Троллейбус саратов подвижного состава

Краткая история саратовского транспорта. Часть 4. Троллейбусы и возвращение маршруток

Именно тогда в Саратове появляется новый вид общественного транспорта – троллейбус. В Москве и Ленинграде он появился ещё до войны. В 1951 году троллейбусы начинают производить в Энгельсе, и уже в следующем году «рогатый автобус» приходит в областной центр.

Открытие троллейбуса приурочили к 35-летию со дня Октябрьской революции. 6 ноября 1952 года на первый троллейбусный маршрут «Вокзал – площадь Революции» вышло пять троллейбусов марки МТБ-82Д.

Далее троллейбусные линии активно строятся по всему городу. Троллейбус поначалу воспринимался современной заменой трамвайному движению, так как был более мобилен: мог объехать препятствия, будучи не привязанным к рельсам. Да и рельсы мешались появлявшемуся в больших количествах автомобильному транспорту. Поэтому первые троллейбусные линии в городе заменяли уже существующие трамвайные линии.

Троллейбус №1 был продлён до Волги, заменив трамвай 14 маршрута (Вокзал – Волга, по Ленинской (ныне — Московской) улице).

Троллейбус №2 – замена трамвая 6 маршрута (Вокзал – Волга, по проспекту Кирова).

Троллейбус №3 – замена трамвайного маршрута №11, который ходил тогда до станции Саратов-2 и трамвая №8, который ходил до района 1-ой горбольницы.

Троллейбус №4 – замена трамвайного маршрута №3 (Музейная площадь – площадь Орджоникидзе).

Однако позже эта тенденция пошла на спад, так как начали применяться новые технологии и модели трамваев. Трамвайные вагоны стали более вместительными, долговечными, удобными. Экономические показатели говорили о преимуществе трамвая.

Борьба за экологичность, начатая в 1970-х годах и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта. До последнего времени больше половины саратовских пассажиров перевозил именно электротранспорт.

В Саратове строились новые трамвайные и троллейбусные линии, депо, тяговые подстанции, продлялись и отрывались новые маршруты. Закрывались лишь те, где невозможно было использовать современный подвижной состав (трамвай 13 маршрута в Затон).

Знаковым событием 22 января 1966 года стало открытие междугородного троллейбусного маршрута №9, который соединил Саратов и Энгельс по автодорожному мосту.

Общественный транспорт, если сравнивать его с сегодняшним днём, ездил быстро, ведь пробок в то время в городе не было и светофоров на перекрёстках было гораздо меньше. Но даже в такой ситуации думали о том, как сделать движение ещё быстрее.

В 1970-е годы началось строительство скоростного трамвая, что значительно ускорило путь пассажиров в центр из Ленинского района. Однако это заслуживает отдельной статьи.
Появились автобусные маршруты, работающие в режиме «экспресса», которые обозначались дописанной буквой «-э» и красным цветом на маршрутоуказателях. Такие индексы были присвоены протяжённым маршрутам (2-э «Пл. Советско-Чехословацкой дружбы – ул. Посадского», 8-э «Пл. Фрунзе (ныне Ильинская) – Аэропорт», 12-э «Музейная пл. – 6-й квартал»). От обычных маршрутов они отличались отсутствием ряда промежуточных остановок.

В 1980-м после московской Олимпиады Саратов получил микроавтобусы «РАФ», обслуживавшие гостей и участников спортивных игр. Голубые микроавтобусы с шашечками на борту начали работать, как маршрутные такси. Первоначально они ездили от Центрального колхозного рынка на площадь Орджоникидзе и 6-ой Квартал. Интересно было и то, что направление движения подъехавшей к Сенному «маршрутки» выбиралось в зависимости от того, на какой из посадочных площадок собралось больше пассажиров. Уже через 5 лет в городе будет насчитываться 7 маршрутов, обслуживаемых «РАФиками».

С распадом СССР и началом экономического кризиса в 1990-х развитие трамвая и троллейбуса прекратилось. Многие планы остались нереализованными (троллейбус по дороге Дружбы, в Усть-Курдюм, трамвай по улице Технической, по Лебедева-Кумача, на Кумысную поляну и друге). Обновление подвижного состава стало нерегулярным.

В 1997 году были закрыты трамвайные маршруты №№ 1 и 15. На замену им был открыт троллейбусный маршрут №15. Позже были сокращены троллейбусный маршрут №4 и трамвайный №11. Закрыто самое новое и современное Ленинское трамвайное депо. В 2011 году были сняты рельсы с Большой Горной, а в 2013 году – с улицы Кутякова.

