Уходящая натура Трамвайное депо имени Апакова

В рубрике о старомосковских местах, живущих вопреки времени — старейшее трамвайное депо, придуманное Шуховым, которое молва собирается закрыть больше пяти лет; однако каждое утро из него продолжают выезжать трамваи в сторону Университета, Чистых прудов и Нагатино.

Четвертого августа (по новому стилю) 1909 года на улице Шаболовка был открыт Замоскворецкий трамвайный парк, построенный по проекту лучшего русского инженера того времени — Владимира Шухова (его знаменитая башня на Шаболовке была построена несколько позже). Парк стал первым в городе, где помимо вагонного сарая на 200 вагонов располагались мастерские отделов пути, кабельной и контактной сети; 21 из 22 путей вагонного сарая был оборудован смотровой ямой — в общем, для того времени это был передовой трамвайный чудо-парк, из которого на линию выходило 72 моторных вагона и 25 прицепных вагонов.

Все постройки 1909 года сохранились, хотя некоторые, как, например, котельная, несколько переоборудовали. Так что депо считается памятником промышленной архитектуры.

В 1917 году вагоновожатый Петр Апаков был организатором и руководителем партийной ячейки парка — по его инициативе в октябрьских уличных боях использовали бронированные трамвайные вагоны. В 1921-м Апаков погибает на подавлении крестьянских бунтов в Саратовской губернии, и через два года Замоскворецкому парку присваивают его имя. С 1932 года все трамвайные парки стали именоваться депо.

None

Книжка одного из сотрудников депо за 1911 год. Сегодня это бы назвали коллективным договором. В ней прописаны все права и обязанности сотрудника: размер оплаты труда, размеры штрафов, перечисление всего, чем обеспечивается работник во время службы.

None

Инструмент, который изготовлялся в мастерской при парке. На базе депо было открыто фабрично-заводское училище (предтеча современных ПТУ), где юные мастера в течение трех лет изучали слесарное и токарное дело. Большинство выпускников оставались работать в депо, занимаясь обслуживанием подвижного состава.

None

Чешский однофарный вагон «Татра-2» — первый образец иностранного трамвая, прибывший в Советский Союз для испытания в московских условиях. На линию они были запущены в 1959 году. Именно в депо им. Апакова находилась главная в стране испытательная база для всех новинок трамвайной промышленности.

Дореволюционный неотапливаемый деревянный вагон «Ф» (фонарный). Дверей в нем не было, водитель мог работать только стоя. Подобные модели бегали по городу со скоростью 40 км/ч вплоть до войны. Большинство раритетных вагонов, в том числе знаменитая конка, находятся сейчас в Музее пассажирского транспорта.

None

Первые чешские вагоны стали приходить с наклейкой, где цифры на борту были объемные, но эта практика не получила широкого распространения и сегодня на трамваях номер вагона пишут через трафарет. В отличие от троллейбусов, где первая цифра указывает на номер парка, в трамвайных депо другая история: первая цифра — единица — указывает на алфавит. Так, единица означает «А» — Апаковское депо, двойка — Бауманское депо и т.д.

None

Диспетчер — главное лицо парка, занимается выпуском подвижного состава и его контролем на линии в течение суток. Работа диспетчера начинается в пятом часу — в 4.16 первый трамвай выходит на линию — и заканчивается около двух часов ночи. Последний вагон заходит в депо в 1.30.

None

Историческая справочная установка. В ней содержится вся информационная документация для водителя. Расписаны инструкции, правила дорожного движения, инструкция по перевозке, правила эксплуатации в условиях снежной зимы. Порядка 20 лет уже не эксплуатируется.

None

Для удобства водителей отдел безопасности движения обозначил на карте маршрутов самые опасные места в дороге. В этих местах происходит больше всего столкновений или аварийных ситуаций.

None

Небольшой музей при депо, в котором через стекло можно полюбоваться на памятные грамоты, документы, фотографии и главный экспонат — дореволюционный гудок, сообщавший рабочим об обеде с момента основания парка.

None

Материально-технический склад для ремонтной зоны. «Доисторические» гиревые весы используют для взвешивания различных деталей, гвоздей, гаек.

None

Стела — памятник апаковцам, ушедшим на войну и не вернувшимся с нее. За годы войны погибли примерно 700 сотрудников депо — треть от общего числа работников.

