Метротрам-необычный транспорт в Волгограде

В Волгограде есть уникальный и единственный вид транспорта-подземный скоростной трамвай. Такой такой есть еще на Украине, в Кривом Роге.

Метротрам-гибрид метро и скоростного трамвая.

Данный вид скоростного трамвая, который ездит под землей, построили еще в советское время в Волгограде.

Городу нужно было метро, но по численности населения Волгоград в те времена не дотягивал до того, чтобы в нем построить метро, поэтому, решили построить подземные пути, но пустить по ним обычный трамвай.

Строили метротрам с дальнейшей целью переделать его потом в метро.

Изначально планировалась, что стройка метротрама займет всего 4 года и 7 месяцев, но она длилась 8 лет на то было несколько причин:

  • слишком близко находились грунтовые воды и тоннели пришлось копать и укреплять дольше запланированного.
  • строительство осложняли неразорвавшиеся снаряды и мины времен ВОВ.

Основные несущие конструкции станций запроектировали сразу из сборного и монолитного железобетона, тоннелей – только из сборного. Строили снова по типу метрополитена, но при этом пассажирские платформы сделали только боковыми, поскольку двери в трамваях расположены справа.

Подземные станции закладывались с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: при проектировании учитывалось, что если построят метро, то платформы можно поднять до уровня платформ метрополитена , а также использовать пути метротрама.

Чтобы на платформах в зимнее время не образовывалась наледь на платформах из-за холодного воздуха в тоннелях, решено было сделать так, чтобы он при поступлении к станциям прогревался.

Но ничто не бывает вечным, как временное решение проблемы-метротрам в Волгограде действует до сих пор и его собирались даже достраивать.

Метротрам строили поэтапно, планировалось построить в три очереди.

1. Первоначально протяженность подземного участка метротрама была – 3,34 километра, а подземных станции всего 2, линия должна была справиться с перевозкой пассажиров до 30 тысяч человек в час. Вместе с наземными станциями участок метротрама составлял 13, 5 км.

2. Сразу после запуска в 1985 году началось строительство второй очереди СТ. Из-за объективных условий — заморозки проекта в перестроечные времена на строительство ушло уже не 14, а более 25 лет. Сами помните, какие были времена-конец 80-х-начало 90-х годов, денег в бюджете любого города было мало, заводы закрывались..

Строительство метротрама продолжилось в 2000-е годы и 1 декабря 2011 года состоялся запуск второй очереди скоростного трамвая.

Подземный участок второй очереди уже составил 3,8 км, было построено
3 станции. Подземные тоннели уже не скрещивались между собой, а пути были рассчитаны на вагоны с двухсторонним расположением дверей и кабинами управления по обоим концам для возможности реверсивного движения на конечной станции «Ельшанка».

Маршрут начинается от разворотного кольца на стадионе «Монолит» в Краснооктябрьском районе, минует разворотное на площади Чекистов, следует через «Профсоюзную», «ТЮЗ» и заканчивается на «Ельшанке» в Советском. Сейчас в Волгограде это последняя станция метротрама.

2. В 2013 году был заказан масштабный проект, предполагающий строительство третьей очереди скоростного трамвая. Потратили 400 млн. рублей на геодезические изыскания и составление документации. Весной 2014-го года городские власти планировали проект завершить, а затем под готовую документацию привлечь федеральные деньги, но планируемое строительство в 2016 году третьей очереди так и не началось. Местные власти предпочли развивать в Волгограде другие виды транспорта.

Сейчас общая линия СТ «ВГТЗ — Ельшанка» имеет 17,3 км в длину, из них под землёй — 7,1 км.

Трамвайные линии соединяют пять районов Волгограда из восьми, связывая тем самым практически весь город единой сетью общественного транспорта.

Маршрут следования скоростного трамвая составляет более 17 километров (протяженность линий под землей 7,1 км.) , разбит на 22 станции, причём шесть из них, интересных также и с архитектурной точки зрения, располагаются под землей. Одна станция расположена на эстакаде.

Станция площадь Ленина-одна из старейшин станций, построенная в первую очередь. Также были построены станции

Источник



Волгоград. Скоростной подземный трамвай.

Вероятно, вы ожидали, что сразу после поста об особенностях и духе Волгограда я расскажу о его самых известных достопримечательностях? И вы не ошиблись!

1. Поговорим о подземном скоростном трамвае (а всем известные памятные комплексы на Мамаевом Кургане и у Панорамы оставим на потом).