Если в 1970-80-х в городское хозяйство поступало 10-20 новых трамваев в год, которые планово списывались через 5-10 лет эксплуатации, то большинство нынешних вагонов трудятся уже третий десяток лет. Последнее обновление парка электротранспорта произошло в 2009 году.

На замену экологичному электротранспорту приходят коммерческие автобусы и маршрутные такси, заполонившие город с конца 1990-х. Сейчас насчитывается около 100 городских автобусных маршрутов, львиная доля которых обслуживается автобусами малой вместимости.

К сожалению, такая тенденция происходит во всех городах России. Ряд городов (Воронеж, Астрахань, Архангельск, Дзержинск) совсем лишился трамваев.

Происходит это по экономическим причинам – общественный транспорт практически в любой стране является дотационным, то есть работает ниже себестоимости. Выполняя социальную функцию – обеспечивая подвижность населения, а вместе с ней развитие и поддержание экономики города, он уменьшает возможные пробки на городских улицах. Электротранспорт, являясь муниципальным, получает всё меньше дотаций. Отсюда и отсутствие денег даже на поддержание его в хорошем состоянии.

Автобусные же маршруты в Саратове были отданы в частные руки. Частный бизнес пустил их по маршрутам со сложившимся пассажиропотоком, в том числе дублируя маршруты электротранспорта. Автобус мобилен – он может объехать пробку, аварию или перерытую проезжую часть по другим улицам. Нерентабельные маршруты с лёгкостью открываются, сокращаются или продляются.

Однако есть много минусов, связанных с коммерциализацией перевозок. Водители автобусов не соблюдают графики: начинают работать и заканчивают тогда, когда это выгодно, могут подолгу стоять на остановках, набирая пассажиров, в том числе и промежуточных.

Автобусы малой вместимости занимают на дороге много места относительно другого общественного транспорта, так как количество пассажиров, которое в них может разместиться, в несколько раз уступает вместимости трамвайного вагона или троллейбуса. В них не влезешь с коляской, большими сумками, да и без сумок в час пик забраться в микроавтобус на следующей после конечной остановки уже нереально.

Источник



Хуснуллин дал отмашку: сколько Феликс Винокур заработает на «Адмиралах» и «Витязях». И для чего остановлена энгельсская «Тролза»

На прошлой неделе в Кремле на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам обсуждали вопросы обновления подвижного состава городского транспорта. Отчитывался, в том числе, вице-премьер Марат Хуснуллин.

Он рассказал о работе с Андреем Белоусовым и ВЭБ, приведя в качестве примера проекты в Таганроге, Саратове и Волгограде. Побочным эффектом этих проектов являются концессионные соглашения на миллиарды рублей. А в Саратовской области — еще и банкротство завода «Тролза», бывшего до 2019 года, фактически, монополистом по выпуску троллейбусов в РФ. Так в чьих интересах все затевается?

Таганрог запустили

На совещании с Владимиром Путиным речь шла о создании безопасного городского общественного транспорта. Президент отметил, что пока нет единой программы на этот счет, хотя он давал задание таковую подготовить с участием ВЭБа.

По словам Марата Хуснуллина, вместе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым принято решение создать в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» подраздел «Мобильный город».

Второй блок работы, по словам чиновника, как раз касается ВЭБ.

— У нас уже есть ряд организованных проектов. Например, в Таганроге с Советом Федерации очень быстро запустили проект, буквально за три месяца, запустили проект, ремонт и обновление трамвайных путей. У нас еще в ряде регионов – в Саратове, Волгограде – эта работа ведется. Сейчас мы все это собираем в одну программу, один проектный офис по управлению, и у нас будет одна комплексная программа, плюс инфраструктурные бюджетные кредиты нам помогут, потому что ряд регионов заявился на это. Допустим, Нижний Новгород очень активно ставит задачу, говорят, мы хотим инфраструктурный кредит на это использовать, — пояснил Хуснуллин.

Подробнее о проекте в Таганроге рассказали в правительстве Ростовской области. «Таганрогский трамвай» является первым и пока единственным в России проектом по модернизации всей трамвайной сети города. Концессионное соглашение было заключено на срок 30 лет между городом Таганрогом и структурой холдинга «Синара – Транспортные Машины» (ООО «Синара – Городские Транспортные Решения Таганрог», «Синара – ГТР Таганрог») 25 мая этого года на ПМЭФ. В рамках проекта будут модернизированы 45,5 км трамвайных путей, построены депо и восемь тяговых подстанций и поставлены 60 современных трамваев.