None

Рабочая столовая, которая обслуживает сотрудников парка. В меню — классика советского периода: от творожной запеканки до бефстроганова. Отсюда же обеды поставляют на конечные станции трамваев, где водители могут перекусить. Особой популярностью столовая пользуется у местных полицейских — в нее вообще может попасть любой, кто напишет письмо или ходатайство на имя руководителя. Для них выписывают особые пропуска.

None

Маршрут «А». Старейший и самый знаменитый городской маршрут: впервые появился в 1911 году. Изначально трамвай ходил по Бульварному кольцу. За сто лет маршрут был неоднократно перестроен и сокращен. С декабря 1991-го по 1997 год вообще был закрыт. Открыли маршрут «А» специально к празднованию 850-летия Москвы. На маршруте работают чешские вагоны Т-3. Несмотря на несколько несовременный вид, все вагоны недавно переоборудованы.

Источник



Без руля. Водитель московского трамвая и его пассажиры

Кадр из фильма "Маршрут 39. Будни водителя трамвая"

"Какая работа в Москве? Транспорт, охрана и торговля. Заводов нет, фабрик нет, ни хрена нет. Транспорт – самое надежное. Зарплата вовремя, работу не потеряешь, транспорт все равно будет ходить".

50-летний Денис Стрельбицкий работает водителем трамвая с 1996 года. В 90-е, вспоминает он, был "беспредел, черт-те что вытворяли на дороге" – трамваи слева обгоняли! Сейчас, говорит Стрельбицкий, трамваи стали уважать больше.

Московские власти убрали в этом году с улиц троллейбусы, но трамваи мэрия обещает развивать – "отремонтировать пути, обновить подвижной состав".

В Москве – сеть из 46 маршрутов, всего используется порядка 800 трамваев. Водители работают в две смены: с 5 утра до середины дня, либо с середины дня до часу ночи. Зарплата – в районе 50 тысяч рублей.

Рано утром пассажиров еще нет, говорит Стрельбицкий, и работать в это время ему очень нравится: "Сам по себе, самоконтроль, знаешь, что делать, вокруг ни начальства, никого. Едешь куда-нибудь подальше один. " Понравилось ему работать и во время карантина, "тоже никого нет, два месяца катались в свое удовольствие. с закрытыми дверями, окошки заклеены. Минимизируешь общение – закрылся и сидишь, сам себе хозяин".

Когда карантина нет, пассажиры подходят к водителю, спрашивают дорогу, где сойти. В трамвае обсуждают работу или ее отсутствие, телепередачи, магазины и покупки, политику: например, голосование по поправкам к Конституции.

Жена Стрельбицкого Екатерина тоже связана с трамваем, продвинулась в начальственную должность, водитель-наставник. Стрельбицкий говорит, что раньше водить трамвай считалось мужской работой, но в послевоенное время мужчин было мало, начали набирать и женщин тоже – и им это подходит: "Трамвай довольно простой в управлении, поэтому женщины с ним на ура. Самоконтроль у женщин побольше".

Стрельбицкая с иронией относится к рассуждениям, что трамвай – женская работа: "Сцепка, ее надо поднять, – две женщины идут вдвоем, сцепляют [вагоны]. Сумки с инструментами и с валидаторами еще. Потом ломик тащишь – все на себе. Замечательно легкая женская работа".

Маршрут, по которому водит трамвай Стрельбицкий, проходит по самому центру Москвы – от Университета через Замоскворечье по бульварам до Чистых прудов. Приписаны эти маршруты к депо имени Апакова на Шаболовке – самом старому депо в городе и крайне неудобному, с точки зрения его работников, для постановки трамваев. Но теперь депо закрывают на реконструкцию, всех переводят в другие места.

Фильм Юлии Вишневецкой, Никиты Татарского и Андрея Киселева "Маршрут 39. Будни водителя трамвая".

Монолог водителя

Я железнодорожное училище перед армией заканчивал, работал слесарем на большой "железке". Все-таки слесарем и водителем – разница большая. Слесарем что – одно и то же все. Водителем намного интереснее работать. Все меняется, дорога есть дорога.

О пассажирах

Начиная с семи до половины десятого в основном одни работяги. Посадка быстрее, высадка быстрее. В принципе ездят одни и те же, те, кому на работу. Потом контингент немножко меняется, уже помедленнее, бабушки-дедушки поехали. Только гляди, чтобы кого не зажать, не уронить. Заходит старый человек, например, – не надо трогаться, пусть пройдет, сядет, себе же дороже просто выйдет, зачем это надо. Он и так еле идет, а если еще тронешься. А после 12 уже никого нет, сейчас такси в основном, все же дешево.