Электротрамвай в Царицыне появился не рано и не поздно по меркам нашей страны, в 1913 году. Открытие движения 9 апреля (причем строительство выполнено без иностранного участия, что для того времени было очень и очень смело).

2. Через 100 лет и 10 дней, к юбилею события, в Городском саду установили вот такой вот симпатичный вагон. Он хоть и не вековой давности, но возраст имеет все равно почтенный. Подобные вагоны серии Х возили пассажиров тут с 1929 по 1967 годы.

3. Движение прерывалось и на Гражданскую (1920-1922 гг.) и на Великую Отечественную войны (1942 -1943 гг.), причем во втором случае, несмотря на колоссальные городские разрушения, движение было полностью остановлено 23 августа 1942 года (в день знаменитой бомбардировки, когда ТОТ Сталинград в общем-то и сгорел) и открыто заново уже 26 декабря 1943 года.

Читайте также:  Работа светофоров для трамваев

4. С того времени работает без перерыва.

Необходимо сказать, что помимо существующей городской сети своей отдельной (то есть не связанной с общей) сетью располагает Красноармейский район. Дальняя, южная часть Волгограда, бывшая когда-то отдельным городом Сарепта. Кроме того, совсем недалеко есть и город Волжский (и там тоже есть свои трамваи).

Но это все была присказка.

В семидесятые годы оказалось, что в результате уборки нескольких наземных линий связь заводов на севере города и центра Волгограда ухудшилась. Решено было идти по нестандартному пути — продлить линию трамвая от улицы 7-й гвардейской дивизии ПОД всем центром города (под землей).

5. Работы начались в 1976 году и основным проектировщиком и строителем выступили организации из города Харькова, который тогда уже имел полноценный метрополитен.

Фото: Юлия Ермакова, отсюда.

6. Строят станцию «Площадь Ленина», одну из трех запланированных подземных.

Фото: Юлия Ермакова, отсюда.

5 ноября 1984 года началась эксплуатация совершенно нового для СССР транспортного предприятия — скоростного (и частью подземного) трамвая. Открыли движение вагоны Татра Т3 №5779-5780 (причем 5780 работает на линии до сих пор!).

7. Открытие движения. Станция «Площадь Ленина».

Итак, с 5 ноября 1984 года работала следующая система: от конечной «Тракторный завод», по выделенной полосе, практически без пересечения перекрестков со светофорами, трамвай проходил 14 остановок по земле.

8. Остановки там не очень видные. Вот, например, «Водоотстой» (крайне смешное, по мне, название).

9. Станция «Площадь Возрождения» .

10. «Мамаев Курган» . Здесь туристы бывают чаще чем где бы то ни было.

Источник

Волгоградский метротрам: городской аттракцион или прорыв?

В Волгограде есть удивительный транспорт- метротрам! Это когда трамвай на скорости, лишь на 10км/ч уступающей скорости метро, мчится под землей! Жутко невероятно! Кажется, что попал в жерло Ктулху, а вся эта хрупкая конструкция вот-вот рухнет прямо на вагон!
И такую вот непередаваемую гамму эмоций я умудрилась испытать, несмотря на то, что я искушенный пользователь метро!

Александра. Санкт-Петербург

Думаю, о волгоградском метротраме пишет каждый блоггер, кто бывал в Волгограде. Поэтому этот пост я решил сделать необычным, собрав мнения пассажиров метротрама. Ведь действительно это необычно! Стоишь вроде как на станции метро, ждёшь поезд, а тут с грохотом из тоннеля выкатываются татры. Садишься в трамвай, оплачиваешь проезд одному из кондукторов, а на 3-х секционных трамваях их, как в Казани-два, и с грохотом мчишься по тоннелю-это просто разрыв шаблона! Но это ещё не все впечатления от него: местами, когда трамвай едет уже по поверхности земли, пути такие, что мы летали как могли. Последний раз, я помню, так летал в Будапеште, когда мы поднимались на гору на зубчатом трамвае. XD

Но а если Вы вдруг не слышали или подзабыли, напомню что система Волгоградского метротрама была открыта в 1984 году, насчитывает 2 линии, 22 станции и чуть более 17 км протяжённости. В центральной части города под землю заведён 7 км участок с 6-ю станциями. На некоторых есть эскалаторы, которые в настоящее время не работают, когда-то были турникеты, оплата проезда осуществляется кондуктору в салоне. Цена билета на 2017 год-25 рублей.