Читайте также:  Остановки 77 троллейбуса минск

Общая стоимость — 11,8 млрд рублей. ВЭБ.РФ будет кредитовать проект на 3,6 млрд рублей, первый транш — 1,45 млрд рублей уже поступил в регион. Первый этап проекта завершится в сентябре, предполагая запуск 10 трамваев по 10 км обновленных путей с остановками и посадочными площадками.

По словам инициатора проекта, спикера СФ Валентины Матвиенко, это пилотный проект государственно-частного партнерства и если он получится, его будут использовать в других регионах.

В Саратов завели Бокарева и Винокура

В Саратове о концессии в сфере общественного транспорта заговорили в 2018 году. Тогда на региональном экономическом форуме было подписано соглашение между облправительством, администрацией Саратова, ООО «ПК Транспортные системы» (40% — у Феликса Винокура) и ООО «Автодор-инвест». Проект был рассчитан на 10 лет, с вложениями инвестора в 8 млрд рублей.

Осуществление концессии предполагалось поэтапным: сначала в рамках ГЧП должны были реконструировать депо, создать центр сервисного обслуживания городского электротранспорта, затем обновить подвижной состав и только после этого открывать новые трамвайные маршруты. По прогнозам экспертов, «Транспортные системы» должны были поставить не менее 50 троллейбусов. В рамках этого же соглашения речь шла и о создании линии скоростного трамвая.

Через год эта тема стала развиваться в контексте поиска инвесторов для ЗАО «Тролза», входящем в ГК «Букет» Владислава Бурова.

Обеспокоенность предбанкротным состоянием выразила депутат ГД Ольга Алимова, после чего вопрос рассматривался уже спикером ГД РФ Вячеславом Володиным, главой профильного комитета Евгением Москвичевым и президентом АО «Трансмашхолдинг» Андреем Бокаревым.

— Председатель Госдумы заявил, что берет вопрос с «Тролзой» под свой личный контроль. По мнению Володина, у «Тролзы» достаточно сильные конкурентные преимущества, чтобы продолжать работать наряду с другими участниками рынка пассажирского электротранспорта, — писал тогда «БВ». Решением проблем энгельсского завода занялась и рабочая группа в Минпромторге.

Позднее на предприятии побывал депутат ГД РФ Николай Панков, а сотрудники уверились, что спасать завод от разорения будет АО «Трансмашхолдинг». Его партнером, кстати, являлся и является ООО «ПК «Транспортные системы», которое входит в орбиту бизнесмена Андрея Бокарева. Также «Трансмашхолдингу» в Энгельсе принадлежит ОАО «Трансмаш», выпускающий железнодорожные платформы и путевую технику.

Гендиректор «Тролзы» Сергей Ключарев связывал тогда планы по развитию предприятия с «ПК «Транспортные системы», говоря об обновлении электротранспорта агломерации Саратов-Энгельс и возобновлении троллейбусного сообщения между ними. Тогда же речь шла о введении на предприятии процедуры наблюдения, поскольку сам завод пострадал из-за отмены тендера на поставку 50 троллейбусов в Крым, а также необходимости отвечать всем своим имуществом по договору поручительства перед Банком Москвы на сумму более 1 млрд рублей.

А вот и ВЭБ!

В сентябре 2019 года стало известно о масштабном проекте ВЭБ.РФ по комплексному развитию городского транспорта за счет средств Фонда национального благосостояния. Его было предложено отработать в 25 пилотных городах, в том числе в 10 городах ПФО, включая Саратов.

Средства на новые трамваи и троллейбусы российские города смогут получить только на основе софинансирования — 15% должны вложить инвесторы (106 млрд рублей), на капитальный грант придется 25%, а еще 60% составят заемные средства. Необходимые для реализации проекта условия это льготный лизинг или кредиты со ставкой не более 6% на срок 15-25 лет, софинансирование из федерального бюджета 75% суммы капитального гранта на инфраструктуру и порядка 5 млрд рублей платы концедента в год. Первый этап потребует 340 млрд инвестиций, второй — еще 707 млрд рублей, общий объем — порядка 2,1 трлн рублей.

Все хуже и хуже

Тем временем к январю 2020 года поддержка высокопоставленными чиновниками «Тролзы» приобрела странные формы. Требования Банка Москвы были выкуплены аффилированным Владиславу Бурову ООО «Берг».

