Сколько стоит час простоя трамвая при дтп

Останкинский суд Москвы обязал столичного водителя Алексея Потемкина выплатить 1,5 млн руб. ГУП «Мосгортранс» за поврежденный в результате аварии трамвай. Большая часть этой суммы — оценка утраты товарной стоимости подвижного состава: непосредственно ремонт стоит чуть более 36 тыс. руб. Для судебного иска «Мосгортранс» заказывал независимую экспертизу, в ходе которой применялась методика Минюста: в формулу закладывалась стоимость нового трамвая — почти 100 млн руб. Методику в подобных случаях применять нельзя, пояснили “Ъ” в Минюсте. Господин Потемкин решение собирается обжаловать.

Инцидент, в который попал Алексей Потемкин, произошел 27 июня 2017 года в Москве на 1-й Сельскохозяйственной улице (недалеко от ВДНХ). Выезжая из двора направо, автомобилист врезался в трамвай модели «Витязь-М», который по какой-то причине ехал во встречном направлении. «Там справа и слева припаркованы машины, растут густые деревья. Я и не ожидал, что трамвай может с той стороны выехать»,— рассказал “Ъ” господин Потемкин.

ГИБДД признала водителя нарушившим ПДД. Полиса ОСАГО у господина Потемкина не было, в связи с этим «Мосгортранс» решил возместить ущерб в суде, заказав независимую экспертизу у ООО «Экспертфининвест». Согласно заключению, стоимость восстановительного ремонта трамвая составила 36,6 тыс. руб. (повреждены левая стойка, передняя облицовка, облицовка левой фары). Еще в 1,46 млн руб. была оценена утрата товарной стоимости (УТС).

УТС, согласно постановлению пленума ВС 2017 года, представляет собой ухудшение товарного вида транспортного средства и его качеств в результате «снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий». УТС нарушает права владельца транспортного средства, которые могут быть восстановлены денежной компенсацией.

В июле 2017 года «Мосгортранс» потребовал от господина Потемкина возместить в общей сложности 1,5 млн руб. 14 ноября иск, поданный в Останкинский суд Москвы, был удовлетворен полностью, сейчас господин Потемкин пытается решение оспорить.

Наибольшие вопросы, говорит представитель Алексея Потемкина в суде Дмитрий Иванов, вызывают сомнения корректности расчета УТС. В ходе экспертизы использовалась методика Минюста, содержащая коэффициенты для разных повреждений и видов восстановительных работ. Коэффициенты суммируются и умножаются на стоимость транспортного средства. В случае с ДТП Алексея Потемкина цена нового трамвая «Витязь-М» (95 млн руб.) умножалась на коэффициент 1,55, таким образом УТС составила 1,46 млн руб. Стоимость трамвая бралась из госконтракта, который заключил в 2016 году «Мосгортранс» с ОАО «Метровагонмаш» на сумму 56,2 млрд руб. Компания обязана поставить 300 трамваев в течение трех лет и обслуживать их в течение 30 лет.

“Ъ” обратился за комментарием в Минюст России. Рекомендации «по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (на основании которых делался расчет УТС) «не содержат методики расчета утраты товарной стоимости трамваев в результате их повреждения, в связи с чем не может использоваться при проведении таких экспертиз и исследований», заявили “Ъ” в ведомстве. «Указанные документы не являются нормативными правовыми актами,— отметили в Минюсте.— При производстве судебной экспертизы эксперт самостоятелен в выборе методов и методик».

Вызывает вопросы и организация движения на 1-м Сельскохозяйственном проезде, отмечает Дмитрий Иванов: выезжая со двора, водители не ожидают, что трамвай может приехать с правой стороны против правил по путям попутного направления, говорит он. В обоих концах проезда (со стороны Сергея Эйзенштейна и Сельскохозяйственной улицы) установлен знак «Движение запрещено», который подразумевает, что эта улица с двусторонним движением.

«Мы думаем обратиться с иском и к Центру организации дорожного движения, поскольку организация движения в Сельскохозяйственном проезде провоцирует аварийные ситуации и противоречит ПДД, заставляя водителей совершать правонарушения, двигаясь по трамвайным линиям»,— говорит господин Иванов.