Читайте также:  Трамвай под землей волгоград почему

О бездомных

Летом я их гоняю, говорю: идите, проветритесь, потому что мне людей возить, ваше амбре никому не нужно. То есть ему нормально скажешь, он нормально встанет и уйдет. Зимой они действительно замерзают. Если мороз, что, его выгонишь, что ли? Пусть посидит уже. Покатается пару рейсов: братан, давай, иди в другой, хватит мне, уже все провонял. Куда их девать, никому они не нужны. Что делать? Тем более мы едем, на Чистых их кормят, на Павелецкой кормят, они возле нас и оказываются.

О нациях

Мне разницы нет, я в армии со всеми служил, для меня все одинаковые, что славянин, что армянин. Узбеки, таджики, те вообще скромняги ребята, в сторонку отошел и молчит, не связываются никогда. Кавказ есть Кавказ. У нас мечеть на Новокузнецкой, там народу, когда праздник какой, вся улица пешком идет, трамваи еле-еле. Регулировщики их остановят, чтобы трамвай проехал. Никаких криков, никто не бесится, все спокойно. Все, что касается церкви, у мусульман как положено.

О вождении

В принципе рельсы тебя довезут, никуда ты не свернешь не туда, руля нет, только скорость выбираешь и все.

Надо прочувствовать, куда поедет водитель, может под тебя, может от тебя, тормознет, не тормознет. Все-таки 20 тонн просто так не остановишь. Они думают: раз большой, значит, тормоза хорошие. Ни фига. Инерция же, несет, как вкопанный никогда в жизни не встанешь. А по осени смазка получается на колесах: листья, грязь, плюс реагенты наши знаменитые, это все перемешивается. В этом отношении очень опасно, если в гору – не разгонишь, если разогнал – не остановишь.

Пешеходные переходы. Ведь никто толком не решил, как на пешеходнике надо себя вести. Сказали – нельзя перед близко идущими. Мы останавливаемся, чтобы один человек перешел, а он еще передумал и в обратную сторону пошел.

Камера "антисон". Глаза опустил – начинает пищать, дребезжать. Голову опустил на 5–6 секунд – все начинает звенеть вовсю. Три-четыре раза за смену – могут с линии снять. У меня никогда такого не было, полным меланхоликом надо быть, чтобы на трамвае заснуть. Эти вагоны помягче, на них можно, а те квадратные желтого цвета пожестче, их мотает, не так уже комфортно, поэтому вряд ли заснешь.

Раньше все вагоны были за кем-то закреплены. Вот мы за ним следим – ремонт, уборка, болезни его знаешь все, где взбрыкнет, где нет. А сейчас нет, сейчас разнобой, своих нет. У меня раньше вагон был 1270, с четырьмя дверями раздвижными, он сейчас в Орле ходит.

О жалобах и рапортах

Приехал на остановку раньше на три минуты – рапорт. Или опоздал, где-нибудь тебя задержали. Но за опоздание рапорта не пишут, а за "нагоны" – да. Три минуты, уже могут написать рапорт. Был как-то проверяющий, наказал нас всех, очень многих поймал.

Зашли контролеры, мы поехали. [Нарушитель] давит на кнопку, типа открой дверь, а куда, мы уже уехали с остановки, – так он жалобу написал, что, мол, его не высадили и оштрафовали. Ездит без билета, еще жалобу написал, что не высадили.

На ком срываются? На водителе. Ты молчишь, едешь просто, вообще внимания не обращаешь – пишут: "нагло молчал".

О семье

Дочь говорит: нет, я на маму посмотрела, такая работа, в два ложиться, в три вставать. Как сейчас в одну смену мы работаем, неделю утро, неделю вечер. А так, если друг друга менять, как друг друга увидишь?

Источник

Что я думаю о частых передачах трамвайных маршрутов из одного депо в другое и о закрытии депо имени Апакова?

Здравствуйте! С 2015 года все 5 московских трамвайных депо объединены в один филиал и с тех самых пор туда — сюда стали передаваться не только вагоны, но и маршруты. Да, забыл упомянуть: водителей тоже стали "кидать" из одного депо в другое на день, на два, на месяц, навсегда. Работа рядом с домом? Это только в объявлениях было написано.