Но в феврале уже АО «АБ «Россия» инициировало иск о банкротстве и суммой претензий в 700 млн рублей, второе банкротное заявления подала ИФНС № 7 с суммой чуть более 30 млн рублей. Еще раньше в суд был подан иск минпромторга РФ (напомним, при нем была создана рабочая группа по спасению предприятия). Ведомство требовало с завода штраф в размере субсидии на сумму 478 млн рублей. А также иск Государственной транспортной лизинговой компании на 295 млн рублей. Более крупный иск от ГТЛК на сумму свыше 763 млн рублей был удовлетворен ранее, хотя от номинала и осталось всего 3 млн рублей. С такой поддержкой заводу и враги были не нужны.

Между тем, заказы «Тролзы» успешно осваивало ООО «ПК «Транспортые системы», разместившее производство на ее площадке. Ее «Энгельсский завод электрического транспорта» успел собрать к концу 2019 года здесь 2 новых троллейбуса. Компании Феликса Винокура достались по наследству и заказчики: «Горэлектротранс» Санкт-Петербурга как раз объявил о закупке 142 троллейбусов (3,7 млрд рублей). Предыдущий крупный заказ Петербурга выполняла «Тролза». А к середине 2020 года компания Феликса Винокура поставила в северную столицу низкопольные троллейбусы с автономным ходом.

К тому времени саратовский минпром заявил, что сама «Тролза» как юрлицо ликвидируется, его имущество распродается, в штате предприятия сейчас осталось лишь 10 человек.

Даешь троллейбус до Синеньких?

В октябре 2020 года стало известно, что в саратовский общественный транспорт готовы вложиться «Трансмашхолдинг» и «Группа Мовиста» все того же Андрея Бокарева. О начале процедуры заключения инвестсоглашения по проекту комплексного развития городского транспорта в Саратове, Екатеринбурге, Волгограде, Твери, Нижнем Новгороде и Казани было заявлено на заседании президиума рабочей группы по реализации инвестпроектов под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Общий объем средств, которые «Трансмашхолдинг» и «Мовиста» планируют инвестировать в транспорт пяти городов, составляет 241 млрд рублей. Параллельно Минтрансом и ВЭБ.РФ была подготовлена программа модернизации городского транспорта, которая должна войти в нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Расходы на новый проект оцениваются в 203,3 млрд рублей до 2024 года и в 417 млрд — в период с 2025 по 2030 год.

В Саратове же тем временем стартовали тендеры по поиску подрядчика на строительство линии скоростного трамвая, их выиграла самарское ООО «С.И.Т.И».

А в мае 2021 года возобновили строительство и затем запустили троллейбусы по мосту Саратов-Энгельс, что ранее предлагал Вячеслав Володин. Предсказуемо тендер на перевозки выиграло МУПП СГЭТ совместно с троллейбусным депо Энгельса. В банкротстве же «Тролзы» ФНС РФ внезапно решила отказаться от своих претензий, хотя другие кредиторы с требованиями на сотни миллионов пока никуда не делись.

Спикер Госдумы исчезновения крупнейшего энгельсского производства, похоже, не заметил: он продолжить рассказывать о поставках сначала 24, потом еще 70 низкопольных троллейбусов «Адмирал» от Феликса Винокура. Причем недавно в аккаунте сторонников Володина сообщалось об организации движения троллейбусов, а то и трамваев, в свежеприсоединенный к городу поселок Соколовый.

Впрочем, это, видимо, не предел. Учитывая, что Саратов за последние два года прирос огромными территориями, есть, куда запустить троллейбусы. А с поддержкой правительства РФ и ВЭБ.РФ вопрос о финансах даже не стоит. Любопытны лишь подробности концессионного соглашения с участием компании Феликса Винокура. И роль Вячеслава Володина во всей этой истории с миллиардными оборотами.

А что касается цен — им, в отсутствии конкуренции, есть куда расти. Так, троллейбус «Адмирал» с автономным ходом от «Транспортных систем» стоит сейчас минимум 27 млн рублей, трамвай «Витязь» — около 100 млн рублей. и это, по-видимому, не предел.

Справка «БВ». ООО «ПК Транспортные системы» было зарегистрировано в 2013 году. Его учредителями стали ООО «Холдинг Транскомпонет» (60%) и Феликс Винокур (40%). Учредителем «Транскомпонента» в свою очередь является кипрская компания «Тадорикс Консалтс лимитед» и предприниматель Сергей Кондратьев. «Деловой Петербург» сообщал, что за кипрской компанией стоит Алексей Криворучко, который входит в совет директоров «Трансмашхолдинга». А «Ъ» писал, что «Тадорикс Консалтантс Лимитед» также владеет фирмой «Трансмашдизель», которая тоже является партнером ТМХ. Феликс Винокур кроме ООО «ПК Транспортные системы» (выручка в 2020 году 10,6 млрд рублей) числится учредителем еще в 9 компаниях, включая также саратовское ООО НПФ «Этна Плюс» (выручка в 2020 году — 656,6 млн рублей).