«Никакой нестандартной организации дорожного движения на 1-м Сельскохозяйственном проезде нет,— заявили “Ъ” в Центре организации дорожного движения.— Водители при выезде из двора обязаны убедиться в безопасности своего маневра». В пресс-службе «Мосгортранса» “Ъ” подтвердили, что предприятие обратилось в суд для возмещения ущерба, для определения суммы которой использовалась независимая экспертиза. «Как правило, ГУП «Мосгортранс» подает заявление о возмещении материального ущерба в страховые компании, которые производят оплату в полном объеме на основании экспертного заключения,— рассказали в предприятии.— С начала 2019 года «Мосгортранс» подал более 80 исковых заявлений на сумму от 2,5 тыс. до 1,5 млн руб.».

Утрату товарной стоимости при авариях с трамваями, судя по всему, в судах взыскивает только столичный «Мосгортранс». Санкт-петербургский «Горэлектротранс» при обращении в суды взыскивает с автовладельцев только средства, затраченные непосредственно на ремонт, рассказали “Ъ” в пресс-службе предприятия. «Также компенсируется вынужденный простой городского наземного электрического транспорта, возникшего в результате ДТП»,— отметили там. Расчет убытков в этом случае происходит в соответствии с рекомендациям комитета по транспорту Санкт-Петербурга. «Горэлектротранс» в 2014—2017 годах подал 362 иска с требованием возмещения убытков в результате простоев на сумму 5,2 млн руб., все они выиграны.

Источник



Чем грозит ДТП с трамваем?

Несколько лет назад в Правила дорожного движения были внесены изменения, согласно которым в случае ДТП водитель обязан освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. В принципе, все логично: зачем создавать огромную пробку, если ДТП можно сфотографировать на смартфон, который есть в кармане у каждого водителя, а потом просто показать гаишникам фотографии.

Но что если ДТП произошло с трамваем? Вы можете убрать машину, чтобы она не мешала проезду. Но вот трамвай убрать никуда не получится. И это значит, что все трамваи, которые идут следом, остановятся, высадят пассажиров и будут ждать, пока участники ДТП оформят документы: объехать-то ДТП они не могут. Хорошо, если никто не пострадал, повреждения небольшие, и участники ДТП не имеют разногласий по поводу того, кто является виновником. В такой ситуации можно заполнить извещения о ДТП (так называемый европротокол) и разъехаться, при этом сообщать в полицию о ДТП вообще не нужно. А вот если разногласия есть, и участникам ДТП пришлось вызвать инспекторов ДПС, все намного хуже.

Читайте также:  Водитель трамвая это машинист

Дожидаться инспекторов, особенно в крупных городах, можно много часов. Чем это грозит водителю автомобиля, попавшего в ДТП? Да тем, что если в результате выяснится, что он является виновником, трамвайное депо потребует с него возместить убытки. Ущерб причиненный трамваю, в пределах 400 000 рублей покроет страховая компания по ОСАГО. Но убытки — это не только ущерб. Это еще и упущенная выгода. Упущенная выгода трамвайного депо заключается в том, что за время простоя оно не получило доходов в виде оплаты проезда, которые могло бы получить, если бы трамваи продолжали двигаться по маршруту. И, что самое главное, упущенная выгода не возмещается по полису ОСАГО. То есть возмещать упущенную выгоду придется виновному водителю из своего кармана.

Как рассчитывается размер упущенной выгоды? Каких-то утвержденных законом методик нет. Однако есть устоявшаяся практика таких расчетов. Трамвайное депо представляет журнал простоев, из которого видно, сколько именно трамваев и в течение какого времени не двигались. Вычисляется среднесуточная выручка одного трамвая за несколько дней до и несколько дней после ДТП, делится на количество часов в смене и получается среднечасовая выручка. Эта выручка умножается на количество часов простоя и количество трамваев, которые стояли — в итоге получается упущенная выгода. Конкретные цифры сильно варьируются в зависимости от города, маршрута, дня недели и времени суток. Как правило, это от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в час. Конечно, подобные расчеты являются предположительными. Никаких гарантий того, что трамвайное депо действительно получило бы рассчитанный доход, если бы ДТП не произошло, нет. Но это особенность любых расчетов упущенной выгоды, и на практике суды подобные требования обычно удовлетворяют в полном объеме.