Я столько слышала впечатлений перед поездкой, что ожидала чего-то совершенно не реального! А оказалось просто трамвай, иногда попадающий в длинный тоннель!
Татьяна. Подмосковье

Источник

Уникальный подземный трамвай в Волгограде

Наверняка вы даже и представить себе такое не могли – спускаетесь в подземку, а из туннеля выезжает. трамвай. Да, да! Самый обычный трамвай! Или садитесь в вагон, он едет себе, а потом внезапно уходит под землю. Такое возможно только в России! Но как так получилось, что в Волгограде появился подземный трамвай?

Из метрополитена в метротрам

В 70-е годы прошлого века Волгоград развивался крайне бурно: открывались новые заводы, город разрастался, население увеличивалось в геометрической прогрессии. Учитывая то, что региональная столица растянулась вдоль правого берега Волги более чем на 80 километров, жители столкнулись с тем, что добраться из северной части в центр стало довольно трудно. Действовавшие тогда трамвайные и троллейбусные маршруты не позволяли передвигаться без пересадок и затруднений на дорогах. Поэтому власти заговорили о метро. Но недостаток финансирования и стремление все сделать быстро и дешево заставили проектировщиков изощряться. Тогда-то и придумали термин «метротрам» – гибрид наземного трамвайного сообщения и метрополитена. Тем более что под землю надо было спрятать не так уж и много станций. И процесс создания подземного трамвая в Волгограде начался.

Двери справа, платформы слева

По канону, в подземных станциях выход на платформу осуществляется на левую сторону, в то время как на поверхности трамваи высаживают людей на правую. Проблему могли бы решить вагоны с дверьми на обе стороны, но денег на замену подвижного состава не нашли. Зато придумали, как выйти из этого, казалось бы, безвыходного положения. Проектировщики просто решили перекрестить тоннели друг над другом: таким образом вагон уходил под землю справа, а на станцию прибывал слева. В какой-то момент власти пообещали, что метро все-таки появится в городе на Волге, поэтому станции сделали мелкого заложения с возможностью перестройки под стандарты метрополитена. А последние три станции метротрама выкопали без перекрещивания тоннелей. Потом Советский Союз развалился, и их надолго законсервировали.

Читайте также:  Трамваи от щукинской до сокола окончание ремонта

Первая очередь

Скоростной трамвай отправился в первый путь 5 ноября 1984 года. Подземный трамвай в Волгограде поехал по маршруту, включавшему 17 станций: от «Тракторного завода» и до «площади Чекистов». Таким образом, линия СТ (скоростного трамвая) объединила четыре района города. Существовавшую линию трамвая в центре демонтировали, а на севере вынесли с дорожного полотна. Получилось что вагоны с дорогой почти не пересекаются, а значит, могут ехать значительно быстрее. Наземная часть состояла из 14 станций, а подземная — всего из трех. В районе улицы Бакинской трамваи стали уходить в тоннель и следовать до станций «Площадь Ленина», «Комсомольская» и «Пионерская». С последней вагоны вновь выезжали на поверхность на конечную «Площадь Чекистов». Причем станция «Пионерская» одновременно подземная и надземная. Из-за особенностей рельефа трамваи пустили по эстакаде над поймой реки Царицы.

Вторая очередь

Долгие годы законсервированные станции без перекрещивания тоннелей стояли без дела. Регион становился все беднее, но потихоньку закупал трамваи с двусторонним расположением дверей. В итоге их удалось купить 10 штук. Этого было недостаточно, поэтому было решено сделать два маршрута. 1 декабря 2011 года новые красивые вагоны вышли на маршрут СТ-2, который брал свое начало от разворотного кольца на стадионе «Монолит» в Краснооктябрьском районе и заканчивался на «Ельшанке» в Советском. То есть подземный трамвай в Волгограде продлили всего на три станции. Горожане были одновременно довольны и возмущены. С одной стороны, метротрам объединил аж пять районов. С другой, СТ-2 ездили с большим интервалом,приходилось оплачивать проезд дважды при пересадке.

Единая линия

Между открытием первой и второй очереди прошло целых 27 лет. И наверняка если бы не Чемпионат мира по футболу, то волгоградцы так и не дождались бы единой линии. Но 9 июля 2018 года она все же заработала. Маршрут СТ-2 удлинили, и вагоны поехали от конечной метротрама на севере города до самой последней станции в Советском районе. Прежний маршрут СТ упразднять не стали, он по-прежнему ходит до площади Чекистов с 7:00 до 19:00, поскольку СТ-2 эту станцию игнорирует (это ведь разворотное кольцо).