Читайте также:  Симферополь ялта троллейбус от жд

Источник

Последний саратовский МТБ, или 60 лет троллейбусу в Саратове

Сегодня, друзья, хочу рассказать вам о небольшой дате в истории транспорта родного города Саратова — в ноябре 1952г. была запущена первая линия троллейбуса в Саратове по маршруту Вокзал-пл.Революции, в феврале 1953г. продленная до Волги (Музейная пл.), то есть ровно 60 лет прошло с того события. А открывали движение троллейбуса 7 ноября 1952 г. красивые современные (по тем временам) машины МТБ-82Д производства завода им. Урицкого в г.Энгельс, что находится точно напротив Саратова через Волгу. Именно о троллейбусе МТБ-82Д, ставшем на последующие почти 15 лет основной машиной в троллейбусном парке города, и пойдет сегодня речь.

Немного истории производства: в конце 1949 года завод № 82 (г.Москва), где с 1947 производились МТБ-82, получил крупный военный заказ, для выполнения которого требовались все его мощности. Однако потребность в троллейбусах только возросла — за первые мирные годы открылось ещё несколько хозяйств в различных городах страны. Поэтому решением Совета Министров СССР производство троллейбусов МТБ-82Д было передано в г. Энгельс Саратовской области на завод имени Урицкого (ЗиУ), где имелись возможности по их крупносерийному выпуску.
1 мая 1951 года на ЗиУ был собран первый МТБ-82, к концу того же года потребителям было отгружено 25 троллейбусов. К 1955 году объём производства удалось довести до 320 машин в год. Ввиду простой и технологичной конструкции МТБ-82 особых проблем по его выпуску не было.

Источник

В Саратов приехали 10 из 70 новых троллейбусов «Адмирал» с кондиционерами

Сегодня, 13 июля, в Саратове прибыли 10 из 70 троллейбусов, которые должны поступить до конца года в рамках лизинговой программы. Машины «Адмирал» пришли своим ходом через мост с Энгельсского завода электротранспорта, где их собирает петербургское ООО «ПК Транспортные системы» на базе производственной площадки бывшей «Тролзы».

О том, что «Адмиралы» едут по улицам города в МУПП «СГЭТ», сообщили в соцсетях сторонники спикера Госдумы Вячеслава Володина. Сам политик отметил, что только 10% всех городских троллейбусов оборудованы кондиционерами. А для удобства пассажиров нужно, чтобы весь подвижной состав в такую жару был оборудован кондиционерами.

Напомним, по условиям соглашения, «ПК Транспортные системы» поставит 24 троллейбуса большой вместимости модели 6281.00 «Адмирал» до 31 августа 2021 года. Цена контракта — 669,6 миллиона рублей. За один троллейбус придется заплатить 27,9 миллиона рублей (для сравнения, за 7 троллейбусов «Тролзы», которые последними покупали для города около трех лет назад, власти заплатили 50 миллионов). «Адмиралы» должны поставить в Саратов на улицу Буровую, 1. Там находится Ленинское троллейбусное депо. Троллейбусы должны вмещать минимум 80 пассажиров, в том числе 30 — сидячих. Система автономного хода на литий-ионных батареях должна обеспечивать минимум 12 километров проезда без контактной сети.

Саратовской области за счет бюджета придется оплатить около трети стоимости новых троллейбусов. На каких маршрутах будут работать «Адмиралы» позже определит городская администрация.

Отметим, что ранее называлась другая цифра — 74 троллейбуса. Теперь уже идет речь о 70 машинах.

Источник

История

6 ноября 1952 года. Первая в городе троллейбусная линия была сдана в эксплуатацию. Маршрут № 1 проходил по улице Ленина (ныне улица Московская) от железнодорожного вокзала до площади Революции (ныне Театральная площадь). На линии были задействованы пять троллейбусов.

4 февраля 1953 года открылось движение троллейбусов от железнодорожного вокзала до Волги. Трамвайная линия была перенесена на улицу Цыганскую (ныне улица Кутякова) [2] .

1 мая 1954. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Аткарская, Б. Казачья, Университетская, Вавилова, Кирова (через пл. и пр.), Волжская, Октябрьская, железнодорожного вокзала до ул. Комсомольской. С открытием новой линии организован маршрут

  • № 2 «Ж/д вокзал — ул. Комсомольская».