Итак, что же делать, если вы попали в ДТП с трамваем? Прежде всего, нужно понять, кто виновен в ДТП. Если виновен водитель трамвая, то вам ничего не грозит: просто выполняйте обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения. А вот если в ДТП виноваты вы, то чтобы избежать лишних расходов, имеет смысл как можно быстрее разъехаться, оформив европротокол (разумеется, если закон это позволяет), и не дожидаться инспекторов ГИБДД. Для оформления европротокола нужно, чтобы в ДТП участвовало два транспортных средства, у обоих владельцев которых есть полис ОСАГО, вред причинен только этим двум транспортным средствам (в частности, нет пострадавших), а также между участниками ДТП нет разногласий по обстоятельствам ДТП, характеру и перечню видимых повреждений. При этом максимальный размер возмещения составляет 100 000 рублей.

Что делать, если по закону оформить европротокол нельзя (например, в ДТП участвовало три транспортных средства, или предполагаемый ущерб превышает 100 000 рублей)? Нужно звонить в ГИБДД. Однако инспекторы не обязаны выезжать на место аварии. Они могут предложить зафиксировать ДТП на фотоаппарат и приехать в подразделение ГИБДД для оформления документов. Ваша задача — постараться их убедить поступить именно так: и им никуда ехать не надо, и вам не придется ждать и платить потом за простой трамваев.

Что делать, если европротокол оформить можно, но водитель трамвая отказывается это делать, настаивая на том, чтобы дождаться инспекторов? Такое бывает довольно часто. В этой ситуации нужно настойчиво предложить водителю трамвая оформить европротокол и записать его отказ на видео. Впоследствии если трамвайное депо потребует компенсации упущенной выгоды, можно будет возразить, что причиной тому стали не ваши действия, а отказ водителя трамвая оформить ДТП на месте и разъехаться. Как правило, суды с такими доводами соглашаются и отказывают в иске.

Тут есть одна особенность. Трамвай — это общественный транспорт, достаточно будет хотя бы одному пассажиру удариться (например об поручень или об спинку сидень… Читать ещё

Источник

Трамваи не прощают простоя

Дорожные аварии, повлекшие простой трамваев, выливаются для виновников ДТП в десятки тысяч рублей претензий от Горэлектротранса. С начала 2015 года «попал» 221 водитель Петербурга.

Почти в 5% ДТП в Петербурге останавливается движение трамваев или троллейбусов. Мало кто знает, что Горэлектротранс выставляет счета на десятки тысяч рублей виновникам аварии. С начала 2015 года — уже 221 раз. В том, как избежать претензий за простой электрического транспорта, разбиралась «Фонтанка».

Горэлектротранс оказался единственным пассажирским перевозчиком Петербурга, распространившим практику взыскания денег с виновников ДТП, в результате которых образовался затор в движении трамваев и троллейбусов. По данным ГИБДД, с января по сентябрь 2015 года в городе произошло примерно 5 тыс. дорожных аварий. За этот период Горэлектротранс выставил водителям 221 требование о возмещении упущенной выгоды, сообщили «Фонтанке» на предприятии.

Другими словами, почти 5% ДТП в Петербурге приводят к простою трамваев или троллейбусов. Из 221 претензии только 65 были удовлетворены добровольно. В остальных случаях Горэлектротранс обращался в мировые суды, а также в арбитражный суд, если машина виновника ДТП принадлежит юридическому лицу (например, если речь идет о маршрутке).

Такая политика Горэлектротранса берет свое начало примерно с 2010 – 2011 годов. Вероятно, работники электрического транспорта почерпнули вдохновение у своих московских коллег, которые, в отличие от петербургских, более открыты к общественности. На сайте Мосгортранса есть статистика выставления счетов виновникам ДТП. Ежегодно предприятие выставляет по 2 тыс. претензий и по 500 исковых заявлений на общую сумму 5 – 7 млн рублей.

