Трамвай российского производства новый

№4 (июль-август 2021)

Отечественные производители трамваев пока немного отстают от мировых тенденций, но постепенно наверстывают упущенное, отчасти с помощью иностранных коллег по цеху. Какие же современные модели предлагают российским транспортным компаниям и пассажирам наши и зарубежные разработчики?

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Российский рынок сейчас фактически закрыт для иностранных производителей рельсового подвижного состава: муниципальные компании (а большинство отечественных трамвайно-троллейбусных управлений принадлежат городским властям) обязаны закупать исключительно технику, выпущенную в рамках Таможенного союза (ЕАЭС). Поэтому зарубежные компании, заинтересованные в нашем рынке, идут путем создания совместных предприятий. Такие схемы уже работают в производстве железнодорожной техники (электропоезда «Ласточка», они же Siemens Desiro Rus, выпускают в Верхней Пышме под Екатеринбургом). Но применение их для трамвайного транспорта ограничено низким спросом: у подавляющего большинства российских муниципалитетов нет средств на закупку современных вагонов. Поэтому на нашем рынке представлены в основном отечественные производители, способные предложить более дешевые трамваи, оптимизированные для работы на российских линиях.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Поскольку рельсовая техника стоит очень дорого (по сравнению с пассажирским автотранспортом), в мире распространена практика ее приобретения в рамках контрактов жизненного цикла (КЖЦ): транспортные предприятия покупают вагоны в рассрочку вместе с сервисным обеспечением на весь срок службы подвижного состава. Фактически в таком случае компании-операторы платят за километраж пробега техники, обслуживаемой заводом-изготовителем. Из-за нестабильной экономической ситуации и уже упомянутого отсутствия средств на обновление парка подобные схемы пока только начинают получать распространение в России (к примеру, по КЖЦ закупаются новые вагоны метро для Москвы), но только с их вводом города смогут получать современные технологичные вагоны. При обычных закупках, когда точкой отсчета является не километр пробега, а стоимость единицы техники, наиболее «выгодными» для муниципалитетов были и остаются стандартные 15-метровые одиночные вагоны.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Прежде чем мы перейдем к рассказу о представленных на российском рынке трамваях, нужно сказать, что их оборудование обладает высокой унификацией. Все они комплектуются современными транзисторными системами управления и мощными асинхронными электродвигателями, практически не требующими обслуживания. Уже не считается чем-то необычным и такое новшество, как CAN-шина, – для большинства сочлененных трамваев она применяется по умолчанию. Системы климат-контроля, спутниковой навигации, видеонаблюдения и адресного открытия дверей также перешли из списка новых функций в обязательные пункты технических заданий. Фактически современные сочлененные вагоны отличаются друг от друга вместимостью, компоновкой (количество секций и их расположение относительно ходовой части), внешним видом, интерьером салона, качеством инженерной проработки и некоторыми оригинальными техническими решениями. Именно на этих особенностях трамваев мы и решили сделать акцент.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Эра «Витязя»

В 1970–1980-е годы в столицу СССР поставлялись исключительно чехословацкие вагоны Tatra T3. Они сформировали облик московского трамвая, который актуален до сих пор: надежные чешские «Татры», прошедшие модернизацию, по сей день работают на городских маршрутах. Изменения политической и экономической ситуации в 1990-х заставили перейти на отечественную продукцию.

Источник



Инновационный трамвай УВЗ — R1 — отдали в музей, так и не выпустив его в производство

«Уралтрансмаш» (входит в корпорацию УВЗ) отдал инновационный трамвай R1 «Russia One», который компания представила на выставке «Иннопром» в 2014 году, в экспозицию Музея транспорта Москвы. Как уточняют в пресс-службе разработчика трамвая-«айфона», в коллекции музея экспонат пробудет 20 лет. В серийное производство машина так и не попала.

Читайте также:  Трамвай уралмаш парк маяковского

Трамвай произведен в единственном экземпляре специально для выставки. В 2014 году он был с помпой презентован на «Иннопроме», о нем писал в том числе известный блогер Илья Варламов. R1 получил высокие отзывы ведущих мировых промышленных дизайнеров, в том числе высказались Марат Гунак (Mercedes), Крис Бенгл (BMW), Карим Рашид, Росс Лавгроув (Apple, Sony). За машиной закрепилось название «айфон на колесах».

Трамвай на «Иннопроме»Трамвай на «Иннопроме» Znak.com

Но, несмотря на то что дизайн и технические характеристики были впечатляющими, R1 так и не был выпущен в производство. В 2017 году «Ростех» окончательно заявил, что трамвай никогда не выйдет на рынок, так как для него нет ходовой части, кроме того, R1 оказался слабо пригоден для ремонта — неизвестно кто будет производить запчасти для него.