Кто- то придёт по объявлению и скажет :" хочу работать на таком — таком то маршруте, потому что он нравится/я рядом живу. " И скорее всего ему ответят: " ты кто такой? Давай, до свидания." Поставят на тот, который испытывает острую нехватку водителей, просидишь там вроде полгода (раньше год) пока "зелёный", а потом начнутся "прыжки " по маршрутам. Я недавно разговаривал со знакомым водителем автобуса по поводу всего этого, он мне рассказал, что могут "кидать " по маршрутам твоего парка , но в другой парк отправить не могут. Если это не так — напишите. У нас же это нормальное явление. Догадываетесь чем это плохо ? Не всегда водитель, попавший на чужой маршрут даже своего депо , знает все особенности, а их много, я уже писал об этом , а здесь вообще в другое депо. Ладно , на маршрут, а в чужом депо как в чужом доме. В гостях хорошо, а дома лучше, как говорится.

Что до вагонов , которые кочуют из одного депо в другое, то ничего особенного в этом уже нет и никого это не удивляет.

Нет, стажировки по маршруту, который собираются передавать из другого депо , накануне проводятся. Выделяют какой — нибудь вагон специально для этих целей , назначают время и все едут и ознакамливаются. Кто не пришёл-пиняй на себя. Я лично накануне ездил ещё как пассажир иногда и смотрел как и что. Молодых особенно жаль . Нет, как там было в песне группы Ленинград: "никого не жалко , никого, ни тебя, ни меня , ни его". Они не успеют привыкнуть к маршруту , на который их вроде как "закрепили" , как снова начинаются "перетасовки". Кого стажируют, кто по расторопнее- сам работает на новых маршрутах. Обучение в процессе работы, назовём это так.

Всю ответственность несёт водитель. Если что и в тюрьму сядет тоже .

Здесь, я думаю, всё понятно.

Некоторым представителям других депо ставят льготные выходы, чтобы можно было утром добраться на метро, либо наоборот вечером на нём уехать. Остальные же добираются кто на чём придётся. Я помню, поехал со знакомым из другого депо, в котором я временно работал, на его машине, потому что мне так было удобно. Есть такси, "каршеринг", но я себе не могу позволить это, не потому что жадный, а потому что и так еле свожу концы с концами. "Дежурка" (развозка) либо не проходит там, где ты живёшь, либо привозит в неудобное для тебя время : либо приезжаешь утром впритык, либо за час — полтора до выезда. Вечером наоборот иногда её ждать долго и лучше выбираться как — то иначе: бегом до ближайшего метро или с кем — нибудь на машине.

Теперь что касается депо имени Апакова.

Я в нём работал и не один день, поэтому имею право высказать свою точку зрения. Решение закрыть это депо я нахожу правильным, это нужно было сделать давно. Во — первых туда не помещаются "Витязи " и некоторые другие современные вагоны — канавы узкие, во — вторых путевое развитие депо заслуживает отдельного разговора. Выезжаешь из ангара. Полвагона на улице , полвагона внутри осталось. А всё почему ? Потому что если ты выкатишься полностью , то справа или слева с другой канавы другой вагон уже не сможет уехать, не задев твой (негабарит). Такие канавы не все, но они есть. Негабаритных мест там хватает.

Как, впрочем, и ещё вот что : нет возможности повернуть направо в сторону кольца на Калужской площади при выезде из депо (есть такие канавы). Стрелки просто нет! А начало движения по расписанию как раз оттуда. Можно поехать только налево. Либо сначала выехать, затем задним ходом встать на другой путь и затем уже поехать направо. А назад сдавать надо только с проводником на старых вагонах. Такой порядок.

Читайте также:  Транспортные системы трамвай москва

Но самое главное — это заезд вечером задним ходом в депо. Заезжашь в депо ты сначала как все — передом, затем проезжаешь по территории, доезжаешь до будки, где сидят "подвижники", им сообщаешь: нужен ли какой — либо ремонт вагону, и они в свою очередь говорят на какую канаву ставить вагон на отстой. (4- ый двор). Переводят стрелки тебе, затем один из них заходит на заднюю площадку твоего вагона и оттуда командует : "Поехали. Ещё дай. Ещё такой. Пусть идёт. Идёт. Ещё на вагон осталось. Ещё дай. Пусть катится. Ну, и хорош. "

И это в 21 веке. Единственное тупиковое депо.