Читайте также:  2021 год москва трамвай 27

«Пассажиравтотранс», обслуживающий автобусы в Петербурге, считает неэффективной эту практику. «Предприятие обращалось в суд с исками подобного рода, но решений в пользу предприятия принято не было», — сообщили на предприятии. Нет такой практики и в Октябрьской железной дороге, сказали в ОЖД. И у перевозчиков-маршруточников, которые в основном фигурируют в делах Горэлектротранса в качестве ответчиков.

Таинственная математика простоя

А вот Горэлектротранс выигрывает практически все суды. Как видно из текстов решений, час простоя обходится виновнику аварии в суммы в пределах 10 – 30 тыс. рублей. Расчеты этих сумм неоднократно ставятся под сомнение второй стороной спора. В 2014 – 2015 годах, например, в трех инстанциях шел суд о взыскании с «Питеравто» 18,4 тыс. рублей из-за ДТП на углу Маршала Казакова и Маршала Жукова (водитель маршрутки столкнулся с «Тойотой Короллой» и «Опелем Вектра»), повлекшего простой трамваев продолжительностью 1 час 17 минут.

Предприятие тогда включило в компенсацию за простой не только упущенную выгоду от ставшей невозможной продажи билетов, но и расходы на зарплату кондукторам и вагоновожатым. Однако суд не согласился с такой математикой и удовлетворил требования Горэлектротранса лишь в сумме 6,8 тыс. рублей, исходя из расчета: 448,98 рубля (доход одного трамвая от продажи разовых билетов за час, рассчитанный исходя из среднего дохода всех трамваев за месяц) х 13 (количество остановленных трамваев) х 1,17 (время простоя).

Однако указанное ДТП произошло в 2011 году, когда проезд стоил 21 рубль, сейчас он стоит 28 рублей, а с Нового года, скорее всего, подорожает. В Горэлектротрансе спустя почти полторы недели после запроса формулу расчета «Фонтанке» не предоставили. Как и методику расчета убытков, утвержденную приказом директора предприятия № 150 от 14 июня 2011 года, в которой эта формула содержится.

Свежие примеры в судебной практике скрыты от глаз, поскольку рассматриваются в основном в судебных участках мировых судов, однако даже случаи прошлых лет показывают разброс сумм, которые взыскивают с водителей. Например, еще в мае 2009 года автомобиль «Вольво» в Приморском районе снес опору контактной троллейбусной сети, в результате чего убытки Горэлектротранса от невозможности оказывать пассажирские услуги составили 63 тыс. рублей за 2 часа 40 минут простоя. За 1 час 17 минут этот убыток составил бы 30 тыс., то есть в пять раз больше, чем в случае с ДТП на Маршала Жукова.

Как пояснили в Горэлектротрансе расчет в каждом конкретном случае производится в зависимости от множества факторов — ставки кондукторов и вагоновожатых, разновидности маршрута, возможности пустить трамваи по другому маршруту и т. д. В сети «ВКонтакте» можно найти листочек с текстом, который вручается водителям – участникам ДТП. В нем, в частности, приведены успешные примеры взыскания денег в размере 10 – 20 тыс. рублей.

Есть, впрочем, у Горэлектротранса и неудачи. В 2013 году он пытался взыскать с ГУЗ «Сантранс» (скорая медицинская помощь) 28 тыс. рублей за 115-минутный простой трамваев. Машина медиков «Соболь» проехала на красный и столкнулась с «ВАЗ-2105».

Как избежать трамвайных претензий

Для успешного взыскания денег Горэлектротранс должен доказать в суде противоправный характер поведения водителя, на которого возлагается ответственность, его вину в ДТП, а также причинно-следственную связь между его поведением и наступлением убытков. «Указанные условия ответственности должны иметь место одновременно, при отсутствии одного из них гражданско-правовая ответственность не наступает», — пишет суд.

Вину участника ДТП Горэлектротранс доказывает предоставлением справки из ГИБДД, причинно-следственную связь раскрывает путем приведения денежных расчетов, а противоправность поведения водителя черпает из пункта 2.6.1 ПДД, который обязывает участников ДТП (при отсутствии пострадавших) освободить проезжую часть, если авария мешает движению других транспортных средств. Следовательно, чтобы избавить себя от денежных претензий, нужно лишь выполнить этот пункт Правил дорожного движения.