18 апреля 1955. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Октябрьской от ул. Комсомольской до набережной Космонавтов. С продлением линии продлен маршрут

5 ноября 1955. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Горького, Мичурина, Хользунова, от пр. Ленина до ул. Шелковичной. В связи с этим организован новый маршрут

  • № 3 «Пр. Ленина — 1-я Советская больница».

21 декабря 1956. Введено в эксплуатацию новое троллейбусное депо № 1 (Кировское) на 100 машин.

30 апреля 1958. Введена в строй новая троллейбусная линия на месте снятых трамвайных линий по ул. Чернышевского, от пр. Ленина до ул. Дегтярной. По новой линии организован маршрут

  • № 4 «Музейная пл. — Дегтярная пл.».

7 ноября 1958. Введена в строй новая троллейбусная линия по улицам Шелковичной, Астраханская, 2 Станционный пр-д до стадиона «Труд». В связи с этим продлен троллейбусный маршрут

  • № 3 «Проспект Ленина — Стадион „Труд“»

13 сентября 1959. Введена в строй новая троллейбусная линия на месте снятых трамвайных линий по ул. Чернышевского, Орджоникидзе от ул. Дегтярной до пл. Орджоникидзе. По новой линии продлен маршрут

  • № 4 «Музейная пл. — пл. Орджоникидзе».

1960. На улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы модели ЗиУ-5.

30 апреля 1960. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Астраханская, ул. Б. Горная, пр. 50-летия Октября, ул. Панфилова от пр. Ленина до Трофимовского моста. По этим улицам открыт новый маршрут

  • № 5 «Музейная пл. — Трофимовский мост».

6 ноября 1960. Введена в строй новая сквозная троллейбусная линия по улице Дегтярная от ул. Грибова до ул. Чернышевского. В связи с этим изменены троллейбусные маршруты

  • № 6 «1-я Советская больница — Пл. Орджоникидзе».

30 апреля 1962. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. 2-я Прокатная от Трофимовского моста до ул. Загороднева. По вновь открытой линии продлевается маршрут

  • № 5 «Музейная пл. — з-д Техстекло».

29 апреля 1964. В Энгельсе открыто движение троллейбусов по ул. Горького, Тельмана, Пушкина, Степная, пр-т Энгельса, Заводскому проезду от пл. Ленина до Троллейбусного завода. С открытием троллейбусного движения в Энгельса организован маршрут, который впоследствии получил номер

  • № 8 «Пл. Ленина — Троллейбусный завод».

12 июля 1964. Введено в эксплуатацию новое троллейбусное депо № 2 (Ленинское) на 100 машин.

27 ноября 1964. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Панфилова от Трофимовского моста до ул. Буровой. С открытием новой линии организован маршрут

  • № 7 «Пл. Ленина — ул. Буровая».

10 июля 1965 построен автодорожный мост через Волгу, соединяющий Саратов и Энгельс. 22 января 1966 введена в строй новая троллейбусная линия по Саратовскому мосту, Лесозаводской, Трудовая, Петровская, Калинина в Энгельсе от Предмостовой пл. (Саратов) до пл. Ленина (Энгельс). По проложенным линиям открылся междугородный маршрут

  • № 9 «Саратов — Энгельс» (от Предмостовой площади в Саратове до пл. Ленина в Энгельсе).

18 января 1970. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Университетская (от пр-та Ленина до Большой Горной), ул. Шехурдина, просп. Строителей (от пл. Ленина до ул. Тархова). С открытием новой линии организован маршрут

  • № 10 «Ж/д вокзал — ул. Тархова».

26 марта 1970. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Буровой от моста до Московского шоссе. С открытием новой линии изменены маршруты

  • № 11 «Пл. Ленина — пос. Елшанка» (открыт на продленной линии)
  • № 7 — отменен.

28 апреля 1970. Введена в строй новая троллейбусная линия в Энгельсе по пр-ту Строителей, пр-ту Химиков от пр-та Энгельса до Химкомбината. С открытием новой линии организован новый маршрут

  • № 12 «Пл. Ленина — пр. Химиков».

18 марта 1971. Введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия в Энгельсе по ул. Космонавтов, Ломоносова от пр-та Химиков до пр. Строителей. Закрыта односторонняя троллейбусная линия, которая стала использоваться как служебная. Пр-т Химиков от ул. Космонавтов до пр-та Строителей. Маршрут № 12 при движении в сторону проспекта Строителей проходит по новопостроенной линии.

31 декабря 1972. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Антонова-Саратовского (Соколовой)/ обратно по ул. Б. Горной, Чернышевского от Предмостовой площади до пр. Ленина (ул. Московской). С введением нового участка продлен маршрут № 9 «Саратов (Ж. Д. Вокзал) — Энгельс (пл. Ленина)».