Даже трамвайно-ремонтный завод, ставший временным пристанищем для апаковцев, не докатился до этого, хотя здание тоже старое. Пусть там очереди на заезде бывают , но без этого "геморроя" с подачей назад каждый раз. Что самое интересное: даже на вагонах 71-623, оборудованных задними маневровыми пультами, люди упорно отказывались ими пользоваться. Были и такие , кто считал, что пульта нужно всё равно вдвоём подавать назад. Это просто нечто.

Незадолго до закрытия из депо имени Апакова были вывезены почти все ненужные вагоны на другие площадки. Сколько они там будут стоять под открытым небом? Неизвестно. Что с ними произойдет за это время? Также же вопрос открытый. Часть вагонов будут переданы в Краснопресненское трамвайное депо , некоторые будут проданы в регионы, остальные же будут ждать своего часа.

Источник

Прощание с «Татрами». Из Москвы уберут легендарные чешские трамваи Почему их будет не хватать — рассказывают водители и любители ретротрамваев

Прощание с «Татрами». Из Москвы уберут легендарные чешские трамваи

С понедельника, 9 августа, в Москве перестали ходить трамваи серии «Татра». Депо имени Апакова на Шаболовке больше не выпускает такие вагоны на линию, поэтому их заменяют современные трамваи «Витязь-М» из Октябрьского депо. Пока «Татры» еще можно встретить на маршрутах Краснопресненского депо (в районах Строгино, Тушино и Сокол), а также на Чистых прудах, где ездит ресторан-вагон «Аннушка». Скоро, однако, все списанные трамваи этой модели передадут в другие города.

The Village спросил у водителей трамваев и других москвичей, что для них значат старые трамваи и будут ли горожане скучать по «Татрам».

Что такое «Татры» и в чем их особенность

Это чешские вагоны Tatra T3, которые появились в столице в 1963 году и быстро стали символом московского трамвая. Сейчас в Москве из оригинальных «Татр» остались лишь служебные вагоны: поливомоечные, которые работают только в летний сезон, и вагоны-лаборатории, проверяющие состояние контактной сети трамвая.

Особенность классических «Татр» в том, что в них ножное управление и три педали: газ, тормоз и педаль безопасности. Во время движения водитель должен постоянно держать на ней ногу (если эту педаль не нажать, трамвай не тронется). При этом на новых моделях трамваев, например на «Витязе-М», контроллер находится у водителя в руке.

Почему «Татры» устарели

Такие трамваи высокопольные (они неудобны и травмоопасны, в них тяжело влезть, особенно пенсионерам и семьям с детьми). Кроме того, в «Татрах» нет пандусов для инвалидов, кондиционера и мало сидячих мест в салоне.

Неужели по Москве до недавнего времени ходили трамваи 60-х годов?

Не совсем так. Примерно с 2002 года на московских линиях работают только модернизированные вагоны этой серии. У оригинала они позаимствовали только кузов, начинка в таких составах полностью новая.

Кроме того, в 2014 году «Татры» поменяли цвет — классические красно-желтые и красно-белые трамваи перекрасили в традиционный для современного московского транспорта голубой.

Сначала «Татры» ремонтировали на Московском трамвайно-ремонтном заводе, но постепенно их стали заменять новые «Витязи-М». В современных трамваях сиденья стали шире, появился кондиционер, а также подсветка на кнопках «Стоп», USB-розетки и Wi-Fi. Несмотря на это, многие жители Москвы и машинисты трамваев относятся к «Татрам» с ностальгией и не хотят, чтобы они пропадали с линий.

Почему москвичи будут скучать по «Татрам»

Василий Александров

автор телеграм-канала «Василий и трамвайчики»

Эти трамваи больше полувека возили москвичей. Естественно, рано или поздно высокопольные «Татры» ушли бы с улиц.

К исчезновению «Татр» отношусь со сдержанным негативом, нужно было сохранить один маршрут на «Татрах» (по аналогии с музейным троллейбусом «Т»). Для этого подошел бы маршрут А или 39, вагоны можно было бы перекрасить обратно в красно-белый или красно-желтый.

К сожалению, большого запроса на музейный маршрут нет, поэтому вряд ли его запустят. По «Татрам» буду скучать, в них был свой уют и особая атмосфера трамвая. Они запомнились малым количеством сидячих мест, а также большими форточками, в которые можно было высунуться и чувствовать ветер.

