Томский трамвай 1996 года

Томский и Новосибирский трамвай.

Трамвай в Томске очень важный и востребованный вид транспорта, даже несмотря на тотальное засилье ПАЗиков.
Трамвайная сеть хорошо связывает северную и южную часть города, а также с вокзалом Томск I. При этом пути проложены как правило не по самым центральным, а по второстепенным улицам.
Впервые о трамвае в Томске заговорили в начале XX века, когда он стал одним из крупнейших российских городов за Уралом. Но вопрос решен не был и вновь вернулись к нему только после войны, которая кстати дала мощный толчок в развитии города, который в 20-30-е годы стал заметно отставать от новых городов Сибири.
Трамвай открыли в 1949 году. Максимальное развитие трамвайная сеть получила в середине 60-х годов, но все равно оставалась сравнительно небольшой по сравнению с другими городами РСФСР.
Первый раз раз трамвайную систему сократили в 1973 году, второй в 2011 году. Но это не повлияло радикально на размеры сети.
В настоящее время город эксплуатирует 50 вагонов Усть-Катавского производства, на пяти маршрутах. Из них только 14 штук относительно новые (нулевых годов постройки, из них 5 штук из Москвы). Остальные постройки 80-90-х годов (26 вагонов вообще еще советские).
В этом году москвичи обещают Томску ещё 10 БУшных вагонов марки 71-608 (КТМ-19).

Общая картина по трамваям выглядит примерно так:
КТМ-5М3 — 26 единиц;
71-608К (КТМ-8)— 3 единицы:
71-608КМ (КТМ-8) — 7 единиц;
71-619КТ (КТМ-19) — 14 единиц.

Протяженность линий — 45 километров. Стоимость проезда — 21 рубль.
Из того, что я увидел, можно сделать вывод, что трамвайная система города нуждается в основательной реконструкции и закупке нового подвижного состава.
Трамвай очень трогательно вписывается в пейзажи этого сибирского русского города. И было бы очень жаль его потерять.
Люблю я этот старый и чисто городской вид транспорта.

1. Вагон КТМ-19. Похож на бывший московский.

2. Трамвай на улице Советской.
А вообще, Томск, в самой центральной части, можно назвать городом контрастов. Достаточно отойти 100 метров от шикарного центрального проспекта в сторону, как попадаешь в иной мир, особенно по части благоустройства. И трамвай как раз и ходит по вот таким улочкам.
В большинстве других районах города такого резкого перепада к счастью нет.

Источник

Исторический момент: томские трамваи

Исторический момент: томские трамваи

6 ноября 1941 года в Томск эвакуирован из Москвы Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, который разместился по улице Советской, 45.

6 ноября 1948 года в Томске состоялся первый пробный рейс трамвая от депо на улице Енисейской до площади Батенькова.

Как сообщается на сайте «Товики», трамвайная система в Томске начала работать 25 апреля, по другим данным 1 мая, 1949 года. Первыми поездами были КТМ/КТП-1. Протяженность линий составляет 45,1 километра. В настоящее время в городе действуют четыре маршрута, на которых работает 45 вагонов трамвая. Из них четыре — были получены в 2007 году, десять — в 2008 году. В основном трамваи модели КТМ-5, десять КТМ-8: три 71-608К и семь 71-608КМ и четырнадцать КТМ-19.

КТМ/КТП-1
КТМ/КТП-1

Эксплуатирует трамвай городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление». Все вагоны обслуживает один трамвайный парк, на территории которого располагаются два здания депо, административные и технические службы, большая открытая площадка стоянки трамвайных поездов.

Далее использована информация из книги А.Я. Яковлева «Рассказы о Томском электротранспорте».

Работы по прокладке путей первой очереди Томского трамвая велись в 1947-48 годах. Общая протяженность одноколейного пути составляла 5,2 километра, из них 4,8 километра пассажирского маршрута и 0,4 километра подъездных путей к депо. На линии было четыре разъезда: около Городского сада, электролампового завода, на пересечении проспекта Кирова с улицами Красноармейской и Тверской. В ноябре 1948 года была сформирована приемная комиссия, и 6 ноября был проведен первый пробный рейс. После устранения недоделок, 25 апреля 1949 года состоялась обкатка новых вагонов по маршруту.

Читайте также:  Когда пустят трамваи 6

Торжественное открытие первого маршрута Томского трамвая состоялось 1 мая 1949 года.

Маршрут № 1: «Вокзал Томск-1» — площадь Батенькова.