Главной причиной, по которой водители не убирают машины с трамвайных путей, является неумение составить схему ДТП, без которой место аварии покидать нельзя. Корреспондент «Фонтанки», попавший в это положение неделю назад и остановивший движение трамваев, поинтересовался у прибывшего сотрудника ГИБДД, как можно составить схему ДТП без соответствующего опыта. «Государство это не волнует», — сказал он. Отметим, что по телефону «02», судя по практике, не сообщают ни о схеме ДТП, ни об обязанности освободить проезжую часть.

Как составить схему ДТП

В сети об этом много разговоров, но ясного и простого примера нет даже на сайте ГИБДД. Там можно скачать не очень наглядный план действий при аварии, однако лучше всего вдобавок к нему распечатать типовые схемы ДТП, составленные Российским союзом автостраховщиков, в которых собран набор типичных ДТП с примерами схем, а также памятка по заполнению европротокола, который с недавних пор можно оформить, не вызывая сотрудников ГАИ (если столкнулись только две машины, если нет разногласий, если нет пострадавших и ущерб не превышает 40 тыс. рублей).

Если заранее прочитать две памятки Российского союза автостраховщиков, а также распечатать пример схемы ДТП и возить все это с собой, в принципе, проблем с оформлением документов возникнуть не должно. Перед оставлением места аварии нужно также по возможности сфотографировать автомобили, их номера, чтобы было видно их расположение друг к другу и к объектам транспортной инфраструктуры (светофорам, разметке, знакам и т. д.).

Другой вопрос, что делать, если у водителей обнаружились разногласия относительно обстоятельств ДТП. Как сказано на сайте ГИБДД, в таком случае нужно записать данные очевидцев (номера машин водителей, фамилии, адреса и телефоны пешеходов) и позвонить в полицию за консультацией. Сотрудники ГИБДД скажут либо дожидаться их, либо, предварительно зафиксировав место ДТП фотосъемкой, приехать в районный отдел для последующего разбирательства.

Читайте также:  Трамвай 47 до университет

Практика показывает, что, если водители убрали машины с места аварии, Горэлектротранс, пострадавший из-за небольшого простоя, проиграет свой суд. Наглядный тому пример — арбитражное дело А56-14386/2013, в котором с «Сантранса» пытались взыскать 28 тыс. рублей (он приведен выше). Сотрудники ГАИ прибыли на место, когда машины уже отъехали от места ДТП, поэтому в полицейских документах не было отметки о простое общественного транспорта. Кроме того, в материалах было указано, что водители убрали свои машины. Горэлектротранс ссылался на свои акты простоя, но, поскольку они были составлены без участия водителей, их сочли недостаточным доказательством.

Источник

Современные трамваи дорого обходятся водителям

Останкинский суд Москвы обязал столичного водителя Алексея Потемкина выплатить 1,5 млн руб. ГУП «Мосгортранс» за поврежденный в результате аварии трамвай. Большая часть этой суммы — оценка утраты товарной стоимости подвижного состава: непосредственно ремонт стоит чуть более 36 тыс. руб. Для судебного иска «Мосгортранс» заказывал независимую экспертизу, в ходе которой применялась методика Минюста: в формулу закладывалась стоимость нового трамвая — почти 100 млн руб. Методику в подобных случаях применять нельзя, пояснили “Ъ” в Минюсте. Господин Потемкин решение собирается обжаловать.

Инцидент, в который попал Алексей Потемкин, произошел 27 июня 2017 года в Москве на 1-й Сельскохозяйственной улице (недалеко от ВДНХ). Выезжая из двора направо, автомобилист врезался в трамвай модели «Витязь-М», который по какой-то причине ехал во встречном направлении. «Там справа и слева припаркованы машины, растут густые деревья. Я и не ожидал, что трамвай может с той стороны выехать»,— рассказал “Ъ” господин Потемкин.

ГИБДД признала водителя нарушившим ПДД. Полиса ОСАГО у господина Потемкина не было, в связи с этим «Мосгортранс» решил возместить ущерб в суде, заказав независимую экспертизу у ООО «Экспертфининвест». Согласно заключению, стоимость восстановительного ремонта трамвая составила 36,6 тыс. руб. (повреждены левая стойка, передняя облицовка, облицовка левой фары). Еще в 1,46 млн руб. была оценена утрата товарной стоимости (УТС).