Александр Фомин

участник паблика про трамваи

Меня расстраивает скорый уход «Татр» с московских улиц. Это трамвай детства и юности. Конечно, здорово, что он на ходу и в наши дни. Для некоторых общественный транспорт — это просто часть жизни, и не самая любимая, прямо скажем. Но у меня другое отношение. Трамвай для меня — самый романтичный вид городского транспорта.

У меня есть пожелание — почему бы не выпустить, пусть и в ограниченном количестве, трамваи, отвечающие современным требованиям, но выглядящие как «Татра»? На мой взгляд, это было бы отличным компромиссом.

Алексей Серебров

участник паблика про транспорт

Действительно, «Татры» уже очень сильно устарели и неудобны, мне по душе новые «Витязи». У них хороший плавный ход и в салоне достаточно тихо.

Впрочем, несмотря на то что бешеными темпами идет обновление подвижного состава, про инфраструктуру как будто никто не думает. Помимо закупки новой дорогостоящей техники, надо большое внимание уделять качеству трамвайных линий. Они в неудовлетворительном состоянии. Из-за этого я боюсь, что новые составы быстро придут в негодность. «Татра» — неубиваемая лошадка, которая полвека бегала по улочкам столицы. Сомневаюсь, что современные трамваи будут такими же долговечными и надежными.

Александр Литвинов

преподаватель кружка транспортного моделизма для детей

Запомнились «Татры» прежде всего своей красотой, необычными для своего времени формами и решениями, массовостью (такие вагоны побывали во всех уголках нашей столицы). Кроме того, их задействовали в фильмах «Ширли-мырли», «Приключения Шурика», также до сих пор существует легендарный кафе-трактир «Аннушка» (представители кафе сказали The Village, что сейчас «Аннушку» модернизируют и она продолжит ходить. — Прим. ред.).

Впрочем, какими бы ни были душевными эти вагоны, в них много неудобств — высокий пол, низкие окна, вентиляция кабины. Учитывая, что с этих вагонов началось мое увлечение трамваями и поездами, что потом перешло в мою учебу, работу и вообще в целую жизнь, то, конечно, буду скучать по «Татрам».

Что вспоминают о «Татрах» водители трамваев

Иван Кожушко

Отношение к исчезновению «Татр» у меня двоякое. С одной стороны, это уже технически устаревшие вагоны из далеких 60-х. С другой — это классика московского трамвая, ни один вагон не эксплуатировался так долго в условиях нашего города. Немодернизированных вагонов давно уже нет, но простому пассажиру не нужно знать, какие там двигатели и система управления, для него это узнаваемый трамвай из детства.

То, что век «Татр» завершается, — это правильно. Но хотелось бы, чтобы Дептранс официально объявил последний день, чтобы те, кто хочет напоследок прокатиться и сфотографироваться, могли это сделать. И как дань истории было бы неплохо сохранить короткий ретромаршрут выходного дня на трех-пяти вагонах данного типа.

Елена Шальнева

У меня десятилетний стаж вождения трамвая, до этого водила троллейбусы 15 лет. На вагонах модели «Татра» я работала с 2012 года практически до появления новых «Витязей».

Я была за границей и видела, как эксплуатируются и модернизируются вагоны данной модели (там есть кондиционеры, тонированные стекла, все вагоны оснащены Wi-Fi и USB-зарядкой), разговаривала с водителями о том, как они вписываются в облик современной Европы.

Читайте также:  Трамвай до барбошиной поляны самара

Старые вагоны нравились мне очень хорошим обзором из кабины, панорамным стеклом, где видно всю улицу. Чего не скажешь о современных моделях, которые сейчас выпускают.

«Татры» запомнились мне округлыми формами, мягким, плавным ходом, неповторимым окрасом. Как в песне «Браво»: «Ярко-желтые трамваи, розовые сны». Все выглядело ярко, празднично.

Вагоны «Татры» у многих ассоциируются с «Аннушкой». Это исторический маршрут, который сначала ездил до метро «Октябрьская» или «Черемушки» через Устьинский мост, мимо Котельнической высотки, по бульварам Чистых прудов. Очень романтичный московский маршрут.

Павел Кудряшов

Работал на этой модели последний раз около трех-четырех лет назад, когда они еще были в нашем депо имени Баумана.