21 апреля 1973. На улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы трёхдверной модели ЗиУ-9.

Читайте также:  Общественный транспорт санкт петербурга троллейбус

23 июня 1973. Введена в строй новая троллейбусная линия по Петровскому тракту от Трофимовского моста до 1-го Московского проезда. По вновь построенной линией организован маршрут

1973-1976. Демонтирована троллейбусная линия по Ул. Беляева (Дегтярная) от ул. Грибова до ул. Чернышевского. С закрытием линии маршрут

1975. Списан последний троллейбус модели МТБ-82.

23 февраля 1976. Открыта троллейбусная линия от площади Орджоникидзе по ул. Орджоникидзе и пр-ту Энтузиастов до ул. Азина. Организован новый маршрут

  • № 13 «Стадион „Волга“ — ул. Азина».

8 апреля 1976. В связи с организации одностороннего движения в районе стадион «Спартак» введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия по ул. Беляева (Дегтярная) от ул. Грибова до ул. 2-й Станционной. Закрыта односторонняя троллейбусная по ул. Грибова, 2-я станционная от и до ул. Беляева (Дегтярной) (при движении в сторону центра). Маршрут № 3 при движении в сторону центра проходит по Беляева (Дегтярной).

18 ноября 1978. Введена в строй новая троллейбусная линия в Энгельсе по пр-ту Строителей от пр-та Химиков до ЗМК (южный край города). С открытием новой линии организован маршрут

  • № 14 «Пл. Ленина — З-д Металлоконструкций».

3 марта 1979. На действующих линиях открыт новый троллейбусный маршрут № 6 «Ул. Загороднева — ул. Тархова» (следует через пл. Ленина).

3 марта 1979. Введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия по пл. Орджоникидзе от просп. Энтузиастов до ул. Орджоникидзе. После этого демонтирована односторонняя троллейбусная линия по пл. Орджоникидзе. После чего были изменены маршруты

  • № 4 «Музейная пл. — ул. Азина» (продлен).
  • № 13 — отменен.

31 мая 1980 Введена в строй новая линия по ул. Шехурдина от проспекта Строителей до Трофимовского моста. Трасса маршрута № 7 проходит по ул. Шехурдина.

6 октября 1981. Введена в строй новая троллейбусная линия по ул. Университетская, Рабочая, Степана Разина, Новоузенская, Б. Садовая (обратно по ул. Аткарской, 2-й Садовой) и Б. Садовая от ул. Вавилова до ул. Беговой. С открытием новой линией организован новый маршрут

  • № 13 «Ж/д вокзал — ул. Беговая».

20 августа 1982. Введена в строй новая линия по ул. Рахова, от ул. Мичурина до ул. Новоузенской. После этого снята линия по ул. Хользунова, от ул. Мичурина до Шелковичной. Маршрут № 3 проходит по ул. Рахова (при этом в сторону центра делает оттянутый разворот до пересечения ул. Рахова с ул. Новоузенской, и следует в сторону ул Мичурина)

4 апреля 1983 В связи с переводом ул. 1-я и 2-я прокатная в одностороннее движение, открыты односторонняя линия по ул. Загороднева, 1-й Прокатной (Измайлова) от проспекта Строителей до ул. Измайлова. изменены маршруты — № 5 при движении в сторону центра проходит по ул. 1-й Прокатной, № 6 становится полукольцевым с ул. Тархова следует по Проспекту строителей до пл. Ленина, далее на ул. Загороднева, и с нее выезжает на проспект Строителей в сторону ул. Тархова.

4 июня 1983. В связи с тем, что проспект Кирова стал пешеходной зоной, введена в строй новая троллейбусная линия в центре города по ул. Рахова, Советская, Чапаева,Сакко и Ванцетти, Радищева от ул. Вавилова до ул. Волжской. После этого демонтирована старая линия в центе города — ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова от ул. Рахова до ул. Радищева. Маршрут № 2 переведен на новую трассу с теми же конечными.

1984. Списан последний троллейбус модели ЗиУ-5.

1 июля 1985. В связи с переводом в одностороннее движение ул. Шелковичной, построена новая односторонняя троллейбусная линия по ул. Новоузенской от ул. Астраханской до ул. Рахова. Демонтирована односторонняя линия по ул. Астраханская, Шелковичная, Рахова от и до ул. Новоузенской. Маршрут № 3 в сторону центра проходит по ул. Новоузенской

2 августа 1985. В связи с реконструкцией парка «Липки», и постоянными заторами движениями введен в строй новый временный участок в центре города ул. Горького, Рабочий пер. от Мичурина до ул. Чернышевского Маршрут № 2 следует до Музейной площади через ул. Горького, Рабочий пер.