УТС, согласно постановлению пленума ВС 2017 года, представляет собой ухудшение товарного вида транспортного средства и его качеств в результате «снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий». УТС нарушает права владельца транспортного средства, которые могут быть восстановлены денежной компенсацией.

В июле 2017 года «Мосгортранс» потребовал от господина Потемкина возместить в общей сложности 1,5 млн руб. 14 ноября иск, поданный в Останкинский суд Москвы, был удовлетворен полностью, сейчас господин Потемкин пытается решение оспорить.

Наибольшие вопросы, говорит представитель Алексея Потемкина в суде Дмитрий Иванов, вызывают сомнения корректности расчета УТС. В ходе экспертизы использовалась методика Минюста, содержащая коэффициенты для разных повреждений и видов восстановительных работ. Коэффициенты суммируются и умножаются на стоимость транспортного средства. В случае с ДТП Алексея Потемкина цена нового трамвая «Витязь-М» (95 млн руб.) умножалась на коэффициент 1,55, таким образом УТС составила 1,46 млн руб. Стоимость трамвая бралась из госконтракта, который заключил в 2016 году «Мосгортранс» с ОАО «Метровагонмаш» на сумму 56,2 млрд руб. Компания обязана поставить 300 трамваев в течение трех лет и обслуживать их в течение 30 лет.

“Ъ” обратился за комментарием в Минюст России. Рекомендации «по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (на основании которых делался расчет УТС) «не содержат методики расчета утраты товарной стоимости трамваев в результате их повреждения, в связи с чем не может использоваться при проведении таких экспертиз и исследований», заявили “Ъ” в ведомстве. «Указанные документы не являются нормативными правовыми актами,— отметили в Минюсте.— При производстве судебной экспертизы эксперт самостоятелен в выборе методов и методик».

Вызывает вопросы и организация движения на 1-м Сельскохозяйственном проезде, отмечает Дмитрий Иванов: выезжая со двора, водители не ожидают, что трамвай может приехать с правой стороны против правил по путям попутного направления, говорит он. В обоих концах проезда (со стороны Сергея Эйзенштейна и Сельскохозяйственной улицы) установлен знак «Движение запрещено», который подразумевает, что эта улица с двусторонним движением.

«Мы думаем обратиться с иском и к Центру организации дорожного движения, поскольку организация движения в Сельскохозяйственном проезде провоцирует аварийные ситуации и противоречит ПДД, заставляя водителей совершать правонарушения, двигаясь по трамвайным линиям»,— говорит господин Иванов.

«Никакой нестандартной организации дорожного движения на 1-м Сельскохозяйственном проезде нет,— заявили “Ъ” в Центре организации дорожного движения.— Водители при выезде из двора обязаны убедиться в безопасности своего маневра». В пресс-службе «Мосгортранса» “Ъ” подтвердили, что предприятие обратилось в суд для возмещения ущерба, для определения суммы которой использовалась независимая экспертиза. «Как правило, ГУП «Мосгортранс» подает заявление о возмещении материального ущерба в страховые компании, которые производят оплату в полном объеме на основании экспертного заключения,— рассказали в предприятии.— С начала 2019 года «Мосгортранс» подал более 80 исковых заявлений на сумму от 2,5 тыс. до 1,5 млн руб.».

Утрату товарной стоимости при авариях с трамваями, судя по всему, в судах взыскивает только столичный «Мосгортранс». Санкт-петербургский «Горэлектротранс» при обращении в суды взыскивает с автовладельцев только средства, затраченные непосредственно на ремонт, рассказали “Ъ” в пресс-службе предприятия. «Также компенсируется вынужденный простой городского наземного электрического транспорта, возникшего в результате ДТП»,— отметили там. Расчет убытков в этом случае происходит в соответствии с рекомендациям комитета по транспорту Санкт-Петербурга. «Горэлектротранс» в 2014—2017 годах подал 362 иска с требованием возмещения убытков в результате простоев на сумму 5,2 млн руб., все они выиграны.

Источник

Сколько стоит час простоя трамвая при дтп