Теперь народу не приходится пересаживаться, дважды оплачивать проезд и подолгу ждать трамвай. Средняя скорость движения подземного трамвая составляет 25 километров в час. Время движения в пути примерно 40 минут. Общее число станций – 22, а маршрут подземного трамвая в Волгограде растянулся на 17,3 километра.

Источник

Волгоградский скоростной трамвай

Волгоград Логотип скоростного трамвая.png

Волгоградский скоростной трамвай — третья по вводу система скоростного рельсового транспорта Российской Федерации. Десятая — на территории СССР. Насчитывает 22 станции, расположенных на одной линии протяженностью 17,2 км. Из них участок длиной 6,97 км в составе пяти подземных станций расположенных в центральной части Волгограда, проложен под землей по стандартам метрополитена, и одна эстакадная станция расположена на эстакаде через пойму реки Царица. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии. Единственная в странах бывшего СССР система внеуличного городского транспорта с платными пересадками.

Содержание

Предпосылки создания проекта

Город расположен на правом берегу Волги. Особенность его планировки — вытянутость вдоль реки. Расстояние между границами города по реке составляет 60 км.

Пассажирские перевозки до сооружения линии скоростного трамвая осуществлялись трамваями (39 % общего числа пассажиров), автобусами (35 %), троллейбусами (18 %), речными судами (4 %) и поездами электрифицированной железной дороги (4 %).

На картограмме трудовых пассажиропотоков превалирует направление вдоль реки. При этом малая скорость уличного трамвая, недостаточное число дорог по продольной оси города, значительное увеличение пассажиропотоков на расчетный период явились основанием для сооружения скоростного трамвая в качестве основного магистрального транспорта по главному направлению.

Скоростная линия запроектирована институтом Гипрокоммундортранс МЖКХ по техническим условиям и указаниям, разработанным этим же институтом и ЛНИИ АКХ. Линия проходит по направлению основной магистрали города — через центральную часть в промышленный район. В центральной части, где бульвары и проезды перегружены безрельсовым транспортом и пешеходами, запроектирован подземный участок.

Проект первой очереди

Протяженность трассы первой очереди составляет 13,5 км, В том числе тоннельной 3,3 км. Линии начинается наземной петлей у реки Царица и проходит по высокому мосту, за которым сразу входит в тоннель. Тоннель проходит под центральным районом города; здесь запроектированы три подземные станции: «Дворец труда», «Комсомольская» и «Площадь Ленина». Низкие посадочные платформы (длиной 60 м) на подземных станциях, предполагавшиеся первоначально боковыми, перепроектированы на островные, что обусловлено возможностью ускорения и удешевления строительства имеющимся у Метростроя оборудованием.

Проектом предусмотрено мелкое заложение тоннеля и поскольку он почти на всем притяжении проходит под бульваром, на перегонах он сооружается щитовым способом, а на станциях — открытым. После тоннельного участка линия уложена на обособленном и собственном полотне вдоль пр. Ленина; там, где трасса близка к проезжей части, она отделена oт последней кустарником. Пересечения с дорогами с интенсивным автомобильным движением осуществляются в разных уровнях, а при небольшом движении — в одном. Образовавшиеся переезды оборудованы светофорной сигнализацией, включаемой движущимися трамвайными поездами. В местах больших пешеходных потоков у Мамаева кургана и заводских ворот сооружаются подземные переходы и выходами на посадочные платформы. Трасса заканчивается петлей с несколькими путями для отстоя вагонов.

Читайте также:  Нижний новгород транспорт трамваи

Движение организуется поездами из двух четырехосных вагонов, соединенных по системе многих единиц (СМЕ). Питание линии будет осуществляться от пяти тяговых подстанций, управляемых из одного диспетчерского пункта. Остановочные пункты, включая подземные, расположены на расстоянии от 0,5 до 1,5 км (в среднем 0,95 км). По расчетам, скорость сообщения будет равна 28—30 км/ч. Предполагается что 50 млн пассажиров, которые в первый год эксплуатации проедут по линии скоростного трамвая сберегут для отдыха и учебы 7 млн ч.

Подземные сооружения линии скоростного трамвая запроектированы, а габариты и конструкторские решения приняты по нормам проектирования метрополитенов, поскольку впоследствии намечено их использовать для линии метрополитена [1] .

В 1970 году по решению Совета Министров РСФСР в Волгограде было начато строительство нового вида городского электрического транспорта — скоростного трамвая, являющегося разновидностью легкорельсового городского транспорта с повышенной провозной способностью.