Я думаю, если любому москвичу сказать слово «трамвай», то на ум сразу приходит именно вагон «Татра». Хоть я и не любил работать на этих трамваях, но, конечно, скучать буду. С этими вагонами уходит целая эпоха. Но город развивается, приходят новые, удобные модели, так что это естественный процесс. Будем смотреть на эти трамвайчики на парадах и в музеях.

Наталья Азеева

Я водитель трамвая с 1999 года. Более 20 лет назад начинала работать именно на «Татре». Трамвай запомнился мне холодными салонами в зимний период, узкими дверями. Зато у водителя были свободны руки, потому что там было управление педалями. Несмотря не некоторое неудобство старых трамваев, скучать по ним, конечно, буду.

Кирилл

Я ездил на «Татрах» и так рад, что мне не приходится работать на них. Почему? Ответ прост: это устаревший подвижной состав. Сейчас езжу на «Витязе», и меня все устраивает.

Андрей Васильев

Отношусь к исчезновению «Татр» нормально, так как все-таки ресурс этих вагонов не вечен. Многие вагоны действительно уже морально устали в плане износа кузова и деталей.

Считаю, что обязательно нужно сохранить в музее данные вагоны в должном техническом состоянии и периодически, помимо трамвайных парадов, устраивать поездки с экскурсоводом для любителей «Татр».