Прокладка путей второй очереди осуществлялась в 1950-56 годах. К 1 сентября 1951 года была сдан в эксплуатацию участок от площади Батенькова до улицы Дальне-Ключевской протяженностью 2,45 километра в одноколейном варианте с разъездами у переулков Кооперативного и Красного.

1 сентября 1951. Маршрут № 1: «Вокзал Томск-1» — улица Дальне-Ключевская.

До лета 1953 года пути эксплуатировались совместно с составами городской железнодорожной ветки, доставлявшими уголь для ГРЭС-1. После постройки вторых путей от площади Батенькова до улицы Дальне-Ключевской движение железнодорожных составов на этом участке было прекращено. К ноябрю 1953 года второй путь был уложен от пл. Кирова до вокзала «Томск-1».

Отдельные участки вторых путей от площади Батенькова до вокзала «Томск-1» вводились в строй в 1949, 1953-1955 годах. Однопутный участок на площади Кирова был ликвидирован к 1 сентября 1960 года.

В 1956 году началась прокладка путей на участке улица Дальне-Ключевская — вокзал «Томск-2» длиной 3,25 километра.

Строительство путей третьей очереди началось в июне 1958 года. 12 декабря 1958 года был введен в строй участок от улицы Дальне-Ключевской до Черемошников длиной 3,2 километра.

Трамвайные пути четвертой очереди строились в 1962-63 годах. Первый участок — от улицы Советской по переулка Плеханова, улиц Лебедева, Колхозной, Салтыкова-Щедрина, переулкам Трамвайному и Фруктовому, длина 3,8 километра. Разворотное кольцо на конечной «Восточная» было построено в 1967 году. Второй участок — от проспекта Кирова по проспекту Комсомольскому до улицы Лебедева, длина 1,2 километра.

Трамвайная линия на перекрестке проспекта Комсомольского и улицы Лебедева
Трамвайная линия на перекрестке проспекта Комсомольского и улицы Лебедева

Прокладка путей пятой очереди производилась летом 1964 года от вокзала «Томск-1» по улице Нахимова до Лагерного сада, длина 2,45 километра. 9 августа по новому участку пути прошел первый трамвай.

К осени 1966 года была закончена прокладка путей четвертой очереди Томского трамвая — от Лагерного сада по улице Советской до проспекта Кирова (до трамвая это была ж/д ветка от Южной до ТЭЛЗ, так что объем работ сравнительно небольшой) и по улице Красноармейской до разворотного кольца на площади Южной. В следующем году было построено разворотное кольцо на конечной «Восточная».

Линия от Южной до Лагерного по улице Нахимова и далее по улице Советской от Лагерного до проспекта Кирова была разобрана в 1973 году из-за увеличения транспортного потока по улице Нахимова после строительства первого моста через Томь. Маршрут №4 упразднен.

В 1981 году вновь открыт маршрут № 4: Южная — проспект Кирова — Восточная.

В 1996 году открыт маршрут № 5: Южная — проспект Кирова — Киевская — Дальне-Ключевская. В 2003-2004 годах маршрут продлен до конечной «Черемошники». В 2008 из-за нехватки вагонов законсервирован. Но может быть восстановлен после покупки достаточного количества вагонов, а также в случае ремонта путей на Советской или Кирова.

Трамвайное кольцо на площади Южной
Трамвайное кольцо на площади Южной

Летом 2007 года была проведена реконструкция улицы Розы Люксембург и переулка Пионерского, в частности трамвайных путей. При этом впервые в истории томского трамвая, между рельсами нет стыков — они заварены алюминиево-термитной сваркой, что позволит значительно улучшить комфортность поездок и уменьшить износ трамвайных вагонов.

Участок трамвайной сети от Томска-2 до Кинотеатра «Родина», по которому проходил маршрут № 2, был закрыт с 25 мая 2011 года в связи со строительством двухуровневой развязки на четвертой поликлинике и необходимостью расширения улицы Пушкина. Линия разобрана по улице Пушкина от улицы Дальне-Ключевской до четвертой поликлиники и на улице Железнодорожной. Восстановление линии не было предусмотрено проектом строительства развязки.

Традиционная окраска старых томских трамваев — красный низ и белый верх (71-605). Исключения: фиолетовый и желтый (305), бордовый и розовый (279, 287). Белый с зеленой полосой, желтый с синей полосой, розовый с бордовой полосой — варианты окраски вагонов семейства 71-608. Вагоны семейства 71-619 пока ходят в заводской окраске. С весны 2008 года трамваи стали обклеивать рекламой. Ранее реклама на томские трамваи наносилась редко или вообще не наносилась. Считалось, что ребристая поверхность не позволяет использовать самоклеящуюся пленку, а улицы, по которым ходят трамваи, недостаточно многолюдны.