30 апреля 1986. В связи с ремонтом в районе парка «Липки» построена новая линия в центре города по Коммунарной (Соборной) пл, ул. Котовского, Некрасова, Революционной (Григорьева), кольцо: Лермонтова, Обуховский пер., ул. Чернышевского. После этого демонтирована старая линия по ул. Радищева, Волжской, Октябрьской от Сакко и Ванцетти до Набережной Космонавтов. Маршрут № 2 от Сакко и Ванцетти проходит по новопостроенным линиям до Волги. Временный участок в центре города стал постоянным. По ул. Горького, Рабочий пер. от Мичурина до ул. Чернышевского организован маршрут, который получил новый номер

  • 2А «Ж/д вокзал — ул. Лермонтова».

20 октября 1986. На действующих линиях открыт новый маршрут

  • № 15 «Пл. Ленина — Музейная пл».

26 декабря 1987. Введена в строй новая троллейбусная линия по Московскому шоссе от ВСО (путепровод на перегоне Трофимовский-1 — Трофимовский-2) до ул. Буровой. С продлением новой линии был продлен маршрут

26 сентября 1988. Введена в строй новая короткая линия в центре города по ул. Рахова от ул. Советской до ул. Мичурина. По новой линии организован новый троллейбусный маршрут

  • № 16 «Ж/д вокзал — ул. Грибова».

1991 Трасса маршрута № 6 изменена на противоположную. С ул. Тархова маршрут следует на ул. Загороднева, затем до пл. Ленина и по проспекту Строителей в сторону ул. Тархова

1 января 1992 Маршрут № 15 — отменен. Построена короткая односторонняя линия на ул. Хвесина. Маршрут № 1 «Ж. Д. Вокзал — ул. Хвесина» (продлен, трасса маршрута совпадает с маршрутом № 9). Закрыта служебная линия по Нескучному переулку и ул. Лермонтова. Маршруты № 2А перестали заезжать на Музейную площадь. На улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы модели ЗиУ-10 («гармошка»). Эти модели стали использоваться на маршрутах № 4, 5.

1996. В течение года в связи с нерентабельностью отменен маршрут № 6. В связи с введением одностороннего движения в районе ул. Университетская — ул. Рабочая введен новый односторонний короткий участок по улицам Табачный переулок, Университетская от ул. Ст. Разина, до ул. Рабочей. Демонтирован старый односторонний троллейбусный участок по ул. Ст. Разина, Рабочая от Табачного переулка до ул. Университетской. Маршрут № 13 при движении к Ж/д вокзалу стал проходить по через Табачный переулок и ул. Университетскую.

1 сентября 1997. Введена новая троллейбусная линия взамен снятых трамвайных путей по ул. Чапаева от ул. Московской до ул. Сакко и Ванцетти, ул. Чапаева от ул. Советской до ул. Чернышевского. С введением новой линии в центре города организован маршрут

  • № 15 «Ж/д вокзал — пл. Орджоникидзе».

1 сентября 1999. В связи с реорганизацией дорожного движения на перекрестке улиц Чапаева и Советской, введена новая линия по ул. Советской, Радищева от ул. Чапаева до Соборной площади. После этого демонтирована старая линия в центре города по Ул. Сакко и Ванцетти от ул. Чапаева до Соборной площади. Трасса маршрута № 2 проходит по ул. Советской вместо ул. Сакко и Ванцетти.

23 марта 2004. В связи с падением опоры, держащую контактную сеть на мосту Саратов-Энгельс временно прекратилось движение маршрута № 9. Временно снята контактная сеть на мосту Саратов — Энгельс.

1 апреля 2004. В связи с нерентабельностью маршрут

  • № 13 — отменен. (С 2008 года потихонечку начался демонтаж контактной сети)

19 августа 2006. В Энгельсе введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия по ул. Петровской от ул. Калинина до ул. М. Горького. После этого демонтированы троллейбусные линии по ул. Калинина от ул. Петровской до пл. Ленина, ул. М. Горького от пл. Ленина до ул. Петровской. Маршруты № 8, 12, 14 от пл. Ленина проходят по ул. Калинина и Петровского и далее по своим трассам. Обратно к пл. Ленина проходит по ул. Горького.

2008. На улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы модели ТРОЛЗА.

14 декабря 2009. Восстановлен троллейбусный маршрут по той трассе, которая работала до его закрытия в 1996 году

Источник

Троллейбус саратов подвижного состава