Потребность города в развитии скоростного трамвая подтверждена комплексной транспортной схемой, разработанной институтами «Гипрогор» в 1980 году и «Гипрокоммундортранс» в 1988 году. По форме городской территории Волгоград является ярким примером линейного города, вытянутого вдоль берега Волги более чем на 90 километров. Первая очередь линии скоростного трамвая протяженностью 13,5 км (в том числе 3,5 км подземной части) введена в эксплуатацию в 1984 году. На трассе расположены 12 остановочных пунктов и 3 подземные станции. С вводом первой очереди скорость сообщения между районами города возросла с 18 до 30 км/час, затраты времени на поездку сократились на 25-30 %. Возросла пропускная способность перевозок до 25 тыс. пасс./час. Появилась возможность беспересадочной поездки через четыре района [2] .

Технические подробности

Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. Станции «Площадь Ленина» и «Комсомольская» в текущем состоянии рассчитаны на составы из четырёх вагонов, но имеют также неиспользуемую скрытую часть платформы, за счёт которой могут быть удлинены при модернизации.

В начале подземных участков туннели меняются местами без прямого пересечения. Это связано с тем, что на подземных участках организовано левостороннее движение трамваев, так как используемые трамвайные вагоны имеют двери только с правой стороны.

В качестве основного средства безопасности на линии используется система АЛС-АРС. Подземный участок дополнительно оборудован системой двузначной автоблокировки.

На всех станциях скоростного трамвая установлена система видеонаблюдения в рамках программы антитеррористических мероприятий на транспорте, а на станции «Комсомольская» — терминалы системы «ОКСИОН».

На станциях второй очереди на путях установлены RFID-считыватели, которые могут использоваться для автоматизации множества аспектов работы линии скоростного трамвая. [3]

Открытие участков

Хронология открытия

    1984 года. Открыта первая очередь «Тракторный завод» — «Площадь Чекистов» 2008 года. На действующем перегоне «Площадь Ленина» — «ЦПКиО» открыта 19 станция «ТРК „Европа“» 2011 года[4] . Открыт первый пусковой участок «Пионерская» — «Ельшанка» второй очереди.

Оплата проезда

На подземных станциях установлены своеобразные «турникеты». В дневное время, прежде чем спуститься в подземный вестибюль, пассажир должен приобрести в кассе и погасить компостером посадочный талон.

Билет, продаваемый в кассах подземных станций

Билет, продаваемый кондуктором в салоне трамвая на наземных станциях

Подвижной состав

Tatra T3SU, 71-154 (ЛВС-2009), Tatra T3R.PV, Tatra KT8D5 [5] . Используются СМЕ из двух вагонов. В выходные дни и в вечернее время могут встречаться одиночные вагоны.

Трамвай 71-154 на станции «ТРК „Европа“»

Салон трамвая 71-154

Интересные факты

Все остановки наземной части линии скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя большая часть из них фактически не имеет принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.

Перспективы развития

В конце 2012 года был объявлен конкурс на проектирование третьей очереди скоростного трамвая от станции «Ельшанка» до станции «Университет». Конструктивно, продолжение линии будет отличаться от существующих станций: сокращение длины платформы для посадки пассажиров до 70 м, строительство двух капитальных наземных станций, таких например как «Дзержинская» в Кривом Роге. Неизменным остается одно — линия может быть переоборудована в полноценный метрополитен, так как продолжает проектироваться и строиться по тем же СНиПам. Всего же на линии будет запроектировано шесть станции с условными названиями «Новосибирская», «Аграрный университет», «Тормосиновская», «Панфиловская», «Купоросная балка» и «Госуниверситет». Длина линии составит 6.2 км.

Предложено выделить три пусковых комплекса:

  • «Ельшанка» — «Аграрный университет», со станциями «Новосибирская» — «Аграрный университет»
  • «Аграрный университет» — «Панфиловская», со станциями «Тормосиновская» — «Панфиловская»
  • «Панфиловская» — «Госуниверситет», со станциями «Купоросная балка» — «Госуниверситет», а также Электродепо.

5 марта 2013 года городской комитет по строительству Администрации Волгограда выступил с предложением о переименовании проектируемых станций скоростного трамвая. В итоге были утверждены следующие названия для будущих подземных станций: «Новосибирская», «Аграрный университет», «Тормосиновская», «Панфиловская», «Купоросная балка» и «Госуниверситет». [6]

Источник

Волгоград трамвай под землей время работы