предложение возродить городские речные линии возникло в 2018 году. С новыми, специально создаваемыми под эти цели кораблями. Сейчас эта идея максимально приблизилась к реализации. Правда, точные сроки её осуществления не называют.

Что касается оплаты, то, по словам Максима Ликсутова, поездка на речном трамвайчике будет укладываться в городской транспортный тариф. То есть фактически в 40 рублей. Оплатить можно будет «Тройкой» или социальной картой.

Источник

Речной трамвай это что