Источник

Новое-старое депо и ремонты путей: бодрый трамвайный октябрь в Москве

В начале октября трамвайную сеть Москвы заметно оживили изменения. Помимо закрытия на ремонт сразу нескольких участков путей, часть вагонов переехала на новое место жительства. Площадка Трамвайно-ремонтного завода, возобновившая спустя почти полвека работу в качестве эксплуатационного предприятия, заменила закрытое на реконструкцию депо им. Апакова.
Старейшее из действующих трамвайное депо, получившее имя в честь революционера, работника депо П. Л. Апакова, основано в 1909 г. и первые годы работы называлось Замоскворецким трамвайным парком. Теперь оно закрылось на реконструкцию. Это нужно для того, чтобы предприятие могло обслуживать новые трёхсекционные вагоны.
Исторический вид здания депо им. Апакова будет сохранён. Реконструируют производственный корпус, где разместится современное оборудование для обслуживания трамваев, и открытую площадку депо. Существующие трамвайные пути заменят новыми, при их укладке будут использоваться вибропоглощающие материалы и экошпалы, изготовленные из переработанного пластика, сообщает разработчик проекта — ГБУ «МосТрансПроект».
30 сентября трёхсекционные низкопольные вагоны модели 71-931М «Витязь-Москва» впервые вышли на маршрут № 26 «Метро «Университет» — Метро «Октябрьская» (Трамвайное депо им. Апакова)». С этого дня за работу этого маршрута стало отвечать Октябрьское трамвайное депо, в котором «Витязи» размещаются без проблем уже сейчас. В столице уже работают 375 вагонов «Витязь-Москва», сообщает ГУП «Мосгортранс».
В восточной части Москвы с 3 октября начат ремонт трамвайных путей в Погонном пр., 2-м Полевом пер. и на Русаковской ул. Как следствие, прекращено движение трамвайных вагонов на участках между станцией метро «Бульвар Рокоссовского» и кольцом «Богородское», а также между станциями метро «Преображенская площадь» и «Красносельская».
В работу маршрутов городского транспорта внесены изменения:
трамвайные маршруты №№ 4л и 4п «метро «Бульвар Рокоссовского» — метро «Бульвар Рокоссовского»» (кольцевые), № 7 «метро «Бульвар Рокоссовского» — Тверская застава», № 13 «Метрогородок — Ст. МЦД Каланчёвская» временно отменены;
маршрут трамвая № 2 «Метрогородок — Метро «Семёновская»» на участке между метро «Бульвар Рокоссовского» и «Преображенская площадь» вместо Ивантеевской ул., 3-го пр. Подбельского, Погонного пр., Миллионной ул. и Краснобогатырской ул. направлен через Открытое шоссе, Халтуринский пр., Халтуринскую ул., Б. Черкизовскую ул.;
маршрут трамвая № 34 «16-я Парковая ул. — метро «Семёновская»» продлён до Богородского по Измайловскому валу, Преображенскому Валу, Краснобогатырской ул. и Миллионной ул. с сохранением заезда на М. Семёновскую ул., Семёновский пер. и Измайловскую ул. при движении в обоих направлениях;
маршрут трамвая № 45 «Новоконная пл. — Сокольническая застава» вместо Сокольнической заставы от метро «Красносельская» следует до Тверской заставы по трассе трамвайного маршрута № 7 — Краснопрудной ул., Каланчёвской ул., Протопоповскому пер., ул. Гиляровского, ул. Дурова, Делегатской ул., 3-му Самотёчному пер., пер. Достоевского, ул. Достоевского, Перуновскому пер., ул. Палихе и Лесной ул.;
маршрут трамвая № 46 «метро «Бульвар Рокоссовского» — Октябрьское трамвайное депо» сохранён на участке между трамвайным депо и Богородским храмом, далее по Краснобогатырской ул., ул. Богатырский мост, Богородскому шоссе, Б. Ширяевской ул., Б. Оленьей ул., ул. Олений Вал, до Сокольнической заставы;
маршрут трамвая Б «Курский вокзал — Сокольническая застава» вместо Сокольнической заставы от метро «Красносельская» следует до станции МЦД Каланчёвская по Краснопрудной ул. и Каланчёвской ул.;
организован временный автобусный маршрут № 04 «метро «Бульвар Рокоссовского» — Богородское» по Ивантеевской ул., 2-му пр. Подбельского, бульв. Маршала Рокоссовского и 1-й Мясниковской ул.;
в помощь постоянному маршруту электробуса № т14 «Северянинский путепровод — Электрозаводский мост» организован временный автобусный маршрут № т14к «Рижский вокзал — Электрозаводский мост».
С 5 октября из-за строительства развязки на Северо-Восточной хорде помогающий временному маршруту № 04 маршрут автобуса № 80 «метро «Бульвар Рокоссовского» — метро «Преображенская площадь»» спрямлён — в сторону Преображенской пл. отменён заезд по 5-му, 4-му и 3-му пр. Подбельского.
Переезд всех вагонов депо им. Апакова на площадку Трамвайно-ремонтного завода (ТРЗ) позволил приступить к капитальному ремонту трамвайных путей на ул. Шаболовка. Ранее этот участок не получалось закрывать надолго. Ведь альтернативного соединения депо с трамвайной сетью нет с 1957 г. после ликвидации трамвайных путей по участку Садового кольца через Крымский мост.
Как результат, с 5 октября
трамвайный маршрут № 14 «метро «Университет» — метро «Октябрьская» (депо им. Апакова)» временно объединён с маршрутом № 47 «Нагатино — метро «Октябрьская» (депо им. Апакова)»» в единый маршрут № 47 «Нагатино — метро «Университет»» с трассой движения по Судостроительной ул., Нагатинской ул., Варшавскому шоссе, Холодильному пер., Даниловскому Валу, Серпуховскому Валу, ул. Орджоникидзе, ул. Вавилова и Ломоносовскому просп.
трамвайный маршрут № 26 «метро «Университет» — метро «Октябрьская» (депо им. Апакова)»» вместо ул. Шаболовка следует по Серпуховскому Валу, Даниловскому Валу и Холодильному пер. до Новоданиловского пр.;
организован временный автобусный маршрут № 047 «метро «Октябрьская» — Даниловский рынок» по ул. Шаболовка и Серпуховскому Валу с разворотом через Мытную ул., ул. Лестева и Люсиновскую ул. и посадкой у метро «Октябрьская» на разворотном кольце трамваев.
Завершить все начатые ремонтные работы специалисты планируют до конца ноября.
Вагоны, базировавшиеся в депо им. Апакова, переведены на территорию ТРЗ на Волочаевской ул. До середины 1970-х годов это предприятие было известно как трамвайное депо им. Кирова, начавшее деятельность в 1910 г. как Золоторожский трамвайный парк. С сокращением трамвайной сети столицы это депо, прекратившее осенью 1974 г. выпуск вагонов на линию, к октябрю 1976 г. было перепрофилировано в производственную базу по ремонту трамвайных вагонов.
Уже в новом веке предприятие претерпело обратную модернизацию с восстановлением ряда ранее утраченных путей и реконструкцией заездов-выездов на Волочаевскую ул. С октября этого года на площадку ТРЗ переведены вагоны, обслуживающие маршруты №№ Б, 3, 14, 38, 45.
С 26 сентября ведётся ремонт трамвайных путей в Тушине. А строительные работы в районе метро «Кунцевская», потребовавшие временного разрыва Арбатско-Покровской линии метро, завершились на два дня раньше срока — движение восстановлено с 3 октября.

Источник

Водитель трамвая депо апакова