Читайте также:  Трамвай 37 все остановки

Вагоны, поступившие в 2008 году, были оклеены социальной рекламой программы «Возрождение муниципального транспорта» — аналога кузбасской губернаторской программы. В 2009 году были оклеены надписи «Томскому трамваю — 60 лет». Рекламой оклеиваются всего семь вагонов диапазона 314-320. У вагонов 310-313 неудовлетворительное для рекламы состояние кузова. 71-605 иногда разрисовывают с помощью граффити, но реклама на них социальная.

В Новосибирске, Барнауле и Кемерово водители трамваев всегда открывают все двери в вагоне. В Томске обычно на КТМ-5 открывают двери первую-вторую, а если одна из них неисправна, то первую-третью или вторую-третью. Причем две двери открывают даже в часы пик, когда посадка и высадка могут занимать до минуты. В трамваях 71-608 (со сдивижными дверями) обычно пользуются выходами второй-третий, первая дверь используются, когда одна из основных дверей неисправна или в часы-пик, когда нужно ускорить посадку. В трамваях 71-619 ситуация аналогичная, но вместо первой иногда открывают четвертую дверь. Все четыре двери открываются крайне редко.

Осуществляется при исправном автоинформаторе, в основном на новых вагонах. Устное объявление остановок не является обязательным и осуществляется кондуктором или водителем по личной инициативе, причем не всегда регулярно.

В апреле в Томске открыли памятник трамваю. Он посвящен 65-летнему юбилею с момента начала трамвайного движения в Томске.

Памятник представляет из себя трамвай модели КТМ-1, установленный на постаменте. «Этот вагон 1950 года выпуска, долгие годы работавший на благо Томска. Для нас он прежде всего символ прошедших 65 лет бесперебойной работы городского электротранспорта», — отметил генеральный директор «ТТУ» Григорий Шульгин.

Источник

Томские трамваи всех маршрутов возобновят работу в воскресенье

ТОМСК, 14 авг – РИА Томск. Специалисты в субботу запустили в тестовом режиме трамваи №№1, 3, 4, 5 в Томске после ремонта путей на проспекте Комсомольском и не выявили замечаний; в воскресенье по маршрутам будут курсировать уже 30 трамваев, а полностью движение планируют восстановить на следующей неделе, сообщается в субботу в телеграм-канале мэрии.

Ранее сообщалось, что ремонт трамвайных путей на участке проспекта Комсомольского между проспектом Фрунзе и улицей Лебедева начался 15 июня, в связи с чем прекратили ходить трамваи №№1, 4 и 5, затем с 18 июля трамвай №5 возобновил движение, но перестала курсировать «тройка». Ремонт планировалось завершить к 1 августа, по подрядчик нарушил сроки. Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) планировало привлечь подрядчика к ответственности.

По информации телеграм-канала, ремонт трамвайных путей на проспекте Комсомольском (от проспекта Фрунзе до улицы Лебедева) завершен. На данный момент «Горсети» заканчивают работы на контактной сети.

«Сегодня (в субботу) в Томске в тестовом режиме запустили движение трамваев №№1, 3, 4 и 5 по прежним направлениям… По результатам тестового запуска трамваев замечаний по состоянию отремонтированного полотна специалисты не выявили», – говорится в сообщении.

Добавляется, что на воскресенье запланировано пробное восстановление движения по всем привычным маршрутам трамвая: на линию выйдут 30 единиц. Если в течение дня замечаний не будет, со следующей недели трамваи начнут ходить по обычному расписанию.

Источник

Томский трамвай 1996 года

Трамвайные катастрофы в нашей стране

Более чем вековая история трамвая в нашей стране насчитывает немало трагических страниц. О некоторых наиболее известных катастрофах и происшествиях предлагаю вспомнить в данном историческом обзоре.

Саратов. 5 октября 1908 года.
Авария самого первого Саратовского электрического трамвая. Первыми пассажирами были: городской глава, члены управы, гласные Думы. Вагон потерял управление из-за технической неисправности. Все отделались легким испугом.

Смоленск. Август 1910 год

Ещё одна из первых аварий на линиях электрического трамвая в нашей стране (тогда ещё Российской Империи).

Читайте также:  Режим работы трамвай 36

Ленинград, 1927 год.

Авария вагона №1334 при спуске с Литейного моста, на углу улицы Комсомола.