«Инновационные идеи и решения, реализованные в нем, конструкторы и инженеры Уралтрансмаша воплотили в других моделях. В том числе модель 71-415 — полностью низкопольный четырехосный скоростной вагон, который прошел все эксплуатационные испытания и выпускается серийно», — объяснили в «Уралтрансмаше».

Погрузка трамвая для переезда в МосквуПогрузка трамвая для переезда в Москву «Уралтрансмаш»

Глава УВЗ: футуристичный трамвай R1, презентованный предприятием в 2014 году, небезопасен

В 2019 году трамвай и вовсе был признан небезопасным: по словам гендиректора «Уралвагонзавода» Александра Потапова, скошенная в обратную сторону передняя часть трамвая может быть очень опасна для пешеходов, если вдруг он столкнется с человеком.

После этого об R1 почти никто ничего не слышал, пока екатеринбуржцы не нашли его в одной из местных промзон.

Источник

Сколько стоят трамваи в России: цены, заводы-производители

Сколько стоят трамваи в России: цены, заводы-производители

Первый трамвай, напомним, появился в России еще в 1899 году. Но этот вид транспорта популярен и сейчас: выбирая между маршруткой и трамваем, я лично выберу всегда последний. Во-первых, он менее вреден для окружающей среды. Во-вторых, пассажирам в нем удобнее: много места, комфортное движение, в пробках стоит редко.

Но востребованность этого вида транспорта в городах зависит от состояния рельс и самих вагонов. Мы собрали информацию по закупкам трамваев в разных городах России.

Казань

Осенью прошлого года Казань приобрела три односекционных трамвая общей стоимостью 135 миллионов рублей.

– Новые вагоны были приобретены для улучшения транспортного обслуживания населения. Основными преимуществами являются пониженный уровень шума, маневренность и просторный салон, – сообщили в комитете по транспорту Казани.

Информационные порталы Казани приводят данные за 2019 год: было закуплено 18 трамвайных вагонов и 15 троллейбусов. Все трамваи были закуплены у предприятия «УралТрансМаш» из Свердловской области.

Краснодар

РБК Краснодар сообщает, что в 2019–2021 году столице Кубани ежегодно будут выделять по миллиарду рублей. На эти средства планируют приобрести 98 трамвайных вагонов.

Читайте также:  30 трамвай изменение маршрута

В 2019 году Усть-Катавский вагоностроительный завод уже поставил в Краснодар 35 новых трамваев, три из них трехсекционные. Также в этом городе планируют закупить 56 трамваев в 2020–2021 годах, торги на такие поставки уже объявлены.

Москва

В 2016 году столица заключила договор с «Трансмашхолдинг». Этот контракт включает в себя поставку и обслуживание 300 новых трамваев «Витязь-М». Сумма проекта – 56, 12 миллиарда рублей.

В 2019 году в Москву привезли 84 новых вагона, производили их на базе Тверского вогоностроительного завода.

Отметим, сейчас в России трамваи производят Усть-Катавский вагоностроительный завод, «УралТрансМаш», Тверской вогоностроительный завод и Невский завод электрического транспорта. Поэтому выбор у закупщиков не очень большой, ведь за границей приобретать трамваи нельзя.

– Российские производители трамваев в значительной степени защищены от конкуренции со стороны иностранных производителей. Согласно федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», начиная с 01 января 2015 года запрещены поставки трамвайных вагонов из иностранных государств, за исключением произведенных в странах ЕАЭС (прим. ред: в ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), – сообщает РБК в своем исследовании «Анализ рынка трамваев в России в 2014–2018 гг, прогноз на 2019–2023 гг».

Санкт-Петербург

По сравнению с Москвой северная столица закупила в 2019 году мало новых трамваев – всего 28. Все они произведены на базе Невского завода электрического транспорта. На новые трехсекционные низкопольные трамваи с камерами видеонаблюдения было выделены более двух миллиардов рублей.

Новосибирск

А вот Новосибирск новые трамваи в 2019 году не закупал. Власти города решили на выделенные средства модернизировать старые трамваи: 10 вагонов модернизировали за 185 миллионов рублей.

Но при этом трамвайный парк расширился: Москва подарила 20 трамваев модели «Добро».