Ленинград. 1928 год.

Столкновение поезда и трамвая в Ленинграде. 1 декабря 1930 года.

В последствии по делу о катастрофе было арестовано 10 человек, включая сторожей, вагоновожатого и диспетчера.

Пермь. 1941 год.

Киев. 1949 год.
Одиночный трамвайный двухосный вагон №901, гордость киевских трамвайщиков, в котором ехало более 90 пассажиров сошел с рельсов на спуске (улица Льва Толстого), стал поперек и покатился, переворачиваясь через себя. Погибли все, кроме девочки 9 лет, 80-летней старушки (они не получили никаких повреждений) и водителя.

Иркутск. 1 мая 1953 года
При продлении маршрута № 1 до Студгородка, в день открытия линии, 1 мая 1953 года, произошёл отказ тормозов трамвайного вагона. При этом трамвай не вписался в поворот (перекресток ул. Пушкина (Пушкинской) и ул. Терешковой (Кругобайкальской)), сошёл с рельс, перевернулся и ударился о каменную стену напротив. После этого около 50 метров его проволокло вниз. Очевидцы добавляют, что опрокинувшийся трамвай передавил людей, собравшихся на остановке. Сильно пострадали и те, кто был в салоне. Официально об аварии, количестве жертв и пострадавших не сообщалось.
В рамках проведенного расследования техническая экспертиза дала заключение: авария произошла из-за обрыва тормозной тяги.

Киев, «Куреневская трагедия». 13 марта 1961 года.

Львов. 10 января 1972 года.
Является самой крупной в истории львовского трамвая аварией. Переполненый вагон маршрута №6 спускался с крутого спуска на ул. Городоцкой. Посреди этого спуска водитель заснула и трамвай стал неупраляем. Несмотря на то, что пассажиры нажимали на кнопку аварийной остановки, рельсовые тормоза не сработали. К концу спуска трамвай набрал очень большую скорость, достигнув перекрестка улиц Городоцкой и Шевченка на стрелке сошел с рельсов и протаранил толпу людей, ожидавших трамвая на остановке-островке посреди проезжей части. Двигаясь по инерции вагон врезался в здание школы №43
Общее число погибших составило 26 человек. Количество пострадавших — не известно
Советская пресса замолчала жуткое происшествие. После аварии все остановки-островки были ликвидированы, а скорость вагонов на спусках была ограничена.

Москва. Симоновский вал. Примерно 1979-1980 годы.

Челябинск. 22 декабря 1980 года.

Ташкент. Авария с участием вагона РВЗ-6. 1985 год.
На полном ходу вагон РВЗ-6 № 1215 заскочил на стрелку и ударил в лоб Татра Т-3 №2505.
Пострадало 43 человека, оба водителя остались живы. Водитель РВЗ-6 был осужден на 4 года за халатность.

Источник

Томский трамвай 1996 года

397167

12

До 60-х годов, пока в городе не запустили троллейбус, трамвай был главным видом общественного транспорта. А в суровые сибирские морозы, когда работоспособность городских автобусов резко падала, томичи, нередко теряя шапки и валенки, набивались в переполненные трамвайные вагоны.

13 Олег Асратян

6_2

6_3

На смену КТМ-1/КТП-1 в 1958 году пришла новая кировская модель — КТМ/КТП-2. Она уже была другого качества — в вагонах появилась вентиляция, отопление, а жесткие скамейки сменили мягкие сидения.

6_1

Трамвайный вагон КТП-2 на ул. Красноармейской

6_11

6_12

6_15

Выгоревший вагон КТМ-5 М

6.16

_MG_1360

Всего было выпущено два опытных вагона (модель 71–616), которые представили московской публике в 1995 году. Они имели массу нововведений: новый привод дверей (как в туристических автобусах) новая ходовая часть, кондиционер. Однако наличие большого числа новшеств породило главный недостаток этой модели — цену, которая оказалась неподъемной даже для Москвы. Позже этот проект переработали, упростили и стали собирать вагоны только из отечественных комплектующих.

6_7

Поезд из вагонов КТМ-1/КТП-1 на разворотном кольце у вокзала Томск-I
.

6_6

6_13

02

— Шум от трамвая возникает из-за плохого состояния пути. Если вагон «болтается», значит, один рельс просел, а другой нет, или, напротив, дугой выгнулся. А вагоны могут и старые работать, правда, надо, чтобы они регулярно проходили ремонт.

Но и новые вагоны, конечно, тоже не помешают: ведь когда-то в городе их было 157!

Источник

Томский трамвай 1996 года