Челябинск

В 2019 году губернатор Челябинской области Алексей Текслер побывал на Усть-Катавском вагоностроительном заводе и запланировал приобрести 25 новых трамваев в ближайшее время. Осенью того же года в Челябинск на тестирование привезли новый трамвай из Усть-Катава. Но вагон не прошел тестирование: из-за частых поломок его отправили обратно.

В конце декабря в Челябинск приехал еще один новый вагон. На этот раз низкопольный трамвай был изготовлен на «УралТрансМаше». Трамвай из Екатеринбурга оказался выносливее своего товарища из Усть-Катава. Но и его пока не выкупили.

Есть и в Челябинске и другая проблема – за последние несколько недель трамваи часто сходили с рельс в разных частях города. Да и просто ездить по стыкам старых рельс не очень комфортно. Но есть и хорошая новость: в 2020 году власти Челябинска планируют потратить 893 миллиона 680 тысяч рублей на укладку новых рельс на 11 участках, которые признаны аварийными.

Трамвай – один из самых экологичных видов транспорта. Развитие его позволит частично разгрузить дороги и улучшить уровень передвижения по городам.

Читайте также:  Самара трамвай 21 маршрут остановки

Источник

Современные трамваи для российских городов

№4 (июль-август 2021)

Отечественные производители трамваев пока немного отстают от мировых тенденций, но постепенно наверстывают упущенное, отчасти с помощью иностранных коллег по цеху. Какие же современные модели предлагают российским транспортным компаниям и пассажирам наши и зарубежные разработчики?

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Российский рынок сейчас фактически закрыт для иностранных производителей рельсового подвижного состава: муниципальные компании (а большинство отечественных трамвайно-троллейбусных управлений принадлежат городским властям) обязаны закупать исключительно технику, выпущенную в рамках Таможенного союза (ЕАЭС). Поэтому зарубежные компании, заинтересованные в нашем рынке, идут путем создания совместных предприятий. Такие схемы уже работают в производстве железнодорожной техники (электропоезда «Ласточка», они же Siemens Desiro Rus, выпускают в Верхней Пышме под Екатеринбургом). Но применение их для трамвайного транспорта ограничено низким спросом: у подавляющего большинства российских муниципалитетов нет средств на закупку современных вагонов. Поэтому на нашем рынке представлены в основном отечественные производители, способные предложить более дешевые трамваи, оптимизированные для работы на российских линиях.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Поскольку рельсовая техника стоит очень дорого (по сравнению с пассажирским автотранспортом), в мире распространена практика ее приобретения в рамках контрактов жизненного цикла (КЖЦ): транспортные предприятия покупают вагоны в рассрочку вместе с сервисным обеспечением на весь срок службы подвижного состава. Фактически в таком случае компании-операторы платят за километраж пробега техники, обслуживаемой заводом-изготовителем. Из-за нестабильной экономической ситуации и уже упомянутого отсутствия средств на обновление парка подобные схемы пока только начинают получать распространение в России (к примеру, по КЖЦ закупаются новые вагоны метро для Москвы), но только с их вводом города смогут получать современные технологичные вагоны. При обычных закупках, когда точкой отсчета является не километр пробега, а стоимость единицы техники, наиболее «выгодными» для муниципалитетов были и остаются стандартные 15-метровые одиночные вагоны.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Прежде чем мы перейдем к рассказу о представленных на российском рынке трамваях, нужно сказать, что их оборудование обладает высокой унификацией. Все они комплектуются современными транзисторными системами управления и мощными асинхронными электродвигателями, практически не требующими обслуживания. Уже не считается чем-то необычным и такое новшество, как CAN-шина, – для большинства сочлененных трамваев она применяется по умолчанию. Системы климат-контроля, спутниковой навигации, видеонаблюдения и адресного открытия дверей также перешли из списка новых функций в обязательные пункты технических заданий. Фактически современные сочлененные вагоны отличаются друг от друга вместимостью, компоновкой (количество секций и их расположение относительно ходовой части), внешним видом, интерьером салона, качеством инженерной проработки и некоторыми оригинальными техническими решениями. Именно на этих особенностях трамваев мы и решили сделать акцент.

Трамвай, производство трамваев, выпуск трамваев, российский трамвай, Электротранспорт, электрический транспорт

Эра «Витязя»

В 1970–1980-е годы в столицу СССР поставлялись исключительно чехословацкие вагоны Tatra T3. Они сформировали облик московского трамвая, который актуален до сих пор: надежные чешские «Татры», прошедшие модернизацию, по сей день работают на городских маршрутах. Изменения политической и экономической ситуации в 1990-х заставили перейти на отечественную продукцию.

Источник

Трамвай российского производства новый